Автор: Кувшинова Наталия Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1797 "Богородская" ДО "Росток"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Беседа о балете
Тема: Классическая музыка в детском саду, тема: Балет
Раздел: дошкольное образование
МУЗЫКАЛЬНО -- ЛИТЕРАТУРНАЯ
ГОСТИНАЯ
Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим
более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь
человека с древнейших времен. Родился балет
в Северной Италии в эпоху Возрождения.
Итальянские князья любили пышные дворцовые
празднества, в которых танец занимал важное место.
Специальные учителя — танцмейстеры — старались
навести порядок в придворных танцах. Они заранее
репетировали с дворянами отдельные фигуры
и движения танца и руководили группами
танцующих. Постепенно танец становился все более
театральным.
Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского
balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль,
а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное
настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало
связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего
героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался
общий танец — «большой балет».
Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный
балет Королевы», поставленный во Франции итальянским
балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно
во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это
были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические
балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные
эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.
Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным
спектаклем.
Балет – воздушное творенье!
Слияньем плоти и души,
Пригрезившимся сновиденьем
Воскреснет музыка в тиши...
Прозрачной опояшет нитью,
Сужая зал в единый круг,
Чтоб сердцем удалось увидеть
Волшебное сплетенье рук!
Поникнут руки балерины -
И стоном разразится зал!
И так предстанет недвижимо
Бессилье против бездны Зла...
Но в танце счастье возвратимо-
Над сценой воспаряет Он!
И нет преград несокрушимых
Для тех, кто яростно влюблён!
В 1662 ГОДУ БЫЛА ОТКРЫТА ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА,
БАЛЕТМЕЙСТЕРОМ КОТОРОЙ БЫЛ НАЗНАЧЕН ПЬЕР
БОШАН. ПОД ЕГО НАЧАЛОМ БЫЛА СФОРМИРОВАНА
БАЛЕТНАЯ ТРУППА. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ В ЕЕ СОСТАВЕ
БЫЛИ ОДНИ МУЖЧИНЫ. ЖЕНЩИНЫ НА СЦЕНЕ
ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ.
К СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА БАЛЕТ ЗАВОЕВЫВАЛ
БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ В ЕВРОПЕ. ВСЕ
АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ ДВОРЫ ЕВРОПЫ СТРЕМИЛИСЬ
ПОДРАЖАТЬ РОСКОШИ ФРАНЦУЗСКОГО
КОРОЛЕВСКОГО ДВОРА.
Сначала балерины
носили тугие
корсеты и тяжелые
юбки с множеством
подъюбников. Стиль
балетного костюма
все время менялся
— добавлялись
всевозможные
украшения (ленты,
банты, стразы),
Вскоре под
влиянием моды
женский балетный
костюм стал
значительно легче
и свободнее.
Танцовщицы
отказались от обуви
на каблуке, заменив
ее на легкие
безкаблучные
туфельки. Менее
громоздким стал
и мужской костюм:
панталоны
в обтяжку до колен
и чулки позволяли
разглядеть фигуру
танцовщика.
В КОНЦЕ XVIII ВЕКА РОДИЛОСЬ НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ —
РОМАНТИЗМ, ОКАЗАВШИЙ СИЛЬНЕЙШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БАЛЕТ.
В РОМАНТИЧЕСКОМ БАЛЕТЕ ТАНЦОВЩИЦА ВСТАЛА НА ПУАНТЫ.
ПЕРВОЙ ЭТО СДЕЛАЛА МАРИЯ ТАЛЬОНИ, ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИВ
ПРЕЖНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БАЛЕТЕ.
СТРЕМЯСЬ К ВОЗДУШНОСТИ, БАЛЕРИНЫ ПОДНИМАЛИСЬ НА ПАЛЬЦЫ
(ОТСЮДА ТЕРМИН ТАНЦЕВАТЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ): ДЛЯ ЭТОГО
ОНИ КЛАЛИ В ТУФЛИ КУСОЧКИ ПРОБКИ. ПЫТАЯСЬ СДЕЛАТЬ СВОЙ
ТАНЕЦ БОЛЕЕ ВОЗДУШНЫМ, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ СТАРАЛИСЬ
ВСТАТЬ НА КОНЧИКИ ПАЛЬЦЕВ, ЧТО ПРИВЕЛО К ИЗОБРЕТЕНИЮ
ПУАНТ.
Женская балетная обувь - пуанты
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит…
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
СЕЙЧАС ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ПОКАЖУТ, ЧЕМУ ОНИ НАУЧИЛИСЬ ИЗУЧАЯ БАЛЕТ.
БАЛЕТ (НАСТЯ)
БАЛЕТ - ЭТО ПРЕКРАСНАЯ ПТИЦА.
ПОШЛА Я НА БАЛЕТ УЧИТЬСЯ.
К СЧАСТЬЮ, МНЕ ЭТО НЕ СНИТСЯ,
НО ПРИДЁТСЯ С БАЛЕТОМ МИРИТЬСЯ.
ЧЕРЕЗ ТРУДНОСТИ И РАСТЯЖКИ,
БАЛЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЯЖКИ.
И ЧТОБЫ СТАТЬ БАЛЕРИНОЙ,
ПРИДЁТСЯ НАБРАТЬСЯ СИЛЫ ЛЬВИНОЙ!
НЕ ЗНАЮ ЧТО И СКАЗАТЬ.
С СОБОЙ НАДО ФОРМУ БРАТЬ.
НАМ НАДО УЧИТЬСЯ НЕМАЛО ЛЕТ.
