Автор: Герман Анна Николаевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ гимназии №12 им. Белоконя В.Э.
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИТУАЦИЙ РОЛЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"
Раздел: среднее образование
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИТУАЦИЙ
РОЛЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
А.Н. Герман, учитель иностранного языка
По мере взросления учащихся меняется мотивация их деятельности, сфера общения и
интересов, поэтому одним из важных требований к проведению ролевой игры является
обязательный учет возрастных особенностей учащихся. «Постановка коммуникативных задач
без учета возрастных характеристик может вызвать у учащихся неверие в свои силы,
нежелание вступать в речевой контакт, безразличие к иностранному языку» (4,11).
Психолог В. B. Андриевская, исследовавшая психологию усвоения иностранного
языка старшими подростками, отмечает, что «психологический смысл оптимизации
учебного речевого общения состоит в том, чтобы мотив каждого речевого действия
учащегося естественно вытекал из реальной ситуации общения, и главное, реализовал
свойственные для каждого индивида отношения, установки, способствующие его
интеллектуальному и эмоциональному самоутверждению» (1,375).
На
старшем
этапе
обучения
ролевая
игра
отвечает
потребностям
старшеклассников в общении, причем не только в парном, но и групповом,
соответствует уровню личностной активности и самостоятельности суждений. На
этом этапе наиболее актуальны игры-дискуссии, деловые и проблемные игры. В
отличие от предыдущих этапов обучения у участников общения ярко выражена
установка на слушающего, говорящий учитывает его присутствие и в соответствии с
этим строит свое коммуникативное поведение.
Учебные ситуации ролевого общения должны являться аналогами аутентичных,
которые могут имитироваться в учебных условиях с разной степенью точности. В
ситуациях
общения
должны
моделироваться
наиболее
типичные
варианты
взаимоотношений общающихся и речевые средства, обеспечивающие процесс
общения и обучения в данных ситуациях. Исходя из социального аспекта, ролевые
ситуации
делятся
на
ситуации
одностатусного (сверстники,
коллеги)
и
разностатусного
(ученик-учитель,
клиент-служащий)
общения.
Социальное
положение личности через условия труда и быта детерминирует ее ближайшее
социальное окружение, ближайшие социальные связи, в которых человек обучается
ролевому, в том числе речевому поведению.
Социально-ролевой
характер
общения
проявляется
в
выборе
речевых
средств,
детерминированных
социальным
статусом,
ролью
и
позицией
коммуникантов. К основным компонентам ролевой позиции относятся предмет
общения, взаимоотношения партнеров и коммуникативная задача. Ролевая позиция
как средство формирования речевого произведения обучаемого облегчает понимание
мотивов говорящего. В качестве дидактического средства желательно рассматривать
позиции
в
альтернативном
варианте,
т.к.
альтернативные
речевые
позиции
помогут
обучаемым изменить свою речевую стратегию и тактику в процессе
развития ситуации и при переносе в новую ситуацию.
Ф о рм и р о ва н и е
р еч е в ы х
ум е н и й
п р о и сход и т
п о с р е д с т в о м
последовательного перехода от простых маломерных языковых единиц (слово,
словосочетание,
предложение)
к
более
сложным и
крупным
(текст)
и
от
элементарных операций (например, имитаций) к более сложным (2, 257). Как
утверждает Н.И. Гез, последовательность в построении системы упражнений для
обучения устно-речевой деятельности проявляется в том, что при выполнении
различных операций необходимо учитывать степень участия мышления и фактор
постепенного перехода от первичного нулевого преобразования информации к
частичному и полному и, наконец, к порождению нового высказывания с иным
планом выражения и содержания. Таким образом, для обучения диалогической
речи в ситуациях ролевого общения необходимы два этапа – подготавливающий к
речи и речевой, а,
соответственно, два типа упражнений – тренировочные и
речевые упражнения.
Под
тренировочными
ролевыми
упражнениями
понимают
речевые
упражнения с элементами ролевого моделирования, которые включают в себя
принятие учащимися определенных социальных ролей с целью отработки и
активизации правил речевого этикета и различных регистров общения, существующих
в изучаемом языке. В данных упражнениях овладение формой включено в содержание,
т.е. в речевую ситуацию. Цель упражнений касается формы, при этом цель является для
обучаемого скрытой, поскольку он выступает в роли участника ситуации общения. При
проведении упражнений необходимо учитывать отдельные параметры ролевой
ситуации и преимущественно использовать предложения – диалогические единства.
Тренировочные упражнения психологически мотивированы, речевая ситуация в
данных
упражнениях не
нарушается,
поскольку
известно,
«кто»
говорит
и
«почему».
