Напоминание

Классическая музыка в детском саду, тема: Балет


Автор: Кувшинова Наталия Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1797 "Богородская" ДО "Росток"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Беседа о балете
Тема: Классическая музыка в детском саду, тема: Балет
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНО -- ЛИТЕРАТУРНАЯ

ГОСТИНАЯ

Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим

более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь

человека с древнейших времен. Родился балет

в Северной Италии в эпоху Возрождения.

Итальянские князья любили пышные дворцовые

празднества, в которых танец занимал важное место.

Специальные учителя — танцмейстеры — старались

навести порядок в придворных танцах. Они заранее

репетировали с дворянами отдельные фигуры

и движения танца и руководили группами

танцующих. Постепенно танец становился все более

театральным.

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского

balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль,

а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное

настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало

связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего

героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался

общий танец — «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный

балет Королевы», поставленный во Франции итальянским

балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно

во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это

были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические

балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные

эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.

Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным

спектаклем.

Балет – воздушное творенье!

Слияньем плоти и души,

Пригрезившимся сновиденьем

Воскреснет музыка в тиши...

Прозрачной опояшет нитью,

Сужая зал в единый круг,

Чтоб сердцем удалось увидеть

Волшебное сплетенье рук!

Поникнут руки балерины -

И стоном разразится зал!

И так предстанет недвижимо

Бессилье против бездны Зла...

Но в танце счастье возвратимо-

Над сценой воспаряет Он!

И нет преград несокрушимых

Для тех, кто яростно влюблён!

В 1662 ГОДУ БЫЛА ОТКРЫТА ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА,

БАЛЕТМЕЙСТЕРОМ КОТОРОЙ БЫЛ НАЗНАЧЕН ПЬЕР

БОШАН. ПОД ЕГО НАЧАЛОМ БЫЛА СФОРМИРОВАНА

БАЛЕТНАЯ ТРУППА. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ В ЕЕ СОСТАВЕ

БЫЛИ ОДНИ МУЖЧИНЫ. ЖЕНЩИНЫ НА СЦЕНЕ

ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ ПОЯВИЛИСЬ ЛИШЬ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ.

К СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА БАЛЕТ ЗАВОЕВЫВАЛ

БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ В ЕВРОПЕ. ВСЕ

АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ ДВОРЫ ЕВРОПЫ СТРЕМИЛИСЬ

ПОДРАЖАТЬ РОСКОШИ ФРАНЦУЗСКОГО

КОРОЛЕВСКОГО ДВОРА.

Сначала балерины

носили тугие

корсеты и тяжелые

юбки с множеством

подъюбников. Стиль

балетного костюма

все время менялся

— добавлялись

всевозможные

украшения (ленты,

банты, стразы),

Вскоре под

влиянием моды

женский балетный

костюм стал

значительно легче

и свободнее.

Танцовщицы

отказались от обуви

на каблуке, заменив

ее на легкие

безкаблучные

туфельки. Менее

громоздким стал

и мужской костюм:

панталоны

в обтяжку до колен

и чулки позволяли

разглядеть фигуру

танцовщика.

В КОНЦЕ XVIII ВЕКА РОДИЛОСЬ НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ —

РОМАНТИЗМ, ОКАЗАВШИЙ СИЛЬНЕЙШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БАЛЕТ.

В РОМАНТИЧЕСКОМ БАЛЕТЕ ТАНЦОВЩИЦА ВСТАЛА НА ПУАНТЫ.

ПЕРВОЙ ЭТО СДЕЛАЛА МАРИЯ ТАЛЬОНИ, ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИВ

ПРЕЖНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БАЛЕТЕ.

СТРЕМЯСЬ К ВОЗДУШНОСТИ, БАЛЕРИНЫ ПОДНИМАЛИСЬ НА ПАЛЬЦЫ

(ОТСЮДА ТЕРМИН ТАНЦЕВАТЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ): ДЛЯ ЭТОГО

ОНИ КЛАЛИ В ТУФЛИ КУСОЧКИ ПРОБКИ. ПЫТАЯСЬ СДЕЛАТЬ СВОЙ

ТАНЕЦ БОЛЕЕ ВОЗДУШНЫМ, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ СТАРАЛИСЬ

ВСТАТЬ НА КОНЧИКИ ПАЛЬЦЕВ, ЧТО ПРИВЕЛО К ИЗОБРЕТЕНИЮ

ПУАНТ.

Женская балетная обувь - пуанты

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит…

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

СЕЙЧАС ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ПОКАЖУТ, ЧЕМУ ОНИ НАУЧИЛИСЬ ИЗУЧАЯ БАЛЕТ.

БАЛЕТ (НАСТЯ)

БАЛЕТ - ЭТО ПРЕКРАСНАЯ ПТИЦА.

ПОШЛА Я НА БАЛЕТ УЧИТЬСЯ.

К СЧАСТЬЮ, МНЕ ЭТО НЕ СНИТСЯ,

НО ПРИДЁТСЯ С БАЛЕТОМ МИРИТЬСЯ.

ЧЕРЕЗ ТРУДНОСТИ И РАСТЯЖКИ,

БАЛЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЯЖКИ.

И ЧТОБЫ СТАТЬ БАЛЕРИНОЙ,

ПРИДЁТСЯ НАБРАТЬСЯ СИЛЫ ЛЬВИНОЙ!

НЕ ЗНАЮ ЧТО И СКАЗАТЬ.

С СОБОЙ НАДО ФОРМУ БРАТЬ.

НАМ НАДО УЧИТЬСЯ НЕМАЛО ЛЕТ.

