Напоминание

"Параллелограмм. Свойства параллелограмма"


Автор: Тыкоцкая Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №23
Населённый пункт: город Владимир, Владимирская область
Наименование материала: Технологическая карта урока (создание учебной ситуации)
Тема: "Параллелограмм. Свойства параллелограмма"
Раздел: полное образование





Назад




Тыкоцкая Людмила Ивановна, МАОУ гимназия №23

Урок по геометрии. 8 класс

УМК под редакцией Л.С. Атанасяна

Технологическая карта урока

Тема урока Параллелограмм. Свойства параллелограмма

Тип урока Урок изучения нового материала

Формируемые Предметные: формировать умение распознавать параллелограмм и его элементы, применять свойства

результаты параллелограмма.

Личностные: формировать умение формулировать собственное мнение.

Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Планируемые Учащийся научится распознавать параллелограмм и его элементы, доказывать и

результаты применять свойства параллелограмма.

Основные противолежащие стороны, противолежащие углы параллелограмма, диагонали параллелограмма свойство

понятия понятие параллелограмма.

Структура и ход урока

Этап урока (уч.

ситуация)

Цель этапа

Деятельность учителя

(с указанием средств и сервисов ИКТ)

Деятельность учеников (задания, выполнение кото-

рых приведет уч-ся к достижению планируемых ре-

зультатов)

Вре-

мя

(мин)

1

Организационный

этап

Формальная го-

товность к уро-

ку

Сообщаю ребятам, что нужно приго-

товить к уроку (традиционный набор

школьно-письменных принадлежно-

стей, включая транспортир)

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готов-

ность к уроку

1

2

Актуализация зна-

ний

Мотивация

учебной дея-

тельности уча-

щихся

Организую ситуацию включенности

уч-ся в серьезную работу, для которой

потребуется повторить ранее изучен-

ный материал, раздаю каждому карточ-

ку с заданием (карточка 1). После вы-

полнения работы обсуждение и выде-

ление материала для решения

учебной задачи урока

Учащиеся дают определения многоугольника,

выпуклого многоугольника, повторяют формулу о

сумме углов выпуклого четырёхугольника, выполня-

ют задание

5

3

Постановка учеб-

ной задачи

Формулировка

темы, начальное

знакомство с па-

раллелограм-

мом. Историче-

ская справка

Организую ситуацию формулирования

проблемы, цели и темы через выясне-

ние, что в определении необходимо

уточнить, понять. Формулирую опре-

деление параллелограмма (слайд 1).

Термин «параллелограмм» греческого

происхождения, был введен Евклидом.

Понятие параллелограмма и некоторые

его свойства были известны еще пифа-

горейцам.

Учащиеся записывают тему и определение паралле-

лограмма, делают рисунок, параллелограмм обозна-

чают, выписывают параллельные стороны.

Уч-ся формулируют определение

Параллелограммом называется четырехугольник, у

которого противоположные стороны попарно па-

раллельны.

5

4

Решение учебной

задачи

Выделить логи-

ческую структу-

ру определения,

через род

(четырехуголь-

ник) и видовые

отличия (проти-

воположные

стороны попар-

но параллельны)

Логический

и

дидактический

анализ

опреде-

ления

Организую ситуацию решения учеб-

ной задачи, предлагая учащимся во-

просы и задания, позволяющие прове-

сти логический и дидактический ана-

лиз определения параллелограмма.

На различных этапах осознания и

осмысления определения предлагаю

учащимся задания: работа с таблица-

ми (слайд 2), (слайд 3); вопросы на

определение верности утверждений

(слайд 4)

Уч-ся работают с таблицей для проверки выполни-

мости свойств параллелограмма путем перебора воз-

можных случаев (слайд 2).

(слайд 3)

(слайд4)

− Верны ли утверждения:

1. Параллелограммом называется невыпуклый

четырехугольник, у которого противоположные сто-

роны попарно параллельны

2. Параллелограммом называется многоугольник, у

которого противоположные стороны попарно парал-

лельны

3 Параллелограммом называется четырехугольник, у

которого две противоположные стороны параллель-

ны

− Вставьте пропуски в формулировку суждения:

«Параллелограммом называется четырехугольник, у

которого… стороны … параллельны»;

Параллелограммом называется …, у которого проти-

воположные стороны попарно …» (слайд 5).