Для иллюстрации сказанного приведем некоторые виды тренировочных
ролевых упражнений:
Упражнения на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные
утверждения. Они призваны развивать умения употреблять клишированные фразы,
эквивалентные русским «да», «нет», «разве?», «неужели», «я думаю что...», «по
моему мнению» и т.д.:
– Would you like to have something to drink after the dinner?
– Yes, thank you. I'd like to have a coffee. What about you?
– I think coffee is a good idea. How would you like your coffee?
– I'll have it black.
– OK. And I'll have my coffee white. Would you like to order some dessert?
– No, thanks. You know, I'm on a diet. So, I wouldn't like to have any dessert
now. Maybe you would like to order something to go with your coffee. They serve a
fantastic chocolate cake here.
– Are you sure it will be OK if I order it?
– Sure, go ahead.
– OK, I'll call the waiter now.
Речевые ролевые упражнения направлены на развитие речевой компетенции,
на формирование умений ролевого общения. В таких упражнениях ситуация динамична,
т.е. предполагается наличие неизвестных отношений между ролевыми партнерами,
информационного рассогласования, потребности поиска нового,
цели,
которую
необходимо
достичь.
Соответственно
методическую сущность динамичной
ситуации можно определить как учебный стимул. В таких упражнениях учитывается
полная характеристика ролей, ролевых отношений, указывается место и время разговора,
т.е. учитываются все основные параметры ролевой ситуации.
Речевые ролевые упражнения целесообразно разделить на два типа. К первому
типу относятся упражнения с уже готовыми диалогами. Учащимся предлагается
проанализировать диалоги, определить роли говорящих, воспроизвести, а затем
модифицировать их. Данные задания направлены на формирование умений ролевого
поведения:
1)
Прочтите / прослушайте диалог, определите роли и социальную
позицию говорящих, проанализируйте их взаимоотношения, время и место
разговора. Примите роли участников диалога и инсценируйте аналогичный
диалог.
2)
Прочтите два диалога, объясните поведение одного и того же участника
разговора в разных ситуациях. (Например: поведение покупателя в первой и во
второй ситуации). Примите роли участников диалога и разыграйте аналогичные
диалоги.
3)
Прочитайте / прослушайте диалог, подумайте и обсудите, как могла бы
завершиться данная история, если изменить ролевое поведение героев. Разыграйте
измененный диалог.
4)
Прочитайте / прослушайте диалог, воспроизведите его с некоторой
модификацией: а) введите новое действующее лицо; б) измените характер
взаимоотношений героев (официальные - неофициальные, асимметричные
-симметричные).
Ко второму типу речевых ролевых упражнений относятся задания без готовых
образцов диалогов. Учащимся необходимо самим составить диалоги на основе
предложенной ситуации общения и ролевых характеристик коммуникантов. В ряде
упражнений учащиеся получают реплики, которые они могут использовать в диалогах,
либо предварительно читают текст, на основе которого проводится ролевая игра.
Работа с ролевыми играми осуществляется по следующей схеме: знакомство с
ролевой
ситуацией;
обсуждение
параметров ситуации,
ролей,
ролевых
взаимоотношений, вариантов предполагаемого ролевого поведения; разыгрывание
ситуации; обсуждение ролевого поведения участников игры, составление аналогичных
ситуаций обучающимися и их разыгрывание.
Для методики обучения иноязычной диалогической речи определенную
ценность представляет такая характерная черта ролевой игры как наличие мотивации.
В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра
отвечает на вопрос почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-либо сказать.
Использование ролевой игры в обучении диалогической речи отвечает
деятельностному подходу к говорению как объекту обучения, который, как пишет
И.А.Зимняя, означает, что «особое внимание должно уделяться формированию у
ученика потребности говорить на иностранном языке как первопричины этой
деятельности», когда «в центре оказывается сам субъект деятельности говорения –
ученик с его потребностями, интересами, отношением к высказываемой мысли».
(3, 3).
Таким образом, на старшем этапе обучения ролевая игра в полной мере
реализует свой потенциал в области развития иноязычной диалогической речи.
Литература:
1.
Андриевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности
старшеклассников на уроках иностранного языка // Психологические основы
обучения неродному языку. – М.: МОДЭК, 2005. – С. 372-386.
2.
Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К.,
Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.:
Высшая школа, 1982. – 373 с.
3.
Зимняя И. А. Психолингвистические аспекты обучения говорению
на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1985. –159 с.
4.Лившиц О.Л. Педагогические основы использования ролевой игры в учебно-
воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2004. – 20
с.