Автор: Дубровская Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №77"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ВНИМАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ, КАК МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ СТАТЬ ХОРОШИСТОМ.
Раздел: начальное образование
ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ВНИМАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
ИЛИ, КАК МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ СТАТЬ ХОРОШИСТОМ.
Дубровская Е. В.
БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №77»
Г. Омск, Россия
Младший школьный возраст - значимый этап человеческой жизни, момент, когда
приходит время получать и усваивать новые знания, когда учебный процесс становится
ведущим типом деятельности и начинает определять развитие ребенка.
Это серьезное
испытание для детей, ведь в этот момент меняется всё: привычки, схемы поведения, мера
ответственности. Во внешнем мире ребенок, переходя от игры к обучению, становится
ответственным за свое поведение, а во внутреннем происходит резкое совершенствование
психических процессов, начинается активное развитие личности.
С приходом ребенка в школу в процессе обучения происходит перестройка всех его
познавательных процессов, приобретение новых качеств, свойственных взрослым людям.
Это связано с тем, что ребенок включается в новый для него вид деятельности и переходит
в новую систему межличностных отношений. Задача педагога на этом этапе состоит в том,
чтобы
как
можно
быстрее
адаптировать
детей
к
работе
в
школе,
научить
их
быть
усидчивыми, сосредоточенными и поддерживать внимание на учебных задачах.
Как внимание влияет на образовательный процесс? Существует ли взаимосвязь между
уровнем внимания и обучения? Возможно ли, развивая внимание, повысить результаты
учебной деятельности? Эти и другие вопросы, без сомнения, задает себе, как психолог,
так
и
педагог,
который
работает
с
детьми
младшего
школьного
возраста.
И
это
не
удивительно, ведь для развития навыков ребенка в процессе учебной деятельности, не
обойтись без внимания.
Что же следует понимать под вниманием? Внимание – избирательная направленность и
сосредоточенность
сознания
на
каком-нибудь
предмете,
явлении
или
деятельности.
Выбирая
объект,
человек
направляет
на
него
своё
сознание,
а
затем
через
сосредоточенность вытесняет во вне всё то, что не имеет к нему отношения. Внимание
позволяет нам успешно ориентироваться в окружающем мире и обеспечивает полное
отражение
его
в
психике.
Ни
один
психический
процесс
не
может
проходить
целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том,
что воспринимает, наблюдает или делает.
Принято выделять несколько психических процессов:
Ощущения
-
первичная
обработка
информации,
отражение
отдельных
свойств
окружающего мира, которые являются продуктом работы органов чувств — зрения,
слуха, обоняния, осязания и вкуса;
Восприятие — вторичная обработка, в котором суммируются данные отдельных
органов чувств и на этой основе строится целостный образ.
Мышление
-
высший
уровень
отражения
реальности,
результатом
которого
является вычленение наиболее существенных признаков предметов и явлений.
Память
-
позволяет
фиксировать
и
сохранять
полученный
опыт,
а
также
использовать его в дальнейшем.
Воображение - позволяет на основе прошлого опыта создавать образы отдалённого
будущего.
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся восприятие, мышление,
память.
Именно
в
этот
период
в
области
восприятия
происходит
переход
к
целенаправленному произвольному наблюдению за объектом.
В области памяти идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее
примитивных, таких, как: повторение, внимательное, длительное рассмотрение ребенок
переходит к осмыслению связей разных частей материала.
В
области
мышления
завершается
переход
от
наглядно-образного
к
словесно-
логическому, что ведет к новой форме теоретического мышления. И затем всё это влечёт за
собой перестройку всех остальных психических процессов. Получается, для того чтобы
все
эти
новообразования
сформировались,
педагог
должен
уделять
особое
внимание
развитию
каждого
когнитивного
процесса
в
отдельности?
