Напоминание

Быть воспитателем - это призвание


Автор: Дикарева Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат
Населённый пункт: Новый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: эссе
Тема: Быть воспитателем - это призвание
Раздел: начальное образование





Назад




Эссе воспитателя Новооскольской специальной общеобразовательной

школы-интерната В. В. Дикаревой на тему: « Быть воспитателем – это

призвание»

ПОДБИРАЯ КЛЮЧИКИ К ДУШЕ…

Прежде чем рассказать о себе и моем личном видении профессии, ставшей

моей судьбой, я хотела бы вспомнить имя известнейшего в нашей стране

санкт-петербургского (ленинградского) педагога-новатора, литератора и

русоведа Евгения Николаевича Ильина. Разработанные им еще в советские

времена методики преподавания и воспитания, актуальны и сегодня, а

написанные им труды, полагаю, достойны стать настольными книгами не

только для учителей, а для каждого взрослого человека, родителя, которому

небезразлично, какими же вырастут и станут его дети в будущем.

Лично мне, помнится, очень глубоко запало в душу одно из суждений

Евгения Николаевича, в котором он очень точно подмечает, что порой

человеческий организм в чем-то очень схож с тончайшим и сложным

механизмом, который изначально необходимо завести. И то, насколько четко

и верно станет этот механизм в дальнейшем работать, напрямую зависит и от

руки, которой он будет заведен, от того, насколько верна и деликатна она

будет и от того, кому принадлежит эта рука и сможет ли она из множества

самых разных ключиков подобрать тот единственно верный, подходящий

именно этому конкретному механизму. Иными словами, говоря о ключиках к

тончайшим механизмам души, мы ведем речь о том огромном влиянии,

которую могут оказать они на дальнейшую судьбу каждого человека. Что же

касается ребенка, то в его жизни человеком, подбирающим такой «ключик»

может стать учитель, воспитатель, педагог.

Так уж сложилась моя судьба, что в правоте этих утверждений я смогла

убедиться на собственном примере. Еще будучи школьницей, мне довелось в

течение трех лет жить и учиться в дали от родного дома – в школе-интернате

города Грайворона. Именно там и повстречала я удивительного человека,

подобравшего не только этот самый «волшебный ключик» к моей душе, а во

многом определившим и мою дальнейшую судьбу. Была же этим человеком

незабвенный воспитатель, любимица всей интернатской детворы Мария

Михайловна Фокина. Самая добрая и самая справедливая, самая умная и

самая смелая, в общем, как и в любом детстве, не знающем полутонов,

«самая-самая-самая». Спустя долгие годы, я, конечно, поняла, что была эта

замечательная женщина наделена природой и судьбой самыми высшими

талантами – талантом педагогическим и высочайшим талантом доброты,

сопереживания и мудрости. Ну, а тогда, в детстве ее улыбка и похвала была

для нас высшей наградой, ее добрый совет – самым мудрым и единственно

верным, а общение с ней позволяло нам, оторванным от семей ребятишкам,

чувствовать себя так, словно прочно защищены мы и обогреты теплом

родного очага. Кое-кто из малышей, помню, даже пытался называть ее мамой.

Наверное, именно тогда я и поняла, и решила для себя, что, когда вырасту,

обязательно сделаю все возможное, чтобы быть такой же, как мой

воспитатель и что профессией своей выберу только работу с детьми.

Летели годы. И вот уже за плечами у меня пединститут и горящие

любопытством, озорством и еще тысячу тысяч эмоций и переживаний глаза

«моих» школьников. В школе, впрочем, довелось мне проработать недолго.

Памятуя собственное детство, судьбы тех ребятишек, которых судьба

забросила далеко от дома, я выбрала работу с не совсем обычными детьми –

воспитанницами Новооскольской ВТК. Будучи учителем русского языка и

литературы, я прекрасно осознавала, что на мою долю выпала куда большее,

нежели заключено в рамках учебников. Мы, педагоги и воспитатели, должны

были стать для них и наставниками, и старшими товарищами – людьми,

которым надлежит исправить ошибки большого и недоброго взрослого мира,

в котором этим подросткам довелось оступиться, запутаться, потеряться в

жизни. Нашей же задачей было помочь им вновь поверить в людей, в силу

добра и правды, протянуть им руку помощи, дабы смогли они выйти в новую

свою жизнь не просто «достойными членами общества», (как говорилось в

официальных формулировках), а зрелыми, самостоятельными людьми,

постигшими на собственных ошибках самые главные человеческие

постулаты о добре и зле, о порядочности, дружбе, труде и правде. Уж сколько

лет минуло с тех самых пор. Однако по сей день самой главной моей

наградой за бессонные ночи, даже за пролитые украдкой слезы являются для

меня письма и поздравительные открытки бывших моих воспитанниц,

фотографии, с которых они улыбаются мне, счастливые, успешные, в

окружении своих детей, (которых я искренне считаю моими «внучатами»),

рядом с любящими мужьями. А из слова благодарности согревают мне душу

и дают уверенность в том, что годы моей работы не прошли даром, и что,

выбирая профессию в далеком детстве, я не ошиблась, потому что свой

выбор делала сердцем.

