Автор: Тыкоцкая Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №23
Населённый пункт: город Владимир, Владимирская область
Наименование материала: Технологическая карта урока (создание учебной ситуации)
Тема: "Параллелограмм. Свойства параллелограмма"
Раздел: полное образование
Тыкоцкая Людмила Ивановна, МАОУ гимназия №23
Урок по геометрии. 8 класс
УМК под редакцией Л.С. Атанасяна
Технологическая карта урока
Тема урока Параллелограмм. Свойства параллелограмма
Тип урока Урок изучения нового материала
Формируемые Предметные: формировать умение распознавать параллелограмм и его элементы, применять свойства
результаты параллелограмма.
Личностные: формировать умение формулировать собственное мнение.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Планируемые Учащийся научится распознавать параллелограмм и его элементы, доказывать и
результаты применять свойства параллелограмма.
Основные противолежащие стороны, противолежащие углы параллелограмма, диагонали параллелограмма свойство
понятия понятие параллелограмма.
Структура и ход урока
№ Этап урока (уч.
ситуация)
Цель этапа
Деятельность учителя
(с указанием средств и сервисов ИКТ)
Деятельность учеников (задания, выполнение кото-
рых приведет уч-ся к достижению планируемых ре-
зультатов)
Вре-
мя
(мин)
1
Организационный
этап
Формальная го-
товность к уро-
ку
Сообщаю ребятам, что нужно приго-
товить к уроку (традиционный набор
школьно-письменных принадлежно-
стей, включая транспортир)
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готов-
ность к уроку
1
2
Актуализация зна-
ний
Мотивация
учебной дея-
тельности уча-
щихся
Организую ситуацию включенности
уч-ся в серьезную работу, для которой
потребуется повторить ранее изучен-
ный материал, раздаю каждому карточ-
ку с заданием (карточка 1). После вы-
полнения работы обсуждение и выде-
ление материала для решения
учебной задачи урока
Учащиеся дают определения многоугольника,
выпуклого многоугольника, повторяют формулу о
сумме углов выпуклого четырёхугольника, выполня-
ют задание
5
3
Постановка учеб-
ной задачи
Формулировка
темы, начальное
знакомство с па-
раллелограм-
мом. Историче-
ская справка
Организую ситуацию формулирования
проблемы, цели и темы через выясне-
ние, что в определении необходимо
уточнить, понять. Формулирую опре-
деление параллелограмма (слайд 1).
Термин «параллелограмм» греческого
происхождения, был введен Евклидом.
Понятие параллелограмма и некоторые
его свойства были известны еще пифа-
горейцам.
Учащиеся записывают тему и определение паралле-
лограмма, делают рисунок, параллелограмм обозна-
чают, выписывают параллельные стороны.
Уч-ся формулируют определение
Параллелограммом называется четырехугольник, у
которого противоположные стороны попарно па-
раллельны.
5
4
Решение учебной
задачи
Выделить логи-
ческую структу-
ру определения,
через род
(четырехуголь-
ник) и видовые
отличия (проти-
воположные
стороны попар-
но параллельны)
Логический
и
дидактический
анализ
опреде-
ления
Организую ситуацию решения учеб-
ной задачи, предлагая учащимся во-
просы и задания, позволяющие прове-
сти логический и дидактический ана-
лиз определения параллелограмма.
На различных этапах осознания и
осмысления определения предлагаю
учащимся задания: работа с таблица-
ми (слайд 2), (слайд 3); вопросы на
определение верности утверждений
(слайд 4)
Уч-ся работают с таблицей для проверки выполни-
мости свойств параллелограмма путем перебора воз-
можных случаев (слайд 2).
(слайд 3)
(слайд4)
− Верны ли утверждения:
1. Параллелограммом называется невыпуклый
четырехугольник, у которого противоположные сто-
роны попарно параллельны
2. Параллелограммом называется многоугольник, у
которого противоположные стороны попарно парал-
лельны
3 Параллелограммом называется четырехугольник, у
которого две противоположные стороны параллель-
ны
− Вставьте пропуски в формулировку суждения:
«Параллелограммом называется четырехугольник, у
которого… стороны … параллельны»;
Параллелограммом называется …, у которого проти-
воположные стороны попарно …» (слайд 5).
