Автор: Керимова Ирина Мударисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада", детский сад №203 "Алиса"
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР)
Тема: Составление сказки по опорным картинкам, с самостоятельным придумыванием концовки.
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие в подготовительной группе (ОНР)
Составил: Керимова И. М., учитель-логопед.
Тема: Составление сказки по опорным картинкам, с самостоятельным
придумыванием концовки.
Цель: Составление сказки по опорным картинкам, с самостоятельным
придумыванием концовки.
Задачи:
1.
Закреплять умение выполнять звуковой анализ, синтез слов.
2.
Закреплять умение подбирать родственные слова к слову «птица».
3.
Закреплять понятие о многозначности слова «идёт».
4.
Закреплять умение образовывать приставочные глаголы; сложные
прилагательные (длинноволосая, кареглазая и т.д.)
5.
Закреплять умение составлять предложения по предложенной схеме;
работать с деформированным предложением.
6.
Закреплять умение употреблять пространственные предлоги.
7.
Закреплять умение детей рассуждать и пользоваться доказательной
речью.
8.
Закреплять умение составлять сказку по опорным картинкам, с
самостоятельным придумыванием концовки.
9.
Развивать образность речи.
10.Использование здоровьесберегающих технологий.
11.Профилактика дисграфии.
Оборудование:
1.
План-схема группы.
2.
Предметные картинки (девочка, пчела, дерево с гнездом, птица, птенец,
лось)
3.
Звуковая схема.
4.
Зашифрованные слова.
5.
Схема предложения.
6.
Деформированные предложения.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте спросим, почему именно в
нашу группу.
(Уважаемые гости, почему именно в нашу группу вы зашли?)
Г. – В вашей группе спряталась сказка. Мы хотим узнать эту сказку. А вы
поможете нам её найти и рассказать. Готовы ли вы нам помочь?
- А поможет вам в поисках этот план.
(Дети рассматривают план-схему и определяют, что это план группы)
- Посмотрите внимательно, с чего же мы начнём?
(Дети находят конверт №1, читают ЖИЛА-БЫЛА(девочка)
- А как её зовут скажите вы. Её имя состоит из трёх слогов.
(Алина, Камилла, Карина, София, Алёна)
- Вы назвали много имён, а теперь подберите имя к этой схеме:КЗКСК
(Алёна)
- А ласково? (Алёнушка)
-Алёнушка не весёлая, а ….(грустная)
- Давайте мы с вами ей поднимем настроение, подарим ей цветы и скажем
какая она, если у неё длинные волосы, то она (длинноволосая)
рыжие волосы - …(рыжеволосая)
карие глаза - ….(кареглазая)
чёрные брови - …(чёрнобровая)
круглое лицо - …(круглолицая)
розовые щёки - …(розовощёкая)
большие глаза - …(большеглазая)
- Вот и Алёнушка повеселела. И она к нам пришла не с пустыми руками, что
это? ….(зашифрованные слова)
- Найдите свою пару по символу и возьмите слово. Поможем разгадать слова,
присаживайтесь за столы, а Андрей скажет, как правильно сидеть за столом.
- Нам нужно быть очень внимательными. Глазки должны быть зоркими.
Давайте сделаем гимнастику для глаз. Ваня проводи:
Раз, два, три, четыре
Всё так интересно в мире.
Мы зажмурили их крепко
Наши глазки, глазоньки
А теперь раскрыли сильно
Вот и здесь мы, здравствуйте!
- Внимательно посмотрите, что за чем идёт, в какой фигуре спряталась буква.
(Работа с зашифрованными словами)
- А теперь прочитаем, что у вас получилось.
(ДЕВОЧКА…АЛЁНА…ПОШЛА…ИСКАТЬ…СВОЁ…СЧАСТЬЕ)
- У нас получилось…(предложение)
- Миша, повтори его?
-А как вы думаете, что такое счастье? (рассуждение детей)
- У каждого своё счастье, вот и Алёнушка пошла искать своё. А дальше куда?
