Напоминание

"Актуальные возможности школьного музея".


Автор: Дуюн Анна Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей имени А.Г. Баженова"
Населённый пункт: город Черногорск Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные возможности школьного музея".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальные возможности школьного музея.

Дуюн А.В., учитель истории МБОУ «Лицей им. А.Г. Баженова» г. Черногорска РХ.

Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Школа является одним из источников формирования гражданско-патриотического воспитания. В

образовательном учреждении МБОУ «Лицей им. А.Г. Баженова» г. Черногорска, работа в музейной

комнате

«Поиск»

дает

возможность

обучающимся

постигать

прошлое,

традиции,

обычаи,

мировоззрение своего народа. На уроках истории и уроках краеведенья мы широко используем

фонды

школьного

музея:

фронтовые

письма,

экспонаты,

фотофонд

музейной

комнаты.

По

материалам

музея

обучающиеся

пишут

рефераты,

делают

сообщения

на

уроках,

проводят

познавательные, интересные экскурсии и мероприятия.

Материалы из музейного фонда не просто пылятся на полках

музея его используют учителя

истории, литературы, начальных классов на своих уроках, они применяют разные приемы работы:

рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и

текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и

сочинений, экскурсии и т.д.

Использование материалов музея можно разделить на три направления:

1. Исследовательская деятельность.

2. Уроки

3. Внеклассные занятия.

1.Исследовательская деятельность

Важное

место

в

историко–краеведческой

работе

занимает

исследовательская

работа,

которая

пробуждает

интерес

к

прошлому,

самостоятельность

мышления,

чувство

ответственности

за

проделанную

работу.

Исследовательская

деятельность

способствует

формированию

способности

критического

восприятия

фактов,

умения

их

анализировать,

побуждает

к

творчеству.

Исследовательская работа позволяет обучающимся под руководством учителя внести свой, пусть и

небольшой,

но

реальный

вклад

в

развитие

истории

музея,

увидеть

специфику

исторического,

социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской

деятельности.

Каждый

год

воспитанники

музейной

комнаты

«Поиск»

принимают

участия

в

Городских Баландинских чтениях г. Черногорска, конкурсе «Юный экскурсовод», где показывают

высокий результат своей исследовательской работы, а ведут поисковую работу по темам ВОВ,

локальных воин, пополняют страницы летописи Лицея о педагогах и выпускниках нашей школы.

В

«Исследовательской

деятельности»

совместно

с

учащимися

были

созданы

следующие

проекты:

1.

«Черногорцы в годы ВОВ»;

2.

«Школа ты не старишься, никогда не старишься»;

3.

«Черногорские шахтеры»;

4.

История одного экспоната (описание экспоната музея- фото В.Г, Тихонова);

5.

«Война в моей семье»;

6.

«Моя родословная».

2. Уроки.

В своей работе применяю различные виды учебной деятельности:

- учебная экскурсия;

-урок- экскурсия в музей;

-использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

-демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

- подготовка докладов и сообщений для уроков, написание сочинений по заданию учителя на основе

их самостоятельной работы в музее.

Урок в музее активизирует восприятие ребят, т.к.:

-

информация

в

музее

конкретна,

обладает

предметной

наглядностью,

музейный

предмет

воздействует на чувства человека, влияет на развитие образно – эмоционального мышления ученика;

- в музее, в необычной обстановке развивается стереотип проведения урока в классе, создаются

благоприятные

педагогические

условия

для

реализации

комплексного

подхода

к

обучению

и

воспитанию учащихся.

Все

это

помогает

формировать

у

ребят

конкретные

представления,

обеспечивает

прочность

запоминаний, развивает логическое мышление.

Учебная

экскурсия

играет

вспомогательную

роль

по

отношению

к

основному

учебно

воспитательному процессу (урок в школе), являясь методом обучения ребят музейными средствами.

Ее

главный

отличительный

признак

-

тесная

связь

с

учебной

школьной

программой,

которая

определяет

тему

экскурсии,

ее

содержание,

отбор

объектов

показа,

приемы

показа,

методику

проведения экскурсии. Учебную экскурсию проводит учитель – предметник. Тематика учебных

экскурсий разнообразна, распространяется на все отрасли знания, которые обеспечены материалами

в школьном музее: историю, природоведение, краеведение и т.д.

Тематика экскурсий выстроилась в целостную систему, охватывающую учебную программу всех

классов школы.

Каждая тема раскрывается при помощи музейных материалов, т.к. именно предметный показ в ходе

экскурсии

исторических

процессов,

событий,

деятельности

отдельных

людей

способствует,

как

известно, лучшему усвоению учащимися знаний, а через них формированию научных представлений

об объективных закономерностях исторического развития, в том числе и на современном этапе.

3. Воспитательная работа.

Школьный

музей

является

базой

для

серьезной

воспитательной

работы.

В

музейной

комнате

проходят интересные классные часы и уроки мужества. Примером может послужить классный час,

посвященный ученику нашей школы А.Г. Баженову, погибшего во время исполнения задания в

Чечне, 1996г., или мероприятие, посвященное «День Конституции РФ».

Яркое впечатление оставила

встреча с афганцем на классном часу «Афганистан - наша память и боль», П.А. Синьковским, он

поделился

своими

воспоминаниями

о

службе

в

Афганистане,

посоветовали

ребятам

совершенствовать себя не только физически, но и нравственно для защиты своего Отечества.

Метод использования школьного музейного материала позволяет мне вести учащихся от

близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и

обобщениям исторической науки. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и

доступным путем.

Литература.

1. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

2. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая

научная дисциплина. Сб.

Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

4.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

5. Соловьева Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды

/Соловьева Н.В. - Воронеж: Изд-во Воронежского госпединститута, 1996.- 119 с.



В раздел образования