В ОБЩЕМ: НЕЛЁГКАЯ ШТУКА БАЛЕТ!
БАЛЕТНАЯ ШКОЛА
Со временем
Балетные
юбки
менялись.
Появлялись
вариации в
количестве
слоев юбки (от
двух и
больше) и
стали
называться
пачкой.
ПАЧКОЙ НАЗЫВАЮТ ПЫШНУЮ МНОГОСЛОЙНУЮ БАЛЕТНУЮ ЮБКУ.
ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАЧКИ ОБЫЧНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ФАТИН —
ЛЕГКАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ СЕТЧАТАЯ ТКАНЬ, КОТОРАЯ СТРУИТСЯ
МЯГКИМИ СКЛАДКАМИ. НА СОЗДАНИЕ ОДНОЙ ЮБКИ УХОДИТ ОТ 11
МЕТРОВ ЭТОГО МАТЕРИАЛА, КОТОРЫЙ СКЛАДЫВАЕТСЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ В СЛОИ РАЗЛИЧНОЙ ДЛИНЫ.
Первая пачка была сделана для Марии Тальони .
Стиль и форма пачки со временем
менялись. В конце XIX века пачка Анны Павловой, знаменитой
русской балерины, сильно отличалась от современной, она была
длиннее и тоньше. В начале XX века пришла мода на пачки,
украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время
пачка стала короткой и широкой.
(Петя)
Кто из вас, друзья мои
Гостью угадает:
Пачку, пуанты одела она
И по сцене порхает-
Это прима-балерина.
Нужен год, а может два
При любых талантах,
Чтоб достигнуть мастерства
В танце на пуантах.
МАЛЕНЬКАЯ "ПРИМА"-БАЛЕРИНА
ТАНЦЕВАЛА В КОМНАТЕ ПУСТОЙ.
ЛЕНОЧКА, НАТАША ИЛЬ МАРИНА... .
ИЛИ ТАНЯ В ПАЧКЕ ГОЛУБОЙ.
БАБОЧКОЙ КРУЖИЛАСЬ И ПОРХАЛА,
ФУЭТЭ, БАТМАН И АНТРАША!
НО ОСТАНОВИЛАСЬ ВДРУГ, УСТАЛА,
ОПУСТИЛАСЬ НА ПОЛ, ЧУТЬ ДЫША.
(ЕГОР)
НА ВИСКАХ БЛЕСТЯТ СЛЕЗИНКИ ПОТА,
И ЗЕМЛЯ УХОДИТ ИЗ-ПОД НОГ.
НЕТ,..НЕЛЬЗЯ!"РАБОТА ЕСТЬ РАБОТА!"
ТАК СКАЗАЛ СЕГОДНЯ ПЕДАГОГ.
СЦЕНА И СОФИТЫ МАРИИНКИ-
ВСЕ,КОНЕЧНО,БУДЕТ! НО ПОТОМ!
А ПОКА- КРУЖИТ, КРУЖИТ МАРИНКА,
ТАНЯ...ИЛЬ ЕЩЕ,БЫТЬ МОЖЕТ,КТО,
ВЫБИВАЯСЬ ДО СЕДЬМОГО ПОТА,
ПОД СОБОЙ ПОЧТИ НЕ ЧУЯ НОГ!
"ЭТО Ж НЕ ТАНЦУЛЬКИ,А РАБОТА!"
ТАК СКАЗАЛ СЕГОДНЯ ПЕДАГОГ.
СЕЙЧАС ДЕТИ СРЕЛНЕЙ ГРУППЫ СТАНЦУЮТ ПОД ПОЛЬКУ
КОМПОЗИТОРА И.ШТРАУСА
ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ КАК ОБУЧАЮТСЯ БАЛЕТУ В БАЛЕТНОЙ ШКОЛЕ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЦЕНЕ «НОРВЕЖСКИЙ ТАНЕЦ «– 1 КЛАСС БАЛЕТНОЙ
ШКОЛЫ
А ТЕПЕРЬ ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ИСПОЛНЯТ ТАНЕЦ
«ВАЛЬС»
Балет, балет, как
хорошо с тобой парить,
И все понятно, и не надо
говорить.
Не надо слов пустых,
не надо лишних фраз —
Все объяснит круженье
рук, движенье глаз.
СЕЙЧАС МЫ ПОСМОТРИМ ФРАГМЕНТЫ ИЗ БАЛЕТОВ
БАЛЕТ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ
БАЛЕТ «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
Теперь поговорим о
фуэте.
Фуэте
—
название
виртуозного
движения
классического
танца
,
множество
поворотов
на
одной
ноге
в
быстром
темпе
и
на
одном
месте
.
В ТЕАТРЕ
Когда мне было восемь лет,
Я пришла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
В ТЕАТРЕ
Я сейчас увижу фею,
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея кружится по сцене –
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени –
Номерка не нахожу.
Может, он под стулом, где – то?
Мне теперь не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу.
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
В ТЕАТРЕ
Укатился он куда – то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И, наконец, нашла его.
А тут как раз зажёгся свет.
И все ушли из зала.
Мне очень нравится балет,
Ребятам я сказала.
Ребятам я сказала.
АРТИСТЫ БАЛЕТА ТАНЦУЮТ НЕ ТОЛЬКО СЕРЬЁЗНЫЕ ТАНЦЫ, ИНОГДА ЛЮБЯТ И
ПОШУТИТЬ.
И В ЗАКЛЮЧЕНИИ НАШЕЙ ГОСТИНОЙ «СМЕШНОЙ БАЛЕТ»
Балет, балет, как хорошо
с тобой парить,
И все понятно, и не надо
говорить.