Автор: Дуюн Анна Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей имени А.Г. Баженова"
Населённый пункт: город Черногорск Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные возможности школьного музея".
Раздел: дополнительное образование
Актуальные возможности школьного музея.
Дуюн А.В., учитель истории МБОУ «Лицей им. А.Г. Баженова» г. Черногорска РХ.
Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Школа является одним из источников формирования гражданско-патриотического воспитания. В
образовательном учреждении МБОУ «Лицей им. А.Г. Баженова» г. Черногорска, работа в музейной
комнате
«Поиск»
дает
возможность
обучающимся
постигать
прошлое,
традиции,
обычаи,
мировоззрение своего народа. На уроках истории и уроках краеведенья мы широко используем
фонды
школьного
музея:
фронтовые
письма,
экспонаты,
фотофонд
музейной
комнаты.
По
материалам
музея
обучающиеся
пишут
рефераты,
делают
сообщения
на
уроках,
проводят
познавательные, интересные экскурсии и мероприятия.
Материалы из музейного фонда не просто пылятся на полках
музея его используют учителя
истории, литературы, начальных классов на своих уроках, они применяют разные приемы работы:
рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и
текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и
сочинений, экскурсии и т.д.
Использование материалов музея можно разделить на три направления:
1. Исследовательская деятельность.
2. Уроки
3. Внеклассные занятия.
1.Исследовательская деятельность
Важное
место
в
историко–краеведческой
работе
занимает
исследовательская
работа,
которая
пробуждает
интерес
к
прошлому,
самостоятельность
мышления,
чувство
ответственности
за
проделанную
работу.
Исследовательская
деятельность
способствует
формированию
способности
критического
восприятия
фактов,
умения
их
анализировать,
побуждает
к
творчеству.
Исследовательская работа позволяет обучающимся под руководством учителя внести свой, пусть и
небольшой,
но
реальный
вклад
в
развитие
истории
музея,
увидеть
специфику
исторического,
социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской
деятельности.
Каждый
год
воспитанники
музейной
комнаты
«Поиск»
принимают
участия
в
Городских Баландинских чтениях г. Черногорска, конкурсе «Юный экскурсовод», где показывают
высокий результат своей исследовательской работы, а ведут поисковую работу по темам ВОВ,
локальных воин, пополняют страницы летописи Лицея о педагогах и выпускниках нашей школы.
В
«Исследовательской
деятельности»
совместно
с
учащимися
были
созданы
следующие
проекты:
1.
«Черногорцы в годы ВОВ»;
2.
«Школа ты не старишься, никогда не старишься»;
3.
«Черногорские шахтеры»;
4.
История одного экспоната (описание экспоната музея- фото В.Г, Тихонова);
5.
«Война в моей семье»;
6.
«Моя родословная».
2. Уроки.
В своей работе применяю различные виды учебной деятельности:
- учебная экскурсия;
-урок- экскурсия в музей;
-использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
-демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений для уроков, написание сочинений по заданию учителя на основе
их самостоятельной работы в музее.
Урок в музее активизирует восприятие ребят, т.к.:
-
информация
в
музее
конкретна,
обладает
предметной
наглядностью,
музейный
предмет
воздействует на чувства человека, влияет на развитие образно – эмоционального мышления ученика;
- в музее, в необычной обстановке развивается стереотип проведения урока в классе, создаются
благоприятные
педагогические
условия
для
реализации
комплексного
подхода
к
обучению
и
воспитанию учащихся.
Все
это
помогает
формировать
у
ребят
конкретные
представления,
обеспечивает
прочность
запоминаний, развивает логическое мышление.
Учебная
экскурсия
играет
вспомогательную
роль
по
отношению
к
основному
учебно
–
воспитательному процессу (урок в школе), являясь методом обучения ребят музейными средствами.
Ее
главный
отличительный
признак
-
тесная
связь
с
учебной
школьной
программой,
которая
определяет
тему
экскурсии,
ее
содержание,
отбор
объектов
показа,
приемы
показа,
методику
проведения экскурсии. Учебную экскурсию проводит учитель – предметник. Тематика учебных
экскурсий разнообразна, распространяется на все отрасли знания, которые обеспечены материалами
в школьном музее: историю, природоведение, краеведение и т.д.
Тематика экскурсий выстроилась в целостную систему, охватывающую учебную программу всех
классов школы.
Каждая тема раскрывается при помощи музейных материалов, т.к. именно предметный показ в ходе
экскурсии
исторических
процессов,
событий,
деятельности
отдельных
людей
способствует,
как
известно, лучшему усвоению учащимися знаний, а через них формированию научных представлений
об объективных закономерностях исторического развития, в том числе и на современном этапе.
3. Воспитательная работа.
Школьный
музей
является
базой
для
серьезной
воспитательной
работы.
В
музейной
комнате
проходят интересные классные часы и уроки мужества. Примером может послужить классный час,
посвященный ученику нашей школы А.Г. Баженову, погибшего во время исполнения задания в
Чечне, 1996г., или мероприятие, посвященное «День Конституции РФ».
Яркое впечатление оставила
встреча с афганцем на классном часу «Афганистан - наша память и боль», П.А. Синьковским, он
поделился
своими
воспоминаниями
о
службе
в
Афганистане,
посоветовали
ребятам
совершенствовать себя не только физически, но и нравственно для защиты своего Отечества.
Метод использования школьного музейного материала позволяет мне вести учащихся от
близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и
обобщениям исторической науки. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и
доступным путем.
Литература.
1. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
2. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая
научная дисциплина. Сб.
Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
4.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
5. Соловьева Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды
/Соловьева Н.В. - Воронеж: Изд-во Воронежского госпединститута, 1996.- 119 с.