На сегодняшний день я весь свой опыт, все свои знания, всю свою любовь и

нежность вновь отдаю детям, которым живется несколько слоне, чем

обычным, «домашним» ребятишкам. Я – воспитатель Новооскольской

специальной общеобразовательной школы-интерната. Они такие маленькие и

беззащитные, мои воспитанники, но на долю многих из них выпало уже

столько недугов и горестей, что не всякому взрослому будет под силу

удержать на плечах.

Вы представить себе не можете, какой болью поначалу взрывалось в моем

сердце короткое и такое привычное каждому из нас слово «МАМА». Это ко

мне и моим коллегам в ответ на доброе слово или ласковый взгляд стали так

обращаться маленькие «отказники» с глазами доверчивыми и чистыми,

пристально глядящими в самую душу.

Увы, мир взрослых, огромный, сложный, к сожалению, не всегда бывает

милосердным даже к таким крохам, как мои «второклашки» и

«третьеклашки». Среди них есть те, родители которых лишены родительских

прав или сами от них отказались, есть дети из проблемных и

малообеспеченных семей, а также те, кого официально принято считать

попавшими в сложную жизненную ситуации. А еще, практически, каждый из

них имеет достаточно сложный медицинский диагноз и уже поэтому

нуждается в особом внимании, особом, индивидуальном подходе. Тем не

менее, каждый из них – уже маленькая личность со своими

индивидуальными чертами характера, способностями, а, подчас, даже

скрытыми талантами.

Например, Танечка (имена детей изменены по этическим соображениям)

страдает одной из форм аутизма, и назвать ее общительной никак нельзя. Тем

не менее, она, как никто другой способна сосредотачиваться на поставленной

перед ней задаче, хорошо справляется с логическими заданиями, очень любит

рисовать, работать с пластилином и конструктором, интересуется

компьютером, с удовольствием ухаживает за комнатными растениями. Я, как

педагог понимаю, что воспитать в этой девочке лидерские качества будет

попросту невозможно, а вот привить ей навыки общения – необходимо. Здесь

помогают похвала, доброе слово. Всякий раз стараюсь подчеркнуть, что она

справилась со своим заданием лучше всех, и было бы очень хорошо, если бы

она, как добрая и хорошая девочка, помогла своим товарищам, например,

раскрасить картинку или объяснила, почему воды для одного цветочка нужно

больше, а для другого – меньше. Вот так импровизированно возникает работа

«в команде».

А вот у Егора, живого, общительного, подвижного, другая проблема –

совершенно не умеет сосредотачиваться, удерживать внимание на

конкретном задании или объекте. Вот и «тренируемся», скрупулезно

отсчитывая секунды, потом минуты, вместе радуемся результату. К слову,

великолепным «тренажером» становятся книги или занимательные,

коротенькие истории, которые, бывает сама же и придумываю для него «на

ходу». Чем закончилась сказка? Кто победил? А как звали главных героев?

Очень выручает опять-таки, работа «в команде», приемы переключения

внимания и, как главный стимул, конечно, похвала, осознание ребенком, что

он может быть самым лучшим, самым умным, добрым, хорошим.

И вот так. всякий раз работая с группой, непременно стараешься подчеркнуть

роль каждого ребенка, его уникальность, предлагаешь всем ребятам оценить

и похвалить работу своих товарищей.

Дети –это все-таки дети, а, значит, они любят играть. Игровая форма занятий

с малышами – по-моему самая действенная и универсальная форма и для

более полного усвоения новой информации, и для развития

коммуникативных навыков.

По моему твердому убеждению, каждый шаг, каждый жест, каждое слово

педагога и воспитателя при работе с детьми, тем более, такими особенными,

как мои воспитанники, должен давать хоть малые, но знания, причем,

непременно, позитивные. Будь то занятия по развитию мелкой моторики (и не

важно, лепим мы зайку из пластилина или просто застегиваем пуговички на

рубашке), познавательная экскурсия по городу, в парк или музей, это может

быть даже очень важная и серьезная игра в «мирись-мирись», если

произошла ссора, всякий раз конечным результатом должен быть новый опыт,

который пригодится детям в дальнейшем, в их будущей «взрослой жизни». И

еще: каждая секунда общения воспитателя и ребенка должна проходить в

теснейшей «связке». Педагог не может, не имеет права находиться «вне», и в

момент контакта незримые рамки, отделяющие взросло от ребенка,

обособляющие их друг от друга эмоционально, когнитивно, коммуникативно.

Лишь от души к душе, от сердца к сердцу, лишь искренне, без грамма

фальши. Только тогда наградой тебе станет добрая улыбка маленького

«обижульки», горящие интересом понимания и желания узнать больше глаза.

И, наверное, только в такие волшебные моменты ты где-то на уровне

собственно сердца начинаешь чувствовать и осознавать, что «волшебные

ключики» к детской душе все-таки существуют.

В. В. ДИКАРЕВА, воспитатель Новооскольской специальной

общеобразовательной школы-интерната.



В раздел образования