Мы
ведь
понимаем,
что
классификация познавательных процессов удобна для теоретических изысканий, а для
практики она достаточно условна, потому что все эти отдельные составляющие, есть суть
единый процесс. И эти составляющие части объединены тем, что все они работают во
взаимодействии со вниманием, благодаря которому сохраняется постоянный контроль за
их реализацией. Таким образом, мы можем не разбрасываться по мелочам, теряя время на
отдельные части, а имеем возможность направить все усилия на одно, но при этом и на всё
сразу.
И
этим
ключевым
звеном,
по
нашему
мнению,
является
внимание.
Развивая
внимание, делая на него особой упор, можно одновременно развивать все психические
познавательные процессы. Внимание никогда не существует как отдельный процесс. Оно
встроено
в
процесс
восприятия,
когда
мы
что-то
видим.
Оно
встроено
в
процесс
мышления, когда мы концентрируемся на задаче или упражнении. Казалось бы, внимание
не
имеет
своего
особого,
отдельного
смысла,
но
оно
проявляется
через
и
внутри
ощущения,
восприятия,
мышления.
Оно
сторона
всех
познавательных
процессов
сознания, и притом, их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная
на объект. Продукт внимания - это лучше решённая задача, лучше сделанное упражнение.
Внимание - это постоянный процесс концентрации и деконцентрации, когда мы на чем-то
сосредотачиваемся
и
от
чего-то
отвлекаемся.
Это
выбор
из
всего
многообразия
существующего вокруг в тот или иной момент времени. Внимание - это удержание,
сосредоточение на той или иной информации, или деятельности, на том или ином задании,
на том или ином объекте. Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика
протекания познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности
с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это
выборочная
направленность
на
тот
или
иной
объект
и
сосредоточенность
на
нем,
углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов
внимания:
непроизвольное,
произвольное
и
послепроизвольное.
Непроизвольное
внимание называют еще пассивным или эмоциональным. На возникновение внимания
этого вида влияют следующие факторы:
- внешние факторы: интенсивность, частота, контраст между раздражителями.
- эмоциональное и физическое состояние самого человека.
Непроизвольное внимание к периоду младшей школы уже прочно встроено в систему
познания мира ребенка. Приступая к образованию, ребенок начинает активно осваивать
произвольное внимание, которое тесно связано с волей и вырабатывается в результате
трудовых усилий, именно поэтому его называют ещё волевым, преднамеренным. Это
сознательно
направляемое
и
регулируемое
внимание,
в
котором
субъект
сознательно
избирает объект, на который оно направляется. Это момент, когда деятельность ребенка,
поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь стихийно,
под властью извне действующих сил.
Произвольное
и
непроизвольное
внимание
тесно
связаны
друг
с
другом,
поскольку
произвольное внимание плавно вытекает из непроизвольного.
Причины
произвольного
внимания
по
своему
происхождению
не
биологические,
а
социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребёнка
при его общении со взрослыми. Преобладающим видом внимания младшего школьника
остается непроизвольное. В этом возрасте все еще сильно реагирование на все новое,
яркое,
необычное.
Ребенок
не
может
еще
в
достаточной
степени
управлять
своим
вниманием. Но, следуя от класса к классу, у учащихся происходит интенсивное развитие
произвольного
внимания,
и
к
3
классу
наблюдается
небольшой
рост.
Поскольку
непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель
стремится сделать свой урок интересным, привлекательным. Это, конечно же, хорошо, но
для развития произвольного внимания, надо приучить детей быть внимательными и по
отношению
к
тому,
что
не
вызывает
непосредственного
интереса,
и
это
одна
из
важнейших
задач
педагога.
Произвольное
внимание
и
его
свойства
являются
необходимыми факторами в образовательном процессе. Ведь, как мы уже говорили, от
степени его развития зависит также развитие и других процессов, таких как восприятие,
мышление, память. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить
писать, считать, читать. Как бы ни был хорошо оснащен урок наглядными пособиями, как
бы ни был он насыщен по своему содержанию, учитель не достигнет соей цели - усвоения
школьниками учебного материала, - если он не сможет обеспечить устойчивого внимания
учащихся.
