Напоминание

Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Катипунго Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Лабытнанги
Наименование материала: Игры и упражнения с грамматическим содержанием
Тема: Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика проведения игр и упражнений с

грамматическим содержанием в работе с детьми

старшего дошкольного возраста

1

Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием

полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного

учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

К.Д.Ушинский

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством

стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

К. Д. Ушинский выделял три цели: развитие врожденного дара слова, сознательное овладение

сокровищами родного языка и усвоение грамматических законов в их логической системе. При этом

он отмечал гармоническое единство указанных задач и их неразрывную связь с освоением

грамматического строя языка.

Задачи грамматической работы включают:

1.

Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими,

словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной

деятельности в окружающем мире и звучащей речи.

2.

Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах

речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное,

личностное)

3.

Развитие у ребенка лингвистического отношения к слову,

поисковой активности в сфере языка и речи на основе

языковых игр.

На первом этапе речевого развития перед

ребёнком прежде всего ставим задачу понимать смысл

сказанного, например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а

где много.

Следующая задача – использовать то или иное

грамматическое средство в собственной

речи,

говорить так как говорят другие. Более сложно – самостоятельно образовывать форму нового

слова по аналогии со знакомыми. И совсем иная, ещё более трудная

задача – оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так

сказать.

Дошкольные годы – особый период, имеющий непреходящее значение для развития

коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог

умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Разумно организованная систематическая речевая работа воспитывает в детях

любознательность, чуткость к слову и его формам. А это главное. Научившись прислушиваться к

речи, ребёнок тонко реагирует на оттенки звучания слов и заимствует из речи из речи окружающих

правильные формы. Важно только, чтобы взрослые сами говорили правильно, не допускали ошибок.

В играх по грамматике дети видят, осознают, игровую, познавательную или практическую

задачу: быть внимательными, запоминать, как стояли предметы («Чего не стало?», «Что

изменилось?», обнаружить спрятанный предмет («Прятки»), узнать игрушку по описанию

(«Чудесный мешочек»), быстро отыскать среди картинок ту, которую назвал воспитатель («Лото»),

сделать покупку («Магазин»)

Однако просто многократное повторение той или иной грамматической формы не гарантирует

ещё, что и в дальнейшем ребёнок будет говорить правильно. Легко, быстро и прочно запоминается

то, что было включено в игровую или практическую деятельность как необходимое условие её

успешности. Так, эффективное усвоение системы грамматических форм наступает тогда, когда у

ребенка возникает ориентировка на звуковую сторону слова. Для этого разработаны словесные

дидактические игры.

В играх и упражнениях дети приобретают грамматические знания и умения. Представляю

комплекс игр и упражнений:

«Чей хвост», «Животные, птицы и их детеныши», «Рифмовочки», «Большой – маленький»,

2

Дидактическая игра «Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было

маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты

продолжай»:

у нас пальто, а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика..

у нас нос, а у гномика…

у нас рот, а у гномика..

у нас брюки, а у гномика…

у нас носки, а у гномика…

у нас туфли, а у гномика

«Один – много»

«Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

Материал. Игрушечный мишка.

Воспитатель:

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь

прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не

послушался маму и забрался так далеко, что … .Я долго блуждал по лесу и … . Выйдя на поляну, я

попал …. попал в яму, потому что … . Там было так глубоко, что… . Пришли охотники и … .

Теперь я живу в… . У нас есть площадка для … . На площадке есть много … . Мы играем с … . За

нами ухаживают… . Они нас любят, потому что… . Скоро к нам приедет дрессировщик из… .

Надеюсь попасть в … . Как здорово уметь… . Жди следующего письма из … . До свидания.

Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

Упражнения по грамматическому строю речи в сочетании с пересказом

«Храбрый ёж»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами, согласовывать

существительные с прилагательными в числе.

Наглядный материал: фигурки магнитного театра, предметные картинки с изображением лесных

обитателей.

Текст:

Ветер елками шумит,

Ёжик наш домой спешит,

А на встречу ему волк,

На ежа зубами – щёлк!

Ёж иголки показал,

Волк со страху убежал.

Вопросы к тексту:

3

Куда спешил ёжик? Кого он повстречал в лесу? Почему волк убежал от ежа?

