Автор: Лапшова Мария Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Тимашево
Населённый пункт: с. Тимашево
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение уровня родительской компетентности через новые формы работы на дошкольной ступени образования"
Раздел: дошкольное образование
«Повышение уровня родительской компетентности через новые формы работы на
дошкольной ступени образования»
От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию. Одна из наиболее важных задач на сегодняшний день «повернуться» лицом к
семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых
подходов в воспитании ребёнка.
Для
детского
сада
важно
работать
в
тесном
контакте
с
семьями
воспитанников,
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Направления сотрудничества
между детским садом и родителями могут быть самые разнообразные: повышение уровня
родительской компетентности, включение в работу с детьми содержания, которое позволило
бы ребенку понять значимость семьи, родных и близких в его жизни,
организация работы
дошкольного учреждения, которая строилась бы на взаимодействии с семьей «на равных».
Добиться
выполнения
поставленных
задач
в
данных
направлениях
возможно
при
использовании
различных
новых
форм
работы
с
родителями,
традиционных
и
нетрадиционных: консультации
групповые,
индивидуальные, наглядная
информация,
информационные
стенды, ширмы, папки-раскладушки, памятки, рекомендации, альбомы,
фотографии, журнал
безопасности, журнал
обратной
связи, творческие
тематические
выставки, вернисажи, конкурсы. Детские сады «Светлячок» и «Ёлочка», принимая участие в
Лаборатории
методического
сопровождения
формирования
этических
и
нравственных
качеств
дошкольника,
привлекли
к
сотрудничеству
родителей
всех
детских
садов
образовательного центра. С целью реализации программы «Все профессии важны-дети знать
о них должны» родители помогли изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр, оснастили
уголки
модулями
«Больница»,
«Парикмахерская»,
«Библиотека»,
оформили
альбомы
«Профессии» для всех возрастных групп, приняли активное участие в пошиве костюмов, в
организации экскурсий, встреч, бесед. В младших дошкольных группах и группах раннего
развития работает “Мамина школа”, где рассматриваются такие вопросы как: «Искусство
общения», «Что делать, если…» и другие. В свою очередь, родители создали презентации из
опыта семейного воспитания «Папа, мама, я – счастливая семья», “ Особенности воспитания
детей в многодетной семье». Ежегодно участвуют в конкурсе «Лучшая семья года». Для
повышения качества дошкольного образования в детских садах организованы студии, клубы.
Вновь создан физкультурно-оздоровительный клуб «Союз верных друзей». Больше пяти лет
действует студия «Туристёнок», которая продолжает свою работу на начальной ступени
образования
в
рамках
преемственности
дошкольной
ступени
образования
со
школой.
Большой популярностью пользуются письменные формы взаимодействия с родителями:
газеты ДОО,
поселения, сайт школы. В каждом номере газеты,
а
также через СМС,
электронную почту, телефон мы поздравляем с днём рождения своих воспитанников и их
родителей.
В
последнее
время
наиболее
популярной
формой
работы
с
родителями
и
дошкольниками стала проектная деятельность: «Наша лыжня», «Все профессии важны-дети
знать
о
них
должны»,
«Сказочная
страна»,
«Зимняя сказка».
Были
проведены
акции:
«Посади дерево», «Рябиновая Русь», «Ёлочка-зелёная иголочка», «Аптека на грядке», «День
Победы»,
«Сквер
Победы». Интересны
проекты
групповые:
«Лимонад»,
«Молоко»,
«Капуста-царица
овощей»,
«Воздух»,
«День
Победы»,
«Цветочная
клумба»
и
другие.
Родители принимают активное участие в организации комфортной среды ДОО, пропаганде
охраны окружающей среды. На участках групп создана эстетически комфортная среда для
жизнедеятельности
детей
на
территории
дошкольной
образовательной
организации
при
тесном сотрудничестве с родителями. Сформированные условия важны для эффективного
экологического
образования
дошкольников,
способствующего
воспитанию
экологической
культуры и осознанного отношения к природе.
Для
наиболее
эффективного
результата
работы
с
родителями
мы
используем
информационно-аналитические
формы
организации
взаимодействия:
анкетирование,
тренинги,
диагностику,
мониторинг,
в
ходе
которых
изучаем
потребности
родителей,
удовлетворённость
образовательным
процессом
в
ДОО,
изучение
стиля
и
методов
воспитания в семье. Благодаря организации различных форм взаимодействия с родителями
воспитательные
функции
семьи
и
ДОУ становятся
более
профессиональными.
Взаимодействие важно для всестороннего развития личности ребёнка, является необходимым
условием преемственности, возможностью установления доверительного делового контакта
между
семьей
и
детским
садом.
Использование
разнообразных
форм
работы
помогает
родителям
из
«зрителей»
и
«наблюдателей»
становиться
активными
участниками
образовательного и воспитательного процессов. Каждая форма общения с родителями имеет
определённые цели и задачи, и её иистематическое применение в работе с родителями ведёт
к
привлечению и х внимания
к проблемам воспитания детей, получению необходимого
минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.