Итак,
с
видом
внимания
мы
разобрались,
акцент
необходимо
ставить
на
развитие произвольного внимания. Теперь посмотрим на то, какие свойства внимания нам
нужно
привести
в
активное
состояние
для
младших
школьников.
В
обычной
классификации принято выделять, следующие свойства:
Концентрация
-
степень
или
интенсивность
сосредоточенности
внимания.
Выражается
в
том,
что
внимание
поглощено
одним
объектом.
Показателем
интенсивности является твердая устойчивость, невозможность отвлечь внимание
от
предмета
деятельно сти
по сторонними
раздражителями.
Та ка я
сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задания. От
степени концентрации внимание также зависит и четкость восприятия объекта,
правильность дифференциации материала.
Объем
внимания
–
количество
объектов,
воспринимаемых
одновременно.
У
младших школьников объем внимания значительно уже, чем у взрослых. Объем
внимания является изменчивой величиной и зависит от того, насколько связано
между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения
осмыслено связывать и структурировать материал. Это необходимо учитывать в
педагогической практике, и систематизировать учебный материал так, чтобы не
перегружать объем внимания младших школьников.
Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за
выполнением
различных
действий,
способность
выполнять
несколько
видов
деятельности одновременно.
Переключение
–
сознательное
перемещение
внимания
на
новый
объект
или
другими словами способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся
ситуации.
Легкость
переключения
внимания
неодинаковы
у
разных
людей
и
зависит от ряда условий, прежде всего от соотношения между предшествующей и
последующей
деятельностью
и
отношения
субъекта
к
каждой
из
них.
Чем
интереснее
деятельность,
тем
легче
на
неё
переключиться.
Переключаемость
внимания
принадлежит
к
числу
хорошо
тренируемых
качеств.
Скорость
переключения
внимания
находится
в
прямой
зависимости
от
подвижности
нервных процессов. Поэтому уставшие люди, нервные процессы которых инертны,
допускают много ошибок в работе. Чтобы верно понимать внимание младших
школьников, надо учесть особенность их высшей нервной деятельности. Процессы
возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников
довольно быстро. Поэтому внимание ребенка в этот период отличается легкой
переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном
объекте
Говоря о развитии внимания, мы понимаем совершенствование его свойств, отсюда
следует, что для развития внимания младших школьников мы будет опираться именно на
свойства
внимания
и
сделаем
акцент
на
развитие
концентрации,
переключения,
избирательности. Данные свойства существуют в неразрывной связи друг с другом, и это
дает возможность, усиливая одно из них, воздействовать и на весь процесс внимания в
целом.
Итак, исходя из всего вышесказанного, резюмируем: ведущей деятельностью для младших
школьников
является
учебная
деятельность,
качество
которой
зависит
от
развития
когнитивных процессов, таких, как восприятие, мышление, память. Связующим звеном
всех познавательных процессов сознания, является внимание, причем конкретный его вид
–
произвольное
внимание.
Для
развития
произвольного
внимания
необходимо
активизировать такие свойства внимания, как концентрацию и переключаемость. Отсюда
можно сделать вывод, что если через систему специально подобранных упражнений
развивать
концентрацию
и
переключаемость
внимания,
то
таким
образом
будет
происходить активизация когнитивных процессов и, как результат, улучшение учебной
деятельности. Теоретически получается, что высокий уровень развития свойств внимания
положительно влияет на успешность обучения, то есть из связи внимания с учебной
деятельностью следует, что успеваемость должна быть лучше у детей внимательных. Так
ли это? Чтобы ответить на этот вопрос самое время перейти от теории к практике.
Объектом нашего исследования были ученики 3-го класса в количестве 31, в возрасте 9-10
лет, обучающиеся в общеобразовательной школе г. Омска.
Целью исследования было развитие свойств внимания для дальнейшего сравнения с
успеваемостью по общеобразовательным учебным предметам.