8
5
Исследовательская
работа
Самостоятель-
ная работа уча-
щихся по уста-
новлению
свойств парал-
лелограмма
Организую ситуацию по исследованию
и формулированию свойств паралле-
лограмма. Предлагаю учащиеся на-
рисовать геометрические фигуры,
подходящие под определение паралле-
лограмма. Формулирую задания для
учащихся 1, 2 и 3ряда. Контролирую
работу учащихся, отвечаю на возник-
Учащиеся делают рисунки геометрических фигур,
подходящих под определение параллелограмма.
1 ряд: измеряют стороны, делают вывод, формулиру-
ют и записывают свойство сторон.
2 ряд: измеряют углы, делают вывод, формулируют
и записывают свойство углов.
3 ряд: измеряют диагонали, отрезки диагоналей, де-
лают вывод, формулируют и записывают свойство
8
Свой-
ства
Выполняемость
Четырех-
угольник
+
+
−
- не является
четырехугольником
Противопо-
ложные
стороны
попарно
параллель-
ны
+
−
+
- хотя бы две про-
тивоположные сто-
роны не параллель-
ны
яв-
ля
ет-
ся
не
яв-
ляе
тся
не
яв-
ляе
тся
не является
шие в ходе работы вопросы.
Организую обсуждение полученных
результатов.
диагоналей.
Учащиеся высказывают гипотезы о свойстве и про-
веряют измерением. От каждого ряда ученик расска-
зывает о проделанной работе.
Читают п. 43, сравнивают собственные выводы с
текстом учебника.
6
Первичное закреп-
ление нового мате-
риала
Применение
свойств парал-
лелограмма.
Организую ситуацию по решению ти-
повых задач на применение свойств
параллелограмма. Учащиеся решают
задачи самостоятельно, некоторым
оказываю методическую поддержку.
Решение задач обсуждаем.
Карточка 2
Задача 1. На рисунке изображены параллелограм-
мы. Определите, не выполняя измерений, на каких
рисунках величины углов или длины отрезков
обозначены неправильно (длины отрезков даны в
сантиметрах).
Задача 2. Хватит ли 40 см проволоки, чтобы изго-
товить из нее параллелограмм со сторонами:
14см и 8см.
Задача 3. Докажите, что сумма любых двух сосед-
них углов параллелограмма равна
180
0
.
10
7
Рефлексия учеб-
ной деятельности
на уроке
Критическая
самооценка
Предлагаю учащимся оценить проде-
ланную работу и сдать листы рефлек-
сии
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Я могу из предложенных четырехугольников вы-
брать параллелограммы.
2.
Я могу сформулировать определение параллело-
грамма
3. Я могу нарисовать параллелограмм.
4. Я могу сформулировать свойства
2
Домашнее зада-
ние
Комментирую домашнее задание, за-
писанное на доске
Учащиеся записывают: §2 п.54, доказательство
свойств параллелограмма
1
Слайд 2
Свойства
Выполняемость
Четырехуголь-
ник
+
+
−
- не является четырехугольником
Противополож-
ные стороны по-
парно параллель-
ны
+
−
+
- хотя бы две противоположные стороны
не параллельны
яв-
ля
ет-
ся
не
яв-
ляе
тся
не
яв-
ляе
тся
не является
Слайд 3
Четырехугольник, противополож-
ные стороны не параллельны
Четырехугольник, две противопо-
ложные стороны не параллельны
Четырехугольник, у которого проти-
воположные стороны попарно па-
раллельны
Многоугольник, у которого противо-
положные стороны попарно парал-
лельны
Многоугольник, у которого нет па-
раллельных сторон
Не является многоугольником
Карточка 1
Фамилия, класс
В каждой строке исключите лишнюю фигуру и выделите отличительные при-
знаки оставшихся фигур
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4