Напоминание

"Декоративно-прикладное искусство родного края как средство нравственно – эстетического воспитания старших дошкольников"


Автор: Полякова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №192"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Декоративно-прикладное искусство родного края как средство нравственно – эстетического воспитания старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Декоративно-прикладное искусство родного края как средство

нравственно – эстетического воспитания старших

дошкольников.

Автор: Полякова Елена Сергеевна, воспитатель МДОУ № 192.

Наша работа ориентирована на воспитание нравственно – эстетических

чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно –

прикладного искусства.

Одной из актуальных проблем, стоящих на сегодняшний день перед нами,

педагогами, является развитие культуры чувств у детей.

В наши дни при засилии иностранных мультфильмов, пропагандирующих

свой менталитет, при повсеместном подражании западной и американской

культуре, мы теряем свои исконно русские традиции. Не рекламы и боевики,

не мультфильмы с героями монстрами должны оказывать воздействие на

чувства ребенка, а встречи с прекрасным, например, декоративно-

прикладным искусством. Минуты созерцания необходимы, чтобы настроить

ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и ко всем

окружающим.

«Если вы, педагог, мать, отец, сумеете научить ребенка в младенческие,

отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивными творениями

человеческих рук, красотой природы, то вы вырастите человека с высокой

культурой чувств» - писал В. А. Сухомлинский и в своей педагогической

работе доказал эффективность встреч с прекрасным.

Декоративно-прикладное искусство – одно из древнейших. Традиции

народного прикладного искусства складывались веками, развивались и

бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными

видами народного декоративного творчества. Это искусство вносит в жизнь

радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой

стройностью, соразмерностью, гармонию форм, линий, пропорций,

мудростью и добротой.

Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники

веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в

природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и

рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединенное

с тонким анализом, сравнением и обобщением, нашло отражение в

обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились

элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных

форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения

животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали

элементы в геометрическом орнаменте.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и

сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов

переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство

отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому

понятно и доступно людям и даже самым маленьким – дошкольникам.

Произведения народного декоративного искусства отличает красочность,

яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность

цвета характерны для большинства народных росписей.

В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство близко и

понятно детям, оно соответствует их мировосприятию.

А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина не раз отмечали, что ребенок

тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности

он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Многие

работы народных мастеров маленькие дети воспринимают глубже и полнее,

чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает

педагогу в формировании у детей художественного вкуса и в руководстве их

художественным творчеством. Известный ученый, педагог А. П. Усова,

высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что

маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом

возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в

атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние

народного искусства на формирование у детей первых представлений о

Родине, чувства любви к ней.

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем

проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм,

оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время

в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы,

обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная

психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей,

максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь

к чувствам и мыслям людей .( Г. Г. Григорьева. Развитие дошкольников в

изобразительной деятельности – М., 2000)

Высокие художественные достоинства содержания и формы декоративно –

прикладного искусства при одновременной доступности его детям делают его

незаменимым средством воспитания ребенка.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства

в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой

любви к Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания,

осознания своей национальной принадлежности. Эмоциональный язык

искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к

душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен ( К.

Д. Ушинский, Е. А Флерина, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Т. Я. Шпикалова,

Б. М. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей

в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края,

где живет человек. Б. М. Неменский подчеркнул, что ребенка необходимо

«…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».

Национальное искусство –тот дом, из которого ребенок отправляется по

дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им

остро прочувствовано.

В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, неотделимо от

общения людей между собой, от общения с природой. Не случайно в

роскошных узорах Хохломы – разноцветье трав и ягод природы средней

полосы России. Фантастические букеты Городецких купавок, ромашек,

розанов, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и

барышень, как бы воплощают нравственно-эстетические идеалы простого

народа Руси.

Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного

искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более

важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через

искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие

первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего

становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей

страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве.

Выразительные средства декоративно-прикладного искусства в

воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного

возраста можно использовать в интегрированной форме как на занятиях,

развлечениях, праздниках, экскурсиях, так и в процессе самостоятельной

деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Мы

строим свою работу на следующих принципах: 1. тщательно отобранный

материал, обусловленный возрастными возможностями детей; 2. интеграция

работы с различными направлениями воспитательной работы и видами

деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, формирование

математических представлений, театрализованные игры); 3.активное

включение детей; 4. использование средств декоративно-прикладного

искусства на занятиях по изобразительной деятельности для нравственно-

эстетического воспитания дошкольников максимально; 5.эстетика быта.

Итак, общение ребенка с декоративно – прикладным искусством оказывает

благотворное влияние на развитие его личности. Ребенок, знакомясь с

предметами народного творчества, ощущает радость узнавания окружающего

мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения

искусства, малыш становиться пытливым, наблюдательным, эмоционально

отзывчивым. Декоративно-прикладное искусство дарит радость общения,

формирует умение сопереживать. Через зримые красочные образы народное

творчество помогает ребенку познать истину, добро, красоту. Ранние

эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты, оставляют

неизгладимый след в душе дошкольника. С годами, при благоприятном

влиянии, это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному

перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить

искусство родного края. Произведения народных мастеров учат ребят

фантазировать, у них возникает желание самим создать красивое, и

зарождается творчество. Мы убедились, что декоративно-прикладное

искусство играет большую роль при формировании у дошкольников

этических представлений, развитии художественного вкуса и творческих

способностей, воспитании гуманных чувств и эстетического отношения к

окружающему миру.

Литература:

1.

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной

деятельности:Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –

М.,1999.

2.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение

и творчество.- М., 1990.

3.

Саккулина Н. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в

детском саду. – М., 1982.

4.

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1961.

5.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и

декоративно-прикладного искусства. – М., 1996.

6.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы

занятий. – М.:Мозаика-Синтез,2004.

7.

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред.

Ветлугиной Н.А.

8.

Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.-

М.: Просвещение, 1986.

9.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред.

Виноградовой А. М. – М.: Просвещение, 1989.

10.Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н. А. –

М., 1985.

11.Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.

– М., 1974.

12.Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа

эстетического воспитания детей 2 – 7 лет. – М.: Педагогическое

общество России, 2005.



В раздел образования