Автор: Кузова Ирина Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ ДС №2 "Рябинка"
Населённый пункт: город Радужный ХМАО - Югра
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Раздел: дошкольное образование
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка –
это основа формирования личности.
Что
же
такое
здоровье?
Обратимся
к
«Словарю
русского
языка»
С.
И.
Ожегова:
«Правильная,
нормальная
деятельность
организма».
В
уставе
Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не
только
отсутствие
болезней
или
физических
дефектов,
но
и
полноценное
физическое,
психическое
и
социальное
благополучие.
«Здоровье
–
является
важнейшим
интегральным
показателем,
отражающим
биологиче ские
характеристики ребенка, социально – экономическое состояние страны, условия
воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды,
степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в
конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства».
Именно
поэтому
проблему
здоровья
следует
рассматривать
в
широком
социальном
аспекте.
Согласно
исследованиям
специалистов,
75%
болезней
взрослых заложено в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25%
ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных
утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение
года более четырех раз ( данные Т.Я., Чертюк, 3.С., Макаровой, М.Н., Беловой).
Какие же факторы влияют на здоровье ребенка?
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и
укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех,
ее
членов
и
условия
проживания;
во-вторых,
дошкольное
образовательное
учреждение, т. е. « вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего
активного времени» – социальные структуры, которые, в основном, определяют
уровень здоровья детей. Поэтому мы в поиске новых подходов к оздоровлению,
базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге
состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его
организма,
индивидуализации профилактических
мероприятий.
Вопросы
воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьёй, т. к.
основы здоровья закладываются в семье.
Большое
влияние
на
создание
и
поддержание
благоприятного
психологического
климата оказывают совместные занятия детей и родителей
типа «Папа, мама и я – спортивная семья», которые организуются в детском саду
в вечернее время. Особое значение они имеют на первых этапах посещения
ребёнком дошкольного образовательного учреждения, т. к. помогают уменьшить
негативные
последствия
адаптационного
периода.
Кроме
того,
постоянные
наблюдения родителей за своими детьми и осуществление страховки позволяют
предоставлять им большую свободу двигательной деятельности. Это способствует
развитию ловкости, освоению каждым ребенком все более сложных движений,
умению
быстро
и
четко
их
выполнять
и
т.
д.
Все
это
повышает
авторитет
дошкольного учреждения и обеспечивает тесный контакт и хорошие
взаимоотношения с родителями.
Здоровье – бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить. Забота о
детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой
семьи. Фундамент здоровья физического и психического закладывается именно в
детстве. Достаточно ли прочным он будет, зависит целиком от нас, в данном
случае мы и родители и педагоги, работники дошкольных учреждений, которым
доверено самое ценное – наши дети: нежные и хрупкие, каждый в отдельности и
все вместе.
Здоровье
самых
маленьких
граждан
России
называют
чрезвычайно
актуальной,
общечеловеческой,
глобальной
проблемой,
от
состояния
здоровья
человека
зависит
качество
и
продолжительность
жизни
человека.
И
действительно, здоровье определяет благополучие государства, его духовное и
экономическое
развитие,
уровень
всех
сфер,
человеческого
развития.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных
стратегических задач развития страны. (Т.И., Оверчук «Здоровье и физическое
развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях» проблемы и пути
оптимизации.) Ответственность за свое здоровье и здоровье своих детей - это
самое ценное, что необходимо каждой семье! Улучшение здоровья семьи, как
единого целого, является одной из самых перспективных форм оздоровления
всего
общества.
Что
же
мы
сами
можем
сделать?
Да
очень
многое,
если
перестанем быть пассивными и безразличными к своему здоровью и здоровью
своих детей, внуков.
Мы обязаны собрать всю оставшуюся силу, энергию, страсть чтобы быть на
страже здоровья своей семьи.
В первый год своей работы в качестве инструктора физической культуры, я
вела табель посещаемости детей, лично для себя. Просматривая его каждый
месяц, я обратила внимание на то, что есть дети, которые болеют очень часто, к
этой категории относился и мой ребенок. Проблема возникла сама собой, как
помочь
детскому
организму
победить
болезни,
сократить
их
количество.
Но
прежде чем обсуждать эту проблему, я изучала и анализировала опыт многих
педагогов, просмотрела довольно большое количество периодической литературы,
отыскивая
новые
нетрадиционные
методы
оздоровления,
именно
нетрадиционные,
не
медикаментозные
методы,
по
мнению
академика
В.П.,
Казначеева, организм, приученный к постоянному потреблению медикаментов,
вырастает иммунологическим недорослем, отвыкая сам бороться с болезнями.
