Напоминание

"Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника в области художественно-эстетического развития (изобразительная деятельность)"


Автор: Фофашкова Татьяна Владимировнап
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ прогимназия №675"Талант"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника в области художественно-эстетического развития (изобразительная деятельность)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника в области

художественно-эстетического развития

(изобразительная деятельность)»

Автор: Фофашкова Т.В., педагог дополнительного образования

ГБОУпрогимназия№675 «Талант»

Проблема

развития

эмоциональной

сферы

дошкольников

является

актуальной,

поскольку

в

настоящее

время

учеными,

психологами

(А.Н.

Леонтьев,

Джайнотт

X.

и

др.)

установлено

много

случаев

нарушения

развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают

нормальному

психическому,

умственному,

физическому,

эмоциональному

развитию

ребенка.

Дошкольный

возраст

это

тот

период,

когда

закладывается

основа

дошкольной

жизни

ребенка.

Проблема

развития

эмоциональной

сферы

ребенка

является

актуальной

потому,

что

эмоциональный мир играет важную роль в жизни.

Этой

проблемой

занимались

многие

педагоги,

психологи

(Л.С. Выготский,

А.Н. Леонтьев,

С.А. Рубинштейн,

Д.Б. Эльконин,

Л.И. Божович,

Я.З. Неверович,

А.П. Усова,

Т.А. Маркова

и

др.),

которые

утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для

активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти

эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка,

и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции

заставляют

избегать

нежелательных

или

вредных

действий,

защищают

и

оберегают

ребенка.

Но

следует

заметить,

что

чрезмерное

воздействие

отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть

на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше

отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации.

Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать

свое

поведение,

избегая

тех

поступков,

которые

мог

бы

совершить

под

влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы

считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную

сферу

дошкольника,

так

как

эмоции

«рассказывают»

окружающим

его

взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Отсутствие же эмоций

ведет не только к пассивности мыслительных процессов.

Эмоциональное

развитие

дошкольника

связано,

прежде

всего,

с

появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим

изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных

мотивов,

уже

не

обусловленных

достижением

узколичных

утилитарных

целей.

Поэтому

интенсивно

начинают

развиваться

социальные

эмоции

и

нравственные

чувства.

К

изменениям

в

эмоциональной

сфере

приводит

установление

иерархии

мотивов.

Выделение

основного

мотива,

которому

подчинена

целая

система

других,

стимулирует

устойчивые

и

глубокие

переживания. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по

смыслу

содержания,

возникают

в

ответ

на

предполагаемые

мысленные

обстоятельства.

Постепенно

дошкольник

начинает

предвидеть

не

только

интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только

мотивационной,

но

и

познавательной

сферы

личности,

самосознания.

Включение

речи

в

эмоциональные

процессы

обеспечивает

их

интеллектуализацию,

когда

они

становятся

более

осознанными,

обобщенными.

Дошкольники

с

трудом

сдерживают

эмоции,

связанные

с

органическими

потребностями.

Развитие

общения

со

взрослыми

и

сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно – ролевая игра приводят

к

дальнейшему

развитию

симпатии,

сочувствия,

формированию

товарищества.

Интенсивно

развиваются

высшие

чувства:

нравственные,

эстетические,

познавательные.

Источником

гуманных

чувств

выступают

взаимоотношения с близкими людьми. Если на предыдущих этапах детства

взрослый проявлял по отношению к ребенку доброжелательность, внимание,

заботу,

любовь,

то

он

заложил

мощный

фундамент

для

становления

нравственных чувств.

Практическое

овладение

нормами

поведения

является

источником

развития

нравственных

чувств.

Переживания

вызываются

общественной

санкцией,

мнением

детского

общества.

Мощным

фактором

развития

гуманных

чувств

является

и

сюжетно

ролевая

игра,

передавая

эмоционально

выразительное

содержание

дети

учатся

разделять

переживания других.

В

трудовой

деятельности

достигая

результата,

полезного

для

окружающих,

возникает

радость

от

общего

успеха,

удовлетворение

от

хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и

уважение

к

нему.

Ребенок

переживает

радость,

удовлетворения

при

совершении

им

достойных

поступков

и

огорчение,

возмущение,

недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.