8

5

Исследовательская

работа

Самостоятель-

ная работа уча-

щихся по уста-

новлению

свойств парал-

лелограмма

Организую ситуацию по исследованию

и формулированию свойств паралле-

лограмма. Предлагаю учащиеся на-

рисовать геометрические фигуры,

подходящие под определение паралле-

лограмма. Формулирую задания для

учащихся 1, 2 и 3ряда. Контролирую

работу учащихся, отвечаю на возник-

Учащиеся делают рисунки геометрических фигур,

подходящих под определение параллелограмма.

1 ряд: измеряют стороны, делают вывод, формулиру-

ют и записывают свойство сторон.

2 ряд: измеряют углы, делают вывод, формулируют

и записывают свойство углов.

3 ряд: измеряют диагонали, отрезки диагоналей, де-

лают вывод, формулируют и записывают свойство

8

Свой-

ства

Выполняемость

Четырех-

угольник

+

+

- не является

четырехугольником

Противопо-

ложные

стороны

попарно

параллель-

ны

+

+

- хотя бы две про-

тивоположные сто-

роны не параллель-

ны

яв-

ля

ет-

ся

не

яв-

ляе

тся

не

яв-

ляе

тся

не является

шие в ходе работы вопросы.

Организую обсуждение полученных

результатов.

диагоналей.

Учащиеся высказывают гипотезы о свойстве и про-

веряют измерением. От каждого ряда ученик расска-

зывает о проделанной работе.

Читают п. 43, сравнивают собственные выводы с

текстом учебника.

6

Первичное закреп-

ление нового мате-

риала

Применение

свойств парал-

лелограмма.

Организую ситуацию по решению ти-

повых задач на применение свойств

параллелограмма. Учащиеся решают

задачи самостоятельно, некоторым

оказываю методическую поддержку.

Решение задач обсуждаем.

Карточка 2

Задача 1. На рисунке изображены параллелограм-

мы. Определите, не выполняя измерений, на каких

рисунках величины углов или длины отрезков

обозначены неправильно (длины отрезков даны в

сантиметрах).

Задача 2. Хватит ли 40 см проволоки, чтобы изго-

товить из нее параллелограмм со сторонами:

14см и 8см.

Задача 3. Докажите, что сумма любых двух сосед-

них углов параллелограмма равна

180

0

.

10

7

Рефлексия учеб-

ной деятельности

на уроке

Критическая

самооценка

Предлагаю учащимся оценить проде-

ланную работу и сдать листы рефлек-

сии

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Я могу из предложенных четырехугольников вы-

брать параллелограммы.

2.

Я могу сформулировать определение параллело-

грамма

3. Я могу нарисовать параллелограмм.

4. Я могу сформулировать свойства

2

Домашнее зада-

ние

Комментирую домашнее задание, за-

писанное на доске

Учащиеся записывают: §2 п.54, доказательство

свойств параллелограмма

1

Слайд 2

Свойства

Выполняемость

Четырехуголь-

ник

+

+

- не является четырехугольником

Противополож-

ные стороны по-

парно параллель-

ны

+

+

- хотя бы две противоположные стороны

не параллельны

яв-

ля

ет-

ся

не

яв-

ляе

тся

не

яв-

ляе

тся

не является

Слайд 3

Четырехугольник, противополож-

ные стороны не параллельны

Четырехугольник, две противопо-

ложные стороны не параллельны

Четырехугольник, у которого проти-

воположные стороны попарно па-

раллельны

Многоугольник, у которого противо-

положные стороны попарно парал-

лельны

Многоугольник, у которого нет па-

раллельных сторон

Не является многоугольником

Карточка 1

Фамилия, класс

В каждой строке исключите лишнюю фигуру и выделите отличительные при-

знаки оставшихся фигур

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4

1 2 3 4



В раздел образования