Изначально
была
выдвинута
гипотеза
исследования:
существует
зависимость
между
уровнем развития внимания младших школьников и успешностью их обучения. Чем выше
внимание
и
в
частности
его
свойства,
такие
как
концентрация,
избирательность
и
переключаемость, тем выше успеваемость.
Задачи:
1. Провести с каждым учеником индивидуальное тестирование.
2. Провести сравнение полученных результатов с успеваемостью учащихся по основным
предметам.
3. Провести сравнение группы школьников, имеющих оценки 4 и 5, 3 и 4, а также 2.
Вначале было проведено тестирование. Для исследования свойств внимания младших
школьников использовались следующие психодиагностические методы:
методика Г. Мюнстерберг для изучения избирательности (помехоустойчивости)
внимания, для диагностики концентрации и распределения внимания. Сплошной
буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача, читая текст, как можно
быстрее найти в нем слова и подчеркнуть их карандашом. На работу отводится две
минуты. (23 слова: солнце, мальчик, новость, парта, экзамен, учебник, карандаш,
ручка,
хоккей,
телевизор,
память,
дерево,
любовь,
радость,
народ,
корабль,
конкурс, портфель, плавание, луна, стул, торт, время.)
Методика «10 слов». Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания
с кратковременной памятью. Зачитывалось десять случайных слов, подобранных
без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания
предлагалось воспроизвести все слова в любом порядке. 5 наборов из 10 слов для
пяти попыток:
1.Книга, роза, яхта, кролик, очки, кирпич, игла.
2.Болото, кошка, магазин, парта, футбол, облако, картина.
3.Топор, гроза, зоопарк, гиря, барон, табурет, девочка.
4.Кино, яблоко, чайник, носорог, кисть, зерно, бумага.
5.Капуста, подушка, дорога, пила, забор, трубка, комар.
Корректурная
проба
Бурдона.
Измеряются
количественные
характеристики
внимания (концентрация, точность) и выявление динамики этих характеристик в
процессе кратковременной деятельности. На бланке напечатаны хаотичные наборы
букв
русского
алфавита.
Последовательно
рассматривая
каждую
строчку,
необходимо
отыскивать
буквы
«К»
и
«Н»
и
отмечать
их.
Букву
«К»
нужно
зачеркнуть,
букву
«Н»
-
обвести
кружком.
Работа
начиналась
по
команде
«Начали». Время работы – 3 минуты. По истечении каждой минуты подавалась
команда: «Стоп черта».
Таблицы Шульте. Диагностика процессов переключения внимания.
Представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках в случайном
порядке. Учащийся должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати
пяти все цифры. Цифры фиксировались только взглядом или с помощью ручки. Время,
затраченное на эту работу, фиксировалось секундомером. У каждого школьника было по
две попытки.
Тесты были проведены в начале 2 четверти, после чего в течение 6 недель главными
инструментами
воздействия
и
развития
внимания
учеников
стал
специальный
тренировочный комплекс упражнений. Упражнения были разработаны в соотношении со
свойствами
внимания.
Одни
были
направлены
на
развитие
концентрации,
другие
на
переключение, третьи на избирательность. В общую программу входила отдельная группа
упражнений
направленная,
на
гармонизацию
полушарий
головного
мозга,
которая
состояла
в
ряде
действий,
выполняемых
одновременно
двумя
руками.
Кроме
того,
упражнения
группировались
на
активные
и
расслабляющие,
на
концентрирующие
и
деконцентрирующие, направленные вовне и внутрь себя. Для серии заданий на развитие
внимания
каждый
школьник
завел
специальную
тетрадь.
Упражнения
проводились
с
учениками систематически в начале и в конце учебного дня, а также перед каждым
уроком. В среднем занятия на развитие внимания занимали в течение дня 15-20 минут
(примерно
6
раз
по
2-3
минуты).
В
завершение
шестой
недели
проявились
четкие
изменения в поведении детей. Во-первых, в классе стало тише на уроках. Школьники
больше были сконцентрированы на выполнении заданий и меньше разговаривали между
собой.