Наиболее яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает

необходимость

и

обязательность

правил

общественного

поведения

и

подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со

становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового,

удивление

и

сомнение,

яркие

положительные

эмоции

не

только

сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной

художественно

творческой

деятельности

детей

и

художественного

воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными.

Ребенок одобряет прекрасное, доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,

искусстве,

литературе.

Наиболее

яркие

положительные

эмоции

ребенок

испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными

героями, активно ему сопереживая.

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.

- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

-

изменяется

роль

эмоций

в

деятельности

ребенка,

формируется

эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными,

произвольными;

- формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные,

эстетические.

Основная цель занятий по изодеятельности и музейной педагогике -

это

развитие

чувственной

сферы,

эстетических

эмоций,

творческих

способностей,

развитие

речевого

мышления.

Чтобы

ребенок

проявил

творчество,

необходимо

обогатить

его

жизненный

опыт

яркими

художественными впечатлениями, приобщая его с самого раннего детства к

миру искусства, которое является истоком развития добрых чувств и высших

социальных эмоций.

Когда в конце занятия остается несколько минут свободного времени я

использую

следующие

игры

направленные

на

развитие

эмоциональной

сферы

,

которые

стараюсь

подбирать

близко

к

теме

занятия

по

рисованию(например:

1. Этюд "Хорошая погода".

Детям

предлагается

представить

себе

теплый

солнечный

день,

зеленую

лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки.

Вопрос:

— Какое у вас сейчас настроение?

Затем

дети

выбирают

соответствующую

пиктограмму

из

заранее

приготовленных.

2. Этюд "Плохая погода".

Детям

предлагается

представить

себе

пасмурное

небо,

дождь,

холодный

ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов.

Вопрос:

— Какое у вас настроение?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

3. Этюд "Погода изменилась".

Детям

предлагается

представить

себе,

как

вдруг,

неожиданно

для

всех,

закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро,

что даже воробьи удивились.

Вопрос:

— Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные

перемены в погоде?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

4. Рисование эмоций.

Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать

цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги

радость, другая — горе, третья — удивление.

«Листы

радости,

горя

и

удивления»

дети

рассматривают

и

сравнивают

(вместе с учителем).

Я использую на занятиях следующие игры и задания на эмоциональное

восприятие цвета.

1.

«Цветные квадраты»

Материал:

наборы

квадратов

из

цветной

бумаги(

светлого

и

темного,

насыщенного и мягкого оттенка, пастельные, относительно близкие друг к

другу по цвету и резко контрастирующие)

Ребята раскладывают перед собой выбранные квадраты . Воспитатель

задает вопрос: «Какой характер , какое настроение у этих цветов? Есть ли

среди них «добрые» и «злые»? «Веселые» и «сердитые», «печальные»?

2.

«Дорога для богатыря»

Обозначить

на

полу

каким-нибудь

предметом

развилку

трех

дорог.

Нарисовать мелом на полу расходящимися линиями три дороги.

Условия

игры:

«

к

этой

развилке

сейчас

подъедет

богатырь

и

будет

выбирать дальнейший путь. А мы с тобой знаем , что ели он поедет по

одной

из

дорог

,

то

ему

будет

грозить

гибель,

по

другой

–опасные

приключения, исход которых неизвестен, по третьей полная победа и

исполнение желаний. Конечно он сам будет решать , куда ехать, и, может

быть, выберет самый трудный путь, но наше дело предупредить его. Давай

сделаем для него дорожные знаки из наших цветных квадратиков. Какие

из них выбрать, чтобы богатырь, глядя на них мог догадаться, что его

ожидает на каждой из трех дорог.

Ребята выбирают квадратики и по очереди выкладывают их .

Можно

провести

игру

несколько

раз

используя

разные

наборы

по

цветовому

сочетанию.

3.

«Мы плывем на паруснике»

Разноцветные квадратики это наши паруса. Поднимая те или другие из

них(по два три одновременно), вы можете передать какую-нибудь весть

находящимся на берегу. По сочетанию парусов они должны понять , везете

вы

радостные

или

огорчительные

новости.

Пусть

ребята

попробуют

придумать для каждого из случаев подходящую комбинацию парусов.

Пусть поднимут такие паруса,

которые отпугнут корабль неприятелей,

возомнивших, что вы можете быть легкой добычей для них. Или наоборот

дать понять испуганным рыбакам, что на вашем корабле плывут мирные

доброжелательные люди, которых не надо бояться.