(По плану находят конверт №2 (дерево, гнездо, птица, птенец)
- Шла, Алёнушка, шла и увидела…. А что она увидела вы узнаете, когда
соберёте предложения и прочтёте их. Берите задания по парам.
(Девочка увидела гнездо на дереве. Птица летает над гнездом. Птенец
сидит в гнезде. Птенец выпал из гнезда. Птенец сидит под гнездом. Птенец
не умеет летать.)
- Случилось несчастье….(птенец выпал из гнезда)
- Поможем ему вернуться в гнездо, построим лесенку из веточек, называя
слова одной семейки, к слову «птица»
(птичка, птичий, птицы, птичница, птичник, птицелов, птицевод,
птицеводство, птицеферма)
- Алёна спросила птицу: «Что такое счастье?»
-А птица и говорит: (дети читают:СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ»)
- Недаром говорят:
(Когда все вместе и душа на месте. При солнышке тепло, при матери добро.
Когда в семье лад, не нужен и клад)
- Подумала Алёнка и отправилась дальше. Шла Алёнка через лес. А в лесу
воздух…(чистый, свежий). Давайте и мы остановимся подышим.
(Дыхательная гимнастика)
- Мы поможем Алёне пройти лес, если скажем: мы идём, а что ещё идёт?
(время, передача, наряд, дождь, снег, поезд)
- Куда же дальше?
(По плану находят конверт №3, цветы, пчела)
- Вышла Алёнка на полянку, а там так много…(цветов, бабочек, пчёл..)
- Пчела на поляне …(летает), а пчёлы (летают).
- К цветам пчела…(подлетает), а пчёлы (подлетают).
- От цветов пчела…(отлетает), а пчёлы (отлетают).
- В бутоны пчела…(залетает), а пчёлы (залетают).
- Из бутонов пчела…(вылетает), а пчёлы (вылетают).
- Мимо цветов пчела…(пролетает), а пчёлы (пролетают).
- Вокруг цветов пчела…(облетает), а пчёлы (облетают).
- А мёд собрать не может, случилось несчастье, завяли цветы. Цветы
распустятся, если вы придумаете предложение по данной схеме, про всё что
может случится на полянке.
(Дети придумывают предложения по данной схеме)
- Цветы распустились и полетела пчела…(мёд собирать).
- А, Алёнушка и спрашивает: «Что такое счастье?»
- Пчела и говорит: (Дети читают: СЧАСТЬЕ ЭТО КОГДА Я МОГУ
СОБИРАТЬ МЁД)
- Не даром говорят:
(Пчела мала, а и та работает. Кто любит трудиться, тому без дела не
сидится. Всякое дело мастера боится. Труд кормит, а лень портит)
- Подумала Алёнка и дальше пошла.
(По плану находят конверт №4, лось закрытый ветками)
- Ребята, какая беда, несчастье случилось кто-то не может выбраться из чащи.
Но мы то с вами знаем: На плечах голова-не страшна нам беда. Чтобы головы
наши лучше работали, сделаем массаж ладошек. (су-джок)
- Давайте посмотрим чьи рога? …(лосиные)
Чья морда? ...(лосиная)
Чья голова? …(лосиная)
Чьё туловище? ….(лосиное)
Чей хвост? ….(лосиный)
- Вышел из чащи лось. Алёнка спрашивает его: Что такое счастье? Лось
ответил: (дети читают: ЭТО СЧАСТЬЕ-Я ВЫБРАЛСЯ ИЗ ЧАЩИ.)
- Алёнка подумала и отправилась дальше.
(По плану находят конверт №5, девочка заблудилась, избушка,
лось, пчела, птицы)
- Посмотрите, что же случилось?
(Девочка заблудилась)
- Кто же ей поможет? Подумайте, вот картинки, которые вам помогут
придумать конец сказки.
- Вот и сказка собралась и нашлась, теперь давайте мы с вами сядем
поудобнее, вспомним всю сказку, расскажем, а гости её запишут.
(Рассказ сказки, опираясь на предметные картинки)
- Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились. Берите карандаши и листочки и
идите рисовать иллюстрации к нашей сказке.