В ОБЩЕМ: НЕЛЁГКАЯ ШТУКА БАЛЕТ!

БАЛЕТНАЯ ШКОЛА

Со временем

Балетные

юбки

менялись.

Появлялись

вариации в

количестве

слоев юбки (от

двух и

больше) и

стали

называться

пачкой.

ПАЧКОЙ НАЗЫВАЮТ ПЫШНУЮ МНОГОСЛОЙНУЮ БАЛЕТНУЮ ЮБКУ.

ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАЧКИ ОБЫЧНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ФАТИН —

ЛЕГКАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ СЕТЧАТАЯ ТКАНЬ, КОТОРАЯ СТРУИТСЯ

МЯГКИМИ СКЛАДКАМИ. НА СОЗДАНИЕ ОДНОЙ ЮБКИ УХОДИТ ОТ 11

МЕТРОВ ЭТОГО МАТЕРИАЛА, КОТОРЫЙ СКЛАДЫВАЕТСЯ

ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ В СЛОИ РАЗЛИЧНОЙ ДЛИНЫ.

Первая пачка была сделана для Марии Тальони .

Стиль и форма пачки со временем

менялись. В конце XIX века пачка Анны Павловой, знаменитой

русской балерины, сильно отличалась от современной, она была

длиннее и тоньше. В начале XX века пришла мода на пачки,

украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время

пачка стала короткой и широкой.

(Петя)

Кто из вас, друзья мои

Гостью угадает:

Пачку, пуанты одела она

И по сцене порхает-

Это прима-балерина.

Нужен год, а может два

При любых талантах,

Чтоб достигнуть мастерства

В танце на пуантах.

МАЛЕНЬКАЯ "ПРИМА"-БАЛЕРИНА

ТАНЦЕВАЛА В КОМНАТЕ ПУСТОЙ.

ЛЕНОЧКА, НАТАША ИЛЬ МАРИНА... .

ИЛИ ТАНЯ В ПАЧКЕ ГОЛУБОЙ.

БАБОЧКОЙ КРУЖИЛАСЬ И ПОРХАЛА,

ФУЭТЭ, БАТМАН И АНТРАША!

НО ОСТАНОВИЛАСЬ ВДРУГ, УСТАЛА,

ОПУСТИЛАСЬ НА ПОЛ, ЧУТЬ ДЫША.

(ЕГОР)

НА ВИСКАХ БЛЕСТЯТ СЛЕЗИНКИ ПОТА,

И ЗЕМЛЯ УХОДИТ ИЗ-ПОД НОГ.

НЕТ,..НЕЛЬЗЯ!"РАБОТА ЕСТЬ РАБОТА!"

ТАК СКАЗАЛ СЕГОДНЯ ПЕДАГОГ.

СЦЕНА И СОФИТЫ МАРИИНКИ-

ВСЕ,КОНЕЧНО,БУДЕТ! НО ПОТОМ!

А ПОКА- КРУЖИТ, КРУЖИТ МАРИНКА,

ТАНЯ...ИЛЬ ЕЩЕ,БЫТЬ МОЖЕТ,КТО,

ВЫБИВАЯСЬ ДО СЕДЬМОГО ПОТА,

ПОД СОБОЙ ПОЧТИ НЕ ЧУЯ НОГ!

"ЭТО Ж НЕ ТАНЦУЛЬКИ,А РАБОТА!"

ТАК СКАЗАЛ СЕГОДНЯ ПЕДАГОГ.

СЕЙЧАС ДЕТИ СРЕЛНЕЙ ГРУППЫ СТАНЦУЮТ ПОД ПОЛЬКУ

КОМПОЗИТОРА И.ШТРАУСА

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ КАК ОБУЧАЮТСЯ БАЛЕТУ В БАЛЕТНОЙ ШКОЛЕ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЦЕНЕ «НОРВЕЖСКИЙ ТАНЕЦ «– 1 КЛАСС БАЛЕТНОЙ

ШКОЛЫ

А ТЕПЕРЬ ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ИСПОЛНЯТ ТАНЕЦ

«ВАЛЬС»

Балет, балет, как

хорошо с тобой парить,

И все понятно, и не надо

говорить.

Не надо слов пустых,

не надо лишних фраз —

Все объяснит круженье

рук, движенье глаз.

СЕЙЧАС МЫ ПОСМОТРИМ ФРАГМЕНТЫ ИЗ БАЛЕТОВ

БАЛЕТ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ

БАЛЕТ «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

Теперь поговорим о

фуэте.

Фуэте

название

виртуозного

движения

классического

танца

,

множество

поворотов

на

одной

ноге

в

быстром

темпе

и

на

одном

месте

.

В ТЕАТРЕ

Когда мне было восемь лет,

Я пришла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

В ТЕАТРЕ

Я сейчас увижу фею,

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка.

Фея кружится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени –

Номерка не нахожу.

Может, он под стулом, где – то?

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу.

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

В ТЕАТРЕ

Укатился он куда – то…

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И, наконец, нашла его.

А тут как раз зажёгся свет.

И все ушли из зала.

Мне очень нравится балет,

Ребятам я сказала.

Ребятам я сказала.

АРТИСТЫ БАЛЕТА ТАНЦУЮТ НЕ ТОЛЬКО СЕРЬЁЗНЫЕ ТАНЦЫ, ИНОГДА ЛЮБЯТ И

ПОШУТИТЬ.

И В ЗАКЛЮЧЕНИИ НАШЕЙ ГОСТИНОЙ «СМЕШНОЙ БАЛЕТ»

Балет, балет, как хорошо

с тобой парить,

И все понятно, и не надо

говорить.



В раздел образования