Для
того
чтобы
организм
стал
взрослым,
и
полностью
реализовал
свои
внутренние
защитные
резервы,
необходим
целостный,
системный
подход
к
здоровью. Просмотрев списки детей по группам здоровья, отметила для себя
ребят из 3 и 4 групп здоровья, детей с нарушениями осанки, чтобы не перегружать
организм
ребенка
физической
нагрузкой,
зная
о
том,
что
ключ
к
успеху
в
укреплении здоровья детей - в разумном физическом воспитании. Так, например:
детям
с
нарушением
осанки
нельзя
много
прыгать,
поэтому
для
этих
ребят
стараюсь
давать
больше
упражнений
на
гибкость,
висы
на
перекладине,
упражнения на растягивание которые получили название «стретчинг». Стретчинг
развивает
подвижность
суставов,
а
улучшение
подвижности
в
суставах
способствует
улучшению
физического
состояния.
Дети
с
хроническими
заболеваниями
почек,
печени
нуждаются
в
щадящем
режиме
(ограничения
в
прыжках с высоты, бег в быстром темпе, бег на выносливость).
Отказались
от
однообразия
проведения
физкультурных
занятий.
Помимо
традиционных стали проводить занятия с использованием полосы препятствий,
тематические занятия, игровые занятия. Они поднимают эмоциональный тонус,
вызывают
положительные
эмоции
и
радостные
ощущения,
а
сохранение
и
укрепление
физического
здоровья
неразрывно
связано
с
эмоциональным
климатом. Ведущей системой в организме ребенка, считает известный специалист
по физиологии детей профессор И. А. Аршавский, является скелетно – мышечная,
а все остальные развиваются коррелятивно, то есть в прямой зависимо от неё. На
этом было сформулировано энергетическое правило скелетных мышц, которое
гласит:
процессы
жизнедеятельности,
прежде
всего,
зависят
от
двигательной
активности.
Другими
словами,
чем
активнее
работают
мышцы,
тем
более
жизнеспособен человек. Малоподвижные ленивцы долго не живут, и наоборот, все
долгожители, – деятельные, энергичные, подвижные люди. Нагружая мышечную
систему, мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем
его сердце, легкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее
биться сердце, с гораздо большим напряжением в это время работают легкие,
почки,
печень,
так
как
усиливаются
обменные
процессы.
Таким
образом,
включение
скелетно
–
мышечной
системы
в
напряжённую
работу
ведет
к
совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и
прочности организма, которые и определяют меру здоровья.
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у
детей
логического
мышления,
памяти,
инициативы,
воображения,
самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными,
более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.
Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения,
подвижные
игры.
Эти
упражнения
предупреждают
нарушения
осанки,
деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное
влияние на нормальный рост и развитие ребёнка.
Общаемся с детьми во время физкультурных занятий, как бы играя, при этом
всегда учитываем возраст ребенка, его возможности. Добиваемся, чтобы ребенок
выполнял
упражнения
с
радостью
и
удовольствием,
без
нажима
со
стороны
взрослых. Только систематическая забота над двигательным развитием ребенка
может
принести,
желаемые
результаты.
Современная
жизнь
перенасыщена
нервными перегрузками. Физические упражнения – противовес, который поможет
вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. В своей работе с детьми для
укрепления
и
совершенствования
физического
здоровья
использую
элементы
нетрадиционного
оздоровления
дошкольников. Тренинг (аффермация) «я все
могу» выполняется перед началом занятий, поскольку его формулы направлены
на создание у детей настроя на преодоление трудностей.
Упражнения на расслабление
применяю после серьезной физической
нагрузки, упражнение для укрепления мышечного корсета, которое дает
нагрузку на дыхательную и сердечно – сосудистую
системы. В процессе
физкультурного занятия напряжение и расслабление должны чередоваться. Это
хорошие упражнения для снижения частоты пульса.
Пульс ребенка во время занятия может достигать до 180 ударов в минуту, и он
хотя бы дважды за занятия должен быть снижен до нормы в 110 ударов в минуту
(принцип нагрузки на грани удовольствия).
Психомышечная тренировка, эти упражнения способствуют психической
разрядке и восстановлению сил. А значит, благоприятно сказываются на
здоровье ребенка «король боровик, душистые цветы, Белоснежка и семь
гномов».
Релаксация, помогает создать на занятии положительный эмоциональный
настрой, снять усталость, внутреннее мышечное напряжение, тем самым
приводит нервную систему в нормальное состояние покоя.
В
нашей
стране
люди
совсем
недавно
стали
осознавать,
что
они
сами
отвечают за свое здоровье, здоровье своих детей и близких.
Но прежде начните с эмоционального климата в семье, старайтесь поменьше
нервничать по поводу всяких мерзостей нашего реального настоящего. Будьте,
уверены, что можете сами управлять своей жизнью и отношениями в семье.
Сейчас эмоциональные расстройства у детей и подростков занимают не последнее
место среди болезней во всем мире, вследствие сильных нервных перегрузок.
Особенно страдает более хрупкий детский организм, и наша задача максимально
помочь детям. Я хочу предложить вашему вниманию принципы общения с детьми
и близкими, попробуйте применить их на практике.
1.
Контакт глаза в глаза.
2.
Физический контакт.
3.
Пристальное внимание.
4.
Активное слушание.
5.
Дисциплина.
И самое главное – любите своих
близких безусловной любовью.