Автор: Сабада Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у младших школьников
Раздел: начальное образование
Развитие связной речи у младших школьников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время
проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются
центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с
социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в
связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая
определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного
возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого
общения -одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,
частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления
и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности
речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной
речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению
грамоте.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной
деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и
обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и
средства контроля за этими знаниями.
Основным в речевом развитии ребёнка является всё перестраивающееся и
совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В
зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи.
Сначала общение у ребёнка происходит лишь с его ближайшим
непосредственным окружением. Постепенно вводимые отдельные
высказывания, просьбы, вопросы и ответы отливаются в разговорную
диалогическую форму. Лишь после этого появляется потребность передать,
отобразив его в речевом плане, более или менее обширное смысловое целое
(описание, рассказ), предназначенное и для постороннего слушателя и ему
понятное. Тогда развивается связная речь, умение раскрыть мысль в связном
речевом построении. Всякая подлинная речь, прежде всего для самого
говорящего, передающая мысль, желание говорящего, является связной
речью, но формы связности в ходе развития изменились. Связной в
специфическом смысле слова называют такую речь, которая отражает в
речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь
может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не
осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи
представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим
образом в его речи. Связность речи означает адекватность речевого
оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя.
Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе
её собственного предметного содержания. Для того, чтобы её понять, нет
необходимости учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится;
всё в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная
речь.
Различая ситуативную и контекстную речь по главной её черте, нельзя,
однако, внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторый
контекст, и всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией.
Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней
взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из
них является в каждом данном случае господствующим.
Основная линия развития речи ребёнка в том, что от исключительного
господства только ситуативной речи ребёнок переходит к овладению и
контекстную речью. Когда у ребёнка развивается контекстная связная речь,
она не наслаивается над ситуативной, не вытесняет её; ребёнок, как и
взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания,
которое надо передать, и характера самого общения. Ситуативная речь - это
речь, которой естественно пользуется и взрослый в разговоре с собеседником,
находящимся с говорящим в общей ситуации, когда речь идёт о
непосредственном её содержании; к контекстной речи, понятной независимо
от ситуации, переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета,
выходящего за пределы наличной ситуации, притом изложение,
предназначенное для широкого круга слушателей. По мере того, как в ходе
развития изменяются и содержание, и функции речи, ребёнок, обучаясь,
овладевает формой связной контекстной речи.
Лишь постепенно ребёнок переходит к построению речевого контекста.
Переходный этап на этом пути показательно выступает в одном частном, но
симптоматическом явлении. Преимущественно у старших дошкольников
регулярно появляется интересная речевая конструкция: сначала ребёнок
произносит местоимение ("он", "она" и т.п.), а затем, как бы чувствуя
неясность своего изложения и необходимость его пояснить, он вслед за
местоимением вводит поясняющее его существительное; "она - девочка -
пошла", "он - мяч - покатился". Эта форма изложения не случайное явление, а
типичное, вскрывающее существенный этап в речевом развитии ребёнка.
Ребёнок непроизвольно строит свою речь исходя из того, что ему
представляется непосредственно понятным.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,
грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В
то же время речь детей должна быть живой, непосредственной,
выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность
мыслей. Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание
людей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение
осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной
речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить
об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или
литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка:
при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные
слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение
рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать
молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы.
Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная
сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в
предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону.
Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в
неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных
слов.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи.
Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть
связано с развитием умения правильно выразить их в речи. Таким образом,
под связной речью понимается развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,
грамматически правильно и образно.
Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны
своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум
причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в
мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его
речи.
Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая.
Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания
диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка
вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам.
Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная
выразительность, жест, мимика и т. п.- основные черты диалогической речи.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать
вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать
нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить,
более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты,
четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ,
объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не
увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь
стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства
выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только
внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит
диалог, реплики собеседника). Следовательно, монологическая речь является
более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому
требует специального речевого воспитания.
Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно
учитывать в методике обучения детей родному языку.
Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой
овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются
предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и
связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой
разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В
раннем детстве формирование диалогической речи предшествует
становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух
форм речи протекает параллельно.
Ряд ученых считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью
первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество
диалогической речи в ее зрелой развернутой форме во многом зависит от
владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной
диалогической речи должно подводить к овладению связным
монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как
можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу,
придавая ей естественный, связный характер.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь
связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью
содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той
ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты,
мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от
ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность
контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение
высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые
средства.
В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а
контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин,
неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а
контекстную - с монологической. И монологическая речь может иметь
ситуативный характер. Важным в связи с обсуждением сущности связной
речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного
возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который
характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь
разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному
стилю.
В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной
монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой
общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения. это
почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все
отношения и проявления человеческой жизни».
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого
развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по
развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и
как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных
сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то
же время развитие связной речи способствует самостоятельному
использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная
связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить,
учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А.
Сохин).
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку
устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует
нормы поведения в обществе, что является решающим условием для
развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание:
пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения
развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-
речевой опыт детей.
Итак, в связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого
действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и
логику выражения мысли, связность речевого изложения.
Нужно отметить, что умение связно говорить развивается лишь при
целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения
на занятиях, но для этого нужно знать особенности развития связной речи у
детей дошкольного возраста различных возрастов.
Учитель-логопед КОУ ВО «ВЦППРК»
Сабада Ольга Владимировна