Автор: Вильде Елена Евгеньевна
Должность: учитель искусства
Учебное заведение: МОБУ СОШ №7
Населённый пункт: город-курорт Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Религиозное искусство. Икона
Раздел: среднее образование
Тема урока «Православная икона».
Мастер-класс.
1-7 слайд (под музыку)
Здравствуйте .
-Как выдумаете , о чем будет сегодня наш урок?
Совершенно верно, мы поговорим об иконе.(1 минуты)
8- слайд
Вопросы:
- Кто изображен на иконе?
- Какие сюжеты мы можем на ней видеть?
- Для чего она нужна?
(ответы пишу на доску) (1 минута)
9- слайд
А теперь давайте обратимся к словарю .
Пожалуйста, прочитайте определение.
спасибо , посмотрите вы во многом дали верный ответ.
10-12 слайд
А все ли сюжеты на библейскую тему можно считать иконой?
Давайте сравним ?
(ответы пишу на доске в две колонки)
Кто пишет икону? А кто картину?
Как они написаны ?
Для чего пишется? (1-2 минуты)
13 слайд
Сейчас мы внимательно посмотрим следующий видеосюжет, который нам
раскроет секреты написания иконы» ( 4 минуты)
Работать вы будите в паре .Прошу вас, взять конверт №1 и с помощью
пиктограмм расставить правильную последовательность написания иконы.
Но самые первые шаги я вам подскажу, это пост и молитва , потом
благословение , а далее правильную , согласно канонам
,последовательность ,расставьте сами.
14 -15 слайд
Сделали ? Теперь переходим к следующему заданию . Возьмите Конверт №2
, откройте его . Вам нужно прочитать отрывок из Евангелия и подобрать к
данному тексту соответствующую икону.
16 - слайд
Работаю с залом.
А вы задумывались о том , что икону можно прочитать , ведь не зря ее
называют Евангелие в красках. Однако «читать» икону не так просто.
Но все- таки можно попробовать. Вариант игры ,что где когда?
16 слайд
Вашему вниманию представлены святые: Святитель Спиридон
Тримифунтский , Святой Николай Чудотворец.
Как вы думаете кем они работали?
Правильно Епископы? Как вы догадались ?По облачению (одежде мы можем
узнать ,кем был святой)
17слайд
А теперь вспомним , кем были Кирилл и Мефодий , святая Нина Грузии.
Что значит книга или свиток святого, чем он прославился ?
Просветители , поэтому равноапостольные , потому что как и апостолы
просвещали несли свет Евангелия людям.
Слайд с апостолами показать.
Таким образом, внимательно изучая образ и делаем вывод , что в иконе нет
ничего случайного. У ученики понимают , что символическое значение
цветов и предметов на иконе , о многом может нам рассказать.
(2 минуты)
14 -15 слайд
А теперь, один из участников покажите ,что у вы выбрали.
Слайд с Заданием (Текст и Икона).
Почему , давайте обратимся к тексту.
Слайд (
Спасибо, садитесь.
18 слайд
Поговорим осамой первой иконе. По преданию- это Спас Нерукотворный.
Это икона, которая появилась при земной жизни Господа Иисуса
Христа,когда благочестив царь Авгарь послал своего придворного художника
Написать портрет Спасителя ,но у него не получалось, тогда Спаситель решил
ему помочь . Он прикоснулся умбрусом (ткани) к Лицу и на ткани
отобразился Лик Христа. Царь Авгарь разместил этот образ над городским
воротами исвято почитал его.
В конверте № 3 текст об этой иконе,он разделен на части , соберите его в
правильной последовательности .
И прочитайте, что у вас получилось. (2-3 минуты)
Рефлексия
Попробуйте сами собрать икону в нужной последовательности,
у вас есть подсказка, это первое задание , которое мы делали .
Благословение на этот вид работы я взяла у священника, остальное за вами
.( 4 минуты)
19 слайд
(Пока они собирают комментирую , все иконы, которые были показаны в
начале задействованы в уроке , т.е повторяются и так же к текстам мы
обращаемся дважды для закрепления)
Покажите, пожалуйста вашу икону.
20 слайд
А теперь домашнее задание .
Поднимитеруки , у кого дома есть иконы?
Расскажите , об одной из них на следующем уроке и если вам разрешат
родители , принесите саму икону , можно фото или на флешке .
Спасибо за внимание!
Планируемый самоанализ с коррекцией в процессе работы. (5-10 минут)
Самоанализ урока по ОПК
По теме «Православная икона»
Данный урок по типу является уроком изучения новой темы.
Цели: мы можем такую образовательные:изучение истории первой иконы
знакомства с иконой как с явлением православной культуры , из чего она
состоит, использование этих терминов при выполнении самостоятельной
работы, понимать отличия иконы от картины,. Воспроизведение своими
словами понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
развивающие: словесно-образного мышления, развитие логического
мышления , интегрированная связь с изобразительным искусством ,
историей , пополнение словарного запаса;
воспитательные: более глубокое понимание духовно-нравственных и
культурных традиций своей страны, умение работать в группе и
самостоятельно , слушать других , четко высказывать свои мысли.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин, формирующих религиозную культуру
народа;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.
-внутренняя позиция школьника;
Познавательные УУД:
-поиск необходимой информации;
-применение методов эстетического информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (
анализ, сравнение).
- повторение для закрепления
Коммуникативные УУД:
- формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группе , учитывая
позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Планируемые результаты:
•
Предметные: учащиеся научаться определять из чего состоит икона ,
научаться видеть существенную разницу между иконой и картиной, узнают
символическое изображение истории на нескольких иконах.
•
УУД : планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать одному ,
группе.
•
Личностные: взаимодействовать с учителем, помогать сверстниками .
Оборудование: Раздаточный материал у каждого ученика, карточки для
рефлексии. Компьютер, проектор, экран.