После выполнения таких упражнений можно перейти к работе с

красками и предложить ребятам следующие задания.

1.Ковер доброго волшебника, который способен развеселить , вылечить ,

успокоить сделать доброе для каждого, кто ступит на него.

2. Ковер злого волшебника , делает всех кто заберется на него, мрачным,

капризным, скучным.

Аналогичные

задания

:

раскрасить

занавески

для

комнаты

малышей,

колпачки для шумного праздника, окна в замке, где живет спящая красавица

или злой колдун.

Следующее задание можно дать на смешение красок с эмоциональными

характеристиками рождающихся на палитре цветов.

1.Выложите на лист плотной бумаги краски из гуашевого набора: с одной

стороны два-три ярких цвета, с другой два-три темных и глухих цвета,

отдельно

от

них

черную

и

белую

краски.

Смешивая

цвета

в

разных

сочетаниях, наблюдайте, обсуждайте , как меняется при этом их «характер» и

«настроение». Нельзя забывать, что в эмоциональной оценке цвета многое

зависит

от

индивидуальности

воспринимающего,

поэтому

жесткое

навязывание «правильных»

решений тут абсолютно недопустимо. Иначе

можно

впечатать

в

сознание

ребенка

новую

разновидность

цветовых

стереотипов. Добиваться надо лишь того, чтобы ребенок осознал и принял

сам принцип связи цвета и настроения, характера, чувства, чтобы мир цвета

слился с миром его чувств. Тогда ребенок ощутит и поймет ,что в цвете

можно

выразить

переживание,

настроение,

свою

оценку

того,

что

изображаешь.

Поймет,

что

многообразие

оттенков

-

это

многообразие

настроений

и

чувств

ими

выраженных.

Поймет

так

же,

что

вовсе

не

обязательно доброму волшебнику гулять в красном саду, а злому в черном,

можно

и

в

пределах

зеленой

гаммы

создать

два

разных

изображения,

совершенно различные по своему эмоциональному воздействию.

2.

Предложите

ребенку

для

работы

ограниченный

цветовой

набор,

например: три яркие краски и белила (в другой раз — три темные и белила, в

третий — три-четыре заранее смешанных, мягких тона, полученные путем

добавления белил к другим цветам). Пусть ребенок внимательно всмотрится

в полученные цвета и, предвидя уже возможные их сочетания, решит, что

можно изобразить с их помощью: детский праздник или разрушенный город,

унылый дождливый день или грозу, событие из веселой или из страшной

сказки, богатыря, фею, чудовище и т.д. Пусть он объяснит, почему он считает

ту или иную тему подходящей для данного набора цветов. Потом

3.Затем можно обратить внимание ребенка практические со свойствами

пастели и угля (с акварелью и гуашью он уже знаком), а потом спросить его:

что, по его мнению, «хотел бы нарисовать» каждый из этих материалов?

Какие темы подходят ему по характеру, по настроению? Помогите ребенку

понять,

что

уголь

охотно

и

хорошо

изобразит

грозу

и

могучее

дерево,

разбитое страшным ударом молнии, а пастель — тихий летний вечер с

нежными

облаками,

отраженными

в

воде

озера.

И

пусть

в

дальнейшем

ребенок использует уголь, пастель, другие материалы в работе над темами,

соответствующими их эмоционально-выразительным качествам.

1.

Агафонова И.Н. Развитие

эмоциональной

сферы

дошкольника:

Учебно-методическое пособие СПб: АППО. 2006–82 с.

2.

Белобрыкина

О.А

Маленькие

волшебники

или

на

пути

к

творчеству. Новосибирск.1993.

3.

Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей

младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991 – 207 с.

4.

Быкова А.И., Мухина В.С. Психология – М.: 1988

5.

Волков Б.С.,

Волкова Н.В. Детская

психология:

Психическое

развитие ребенка до поступления в школу – М.: 2000 – 144 с.

6.

Данилина Т.А., Задгенидзе В.А.,

Степина Н.Н. В мире детских

эмоций: Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс.

2004 – 160 с.

7.

Кошелева

А.Д.

Эмоциональное

развитие

дошкольников.

-

М,

2002.



В раздел образования