Уменьшилось
количество
ошибок
при
выполнении
заданий,
учащиеся
стали
сначала думать, а затем отвечать. Повысилась сосредоточенность, отчего изменился темп
выполнения упражнений, что увеличило объем выполненных работ за урок.
По окончании шестой недели мы провели повторную диагностику, с использованием тех
же методик, что были задействованы в начале четверти. Сравнивая результаты тестов в
начале и в конце четверти можно увидеть, что у большей части класса произошел рост
показателей в положительную сторону, хотя ярко выраженные изменения можно отметить
только у 35% учащихся.
Анализ данных на втором этапе исследования по методике Шульте показывает, что в
классе
переключаемость
внимания
возросла
почти
в
2
раза,
что,
безусловно,
свидетельствует о том, что использование комплекса специальных упражнений может
способствовать развитию переключаемости внимания у младших школьников.
Анализ данных по пробе Бурбона показал, что среди испытуемых школьников повысился
уровень концентрации. Средний показатель количества просмотренных строк за одно и то
же время выше, а средний показатель пропусков и ошибок ниже. Хотелось бы отметить,
что среди девочек преобладает высокий уровень концентрации внимания, результаты
мальчиков значительно ниже. Подобные данные указывают на гендерные различия в
развитии
данного
свойства
внимания,
т.к.
мальчикам
младшего
школьного
возраста
тяжелее сохранять устойчивую концентрацию внимания, чем девочкам того же возраста.
Анализ
по
результатам
методики
«10
слов»,
показал
незначительные
изменения
в
запоминании слов, что неудивительно. Память не простой когнитивный процесс и требует
по времени более долгой тренировки.
Результаты сравнения двух тестов до и после проведения упражнений, развивающих
внимание,
позволяют
оценить
эффективность
их
применения
по
повышению
переключаемости и концентрации внимания учащихся младшего школьного возраста.
Кроме
анализа
данных
по
тестированию,
мы
провели
сравнение
этих
результатов
с
успеваемостью учащихся по основным предметам (математика, русский язык, чтение). Из
этого
сравнения
можно
сделать
вывод:
показатель
успеваемости
в
классе
на
фоне
проведения упражнений по развитию внимания усреднился. Это значит, что значительно
выросло число «хорошистов», за счет сокращения учеников, знания которых по некоторым
предметам оценивались на «удовлетворительно». Но при этом «отличников» не стало
больше, как и слабых «троечников» не стало меньше. Отсюда можно сделать вывод,
упражнения на развитие внимание были разработаны под усредненную норму, и поэтому
так вырос средний показатель. А вот внимание отличников и слабых троечников видимо
находится вне рамок нормы, у одних оно выше, у других ниже. И, возможно, этим группам
учащихся необходим больший отрезок времени для получения выраженного результата.
Полученные данные позволяют сделать вывод о влиянии внимания и таких его свойств,
как распределение, избирательность и концентрация, на усидчивость, общую дисциплину
в классе, на успешность обучения, усвоение учебного материала. Чем выше уровень
внимания,
тем
эффективнее,
как
правило,
ученик
выполняет
учебные
задания.
Следовательно, педагогу стоит обратить особое внимание на развитие внимания учащихся
на уроках. Было бы полезным ежедневно использовать специальные упражнения для
развития различных свойств внимания, а также не забывать о коротких перерывах на
уроках после сосредоточенной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по
вниманию. - М. 1976.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М. 1995.
4. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. - М. 1976.
5. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. - М.: Просвещение, 1994.
6.
Поляков
И.В.,
Ходаковский
Л.С.
К
вопросу
о
переключаемости
внимания.
М.:
Просвещение, 1987.
7. Психология младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М: Академия, 1990.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. 2008
9. Страхов И.В. Воспитание устойчивости внимания школьников на уроках. Саратов, 1987.
10. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: Воронеж, 2002.
11. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. -
М., 1974