Взрослый просит ребят пересказать содержание текста своими словами, из предметных картинок

отобрать те, на которых изображены действующие лица, и ответить правильно:

В лесу живёт злой кто? (волк)

В лесу живёт много злых кого? (волков)

По ночам в лесу воют злые кто? (волки)

Бабушка рассказала сказку о злом о ком? ( волке)

Волчица любит своего …. (волчонка), своих … (волчат)

Волчица заботиться о ком? (волчонке, волчатах)

Иголки есть у кого? (у ежа)

Под пеньком живёт кто? (Ёж)

Ежиха заботиться о ком? (ежонке, ежатах)

«Лето»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими

противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по

аналогии); закрепить правильно использование существительных с предлогом.

Текст:

Таня и Оля гуляли по лугу. Собирали цветы, плели венки . Недалеко текла речка. Побежали Таня и

Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и

купаться.

Вопросы к детям:

Что делали девочки на лугу?

Куда побежали Таня и Оля?

Что можно делать на речке?

Взрослый просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные

действия.

Таня одевается.- … Оля раздевается.

Таня обувается.- … Оля разувается.

Таня завязывает. – … Оля развязывает.

Таня скучает. – … Оля веселится.

Таня выходит. – … Оля входит.

Таня садится. – … Оля встаёт.

Таня открывает. – … Оля закрывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

Оля купается, и я … купаюсь.

Оля одевается, и я … одеваюсь.

Оля умывается, и я … умываюсь.

Оля ест, и я … ем.

Оля смеётся, и я … смеюсь.

Оля поёт, и я …пою.

Оля пьёт, и я … пью.

Оля танцует, и я … танцую.

Оля выходит, и я … выхожу.

Оля бегает, и я … бегаю.

Оля бежит, и я … бегу.

Оля плывёт, и я … плыву.

Оля плавает, и я … плаваю.

Оля нырнула, и я … нырнул (а)

Оля сидит, и я … сижу.

Оля загорает, и я … загораю.

Взрослый просит их сказать правильно:

4

Дети пошли купаться (куда?) на речку.

Дети купаются (где?) в реке.

Дети переплывают (что?) реку.

Лодки плывут (где?) по реке.

Работа с предложением

Дидактическая игра «Почемучки»

Цель: научить детей составлять сложные предложения, использовать союз потому что.

Ход игры

Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»:

Жили- были Потому и Почему? Видят они – катится бревно.

- Почему оно катится? – спросил Почему.

- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.

- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и

покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

- Почему она летит? – спросил Почему.

- Птица летит потому, что у неё крылья есть, - ответил Потому.

Сделали тогда Потому и Почему крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше

удивляться.

Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.

Вопросы к детям:

Какие вопросы задавал Почему?

Как отвечал Потому?

Дети составляют предложения по вопросам:

Почему пришёл врач?

Почему люди берут зонты?

Почему улетают птицы?

Почему зимой нельзя купаться?

Почему летом не носят шубу?

Почему зимой носят варежки?

Почему Вова не пошёл в школу?

Почему сердится мама?

Почему Катя надела красивое платье?

Почему плачет Маша?

Почему нельзя гулять?

Почему у Вики сердитое лицо?

Почему собака лает?

Почему кот бегает за хозяином?

Почему замёрзла река?

Почему Маша сняла платье?

Почему опоздал Коля в детский сад?

Почему в комнате стало темно?

Почему нельзя кричать?

Почему погиб цветок?

Почему сломался стул?

Почему мама не пошла на работу?

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в

соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

5

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Дидактическая игра «ОН – ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и

девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Скучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

Спал – спала

Читал – читала

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель: учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания; правильно согласовывать

прилагательные с существительными в роде, числе.

Дидактический материал: любые предметные картинки; фишки.

Игровые правила: уже сказанное не повторять.

Игровые действия: провести соревнование, кто больше: подбирать к слову как можно больше

определений.

Ход игры

Взрослый предлагает поиграть со словами: «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он.

Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений,

взрослый подсказывает слова, которые не назвали дети. Например:

Яблоки ... (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные).

Ежик ... (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый).

Взрослый задает наводящие вопросы («Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело

покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?», «Боится ли он лисы?», «Он быстро

бегает?», «У него большие ушки?» И т.д.).

В конце игры взрослый объединяет вместе все фишки, хвалит детей: «Вот сколько разных слов вы

назвали».

Когда дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между ними

соревнование «Кто назовет больше слов?».

Объясняем детям, что есть слова, которые не изменяются:

пальто, кофе, какао, пианино, метро.

Эти слова надо запомнить. Знакомим их и с тем, когда

правильно употреблять слово одеть, а когда – надеть: одеть (кого?) ребёнка, но надеть (что?) пальто

.

6

7



В раздел образования