Автор: Полякова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №192"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Декоративно-прикладное искусство родного края как средство нравственно – эстетического воспитания старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Декоративно-прикладное искусство родного края как средство
нравственно – эстетического воспитания старших
дошкольников.
Автор: Полякова Елена Сергеевна, воспитатель МДОУ № 192.
Наша работа ориентирована на воспитание нравственно – эстетических
чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно –
прикладного искусства.
Одной из актуальных проблем, стоящих на сегодняшний день перед нами,
педагогами, является развитие культуры чувств у детей.
В наши дни при засилии иностранных мультфильмов, пропагандирующих
свой менталитет, при повсеместном подражании западной и американской
культуре, мы теряем свои исконно русские традиции. Не рекламы и боевики,
не мультфильмы с героями монстрами должны оказывать воздействие на
чувства ребенка, а встречи с прекрасным, например, декоративно-
прикладным искусством. Минуты созерцания необходимы, чтобы настроить
ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и ко всем
окружающим.
«Если вы, педагог, мать, отец, сумеете научить ребенка в младенческие,
отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивными творениями
человеческих рук, красотой природы, то вы вырастите человека с высокой
культурой чувств» - писал В. А. Сухомлинский и в своей педагогической
работе доказал эффективность встреч с прекрасным.
Декоративно-прикладное искусство – одно из древнейших. Традиции
народного прикладного искусства складывались веками, развивались и
бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными
видами народного декоративного творчества. Это искусство вносит в жизнь
радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой
стройностью, соразмерностью, гармонию форм, линий, пропорций,
мудростью и добротой.
Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники
веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в
природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и
рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединенное
с тонким анализом, сравнением и обобщением, нашло отражение в
обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились
элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных
форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения
животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали
элементы в геометрическом орнаменте.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и
сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов
переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство
отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому
понятно и доступно людям и даже самым маленьким – дошкольникам.
Произведения народного декоративного искусства отличает красочность,
яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность
цвета характерны для большинства народных росписей.
В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство близко и
понятно детям, оно соответствует их мировосприятию.
А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина не раз отмечали, что ребенок
тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности
он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Многие
работы народных мастеров маленькие дети воспринимают глубже и полнее,
чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает
педагогу в формировании у детей художественного вкуса и в руководстве их
художественным творчеством. Известный ученый, педагог А. П. Усова,
высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что
маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом
возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в
атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние
народного искусства на формирование у детей первых представлений о
Родине, чувства любви к ней.
Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем
проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм,
оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время
в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы,
обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная
психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей,
максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь
к чувствам и мыслям людей .( Г. Г. Григорьева. Развитие дошкольников в
изобразительной деятельности – М., 2000)
Высокие художественные достоинства содержания и формы декоративно –
прикладного искусства при одновременной доступности его детям делают его
незаменимым средством воспитания ребенка.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства
в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой
любви к Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания,
осознания своей национальной принадлежности. Эмоциональный язык
искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к
душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен ( К.
Д. Ушинский, Е. А Флерина, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Т. Я. Шпикалова,
Б. М. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей
в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края,
где живет человек. Б. М. Неменский подчеркнул, что ребенка необходимо
«…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».
Национальное искусство –тот дом, из которого ребенок отправляется по
дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им
остро прочувствовано.
В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, неотделимо от
общения людей между собой, от общения с природой. Не случайно в
роскошных узорах Хохломы – разноцветье трав и ягод природы средней
полосы России. Фантастические букеты Городецких купавок, ромашек,
розанов, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и
барышень, как бы воплощают нравственно-эстетические идеалы простого
народа Руси.
Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного
искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более
важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через
искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие
первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего
становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей
страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве.
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства в
воспитательно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного
возраста можно использовать в интегрированной форме как на занятиях,
развлечениях, праздниках, экскурсиях, так и в процессе самостоятельной
деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Мы
строим свою работу на следующих принципах: 1. тщательно отобранный
материал, обусловленный возрастными возможностями детей; 2. интеграция
работы с различными направлениями воспитательной работы и видами
деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, формирование
математических представлений, театрализованные игры); 3.активное
включение детей; 4. использование средств декоративно-прикладного
искусства на занятиях по изобразительной деятельности для нравственно-
эстетического воспитания дошкольников максимально; 5.эстетика быта.
Итак, общение ребенка с декоративно – прикладным искусством оказывает
благотворное влияние на развитие его личности. Ребенок, знакомясь с
предметами народного творчества, ощущает радость узнавания окружающего
мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения
искусства, малыш становиться пытливым, наблюдательным, эмоционально
отзывчивым. Декоративно-прикладное искусство дарит радость общения,
формирует умение сопереживать. Через зримые красочные образы народное
творчество помогает ребенку познать истину, добро, красоту. Ранние
эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты, оставляют
неизгладимый след в душе дошкольника. С годами, при благоприятном
влиянии, это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному
перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить
искусство родного края. Произведения народных мастеров учат ребят
фантазировать, у них возникает желание самим создать красивое, и
зарождается творчество. Мы убедились, что декоративно-прикладное
искусство играет большую роль при формировании у дошкольников
этических представлений, развитии художественного вкуса и творческих
способностей, воспитании гуманных чувств и эстетического отношения к
окружающему миру.
Литература:
1.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности:Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –
М.,1999.
2.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение
и творчество.- М., 1990.
3.
Саккулина Н. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в
детском саду. – М., 1982.
4.
Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1961.
5.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства. – М., 1996.
6.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы
занятий. – М.:Мозаика-Синтез,2004.
7.
Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред.
Ветлугиной Н.А.
8.
Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.-
М.: Просвещение, 1986.
9.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред.
Виноградовой А. М. – М.: Просвещение, 1989.
10.Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н. А. –
М., 1985.
11.Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду.
– М., 1974.
12.Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа
эстетического воспитания детей 2 – 7 лет. – М.: Педагогическое
общество России, 2005.