Автор: Ламдо Алёна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Панаевская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Панаевск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактических игр на уроках математики
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое учреждение
общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Проект «Активизация познавательной деятельности
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
средствами дидактических игр на уроках математики»
Актуальность и постановка
проблемы
проекта.
Од н о й
и з
перспективных
задач
развития
системы
образования
является
Автор: Ламдо Алёна Владимировна,
учитель начальных классов
2017 г.
создание
образовательной
среды,
обеспечивающей
до ступно сть
качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) и обеспечение их социализации.
Работая
с
детьми
с
ОВЗ,
столкнулись
с
трудностями
активизации
познавательной деятельности в обучении, в частности в области математики.
Как
активизировать,
т.е.
пробудить
к
активности,
усилить,
оживить
мыслительную
деятельность
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья? Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть на уроке и пяти -
десяти минут. Внимание неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной.
Так как же заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов
сделать обучение увлекательным? Дети подвижны - значит, надо дать выход
их энергии. Они эмоциональны, у них слабая нервная система – значит, не
злоупотреблять
разного
вида
соревнованиями:
они
ещё
не
научились
с
достоинством
переносить
поражение,
которое
может
явиться
причиной
горьких слёз. У ребят повышенная утомляемость - значит, требуется смена
видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание –
надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и
игровые
ситуации.
Дети
всегда
запомнят
лучше
то,
что
интересно.
Мы
пришли к выводу, что одним из способов решения этой проблемы является
дидактическая
игра. Это
и
определило
тематическую
направленность
данного проекта.
Научная новизна: особенности использования дидактических игр в
активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ;
Цель:
выявить
эффективность
использования
дидактических
игр
в
активизации
познавательной
деятельности
младших
школьников
с
ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
Задачи:
1.
Изучить, проанализировать теорию об использовании дидактических
игр для активизации познавательной деятельности;
2.
Изучить особенности формирования познавательной деятельности
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на
уроках математики;
3.
Выявить возможности использования дидактических игр в развитии
познавательной деятельности младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья на уроках математики;
Практическая значимость проекта: составление и апробация
комплекса дидактических игр для активизации познавательной деятельности
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
математики.
Проект педагогически целесообразен, т.к. нацелен на удовлетворение
образовательных потребностей в области математики и повышение качества
оказываемых специальных услуг для детей с ОВЗ.
Объект исследования – процесс обучения математике детей с ОВЗ.
Предмет исследования – роль использования дидактических игр в
активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ на
уроках математики.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе
обучения математике детей с ОВЗ поможет развивать:
интерес к изучению математики и к самой математике;
познавательный интерес детей;
познавательную активность на уроках математики;
развитие вышеуказанных предложений поможет развивать
познавательную деятельность на уроках математики.
Основное
содержание
п р о е к т а
з а к л ю ч а е т с я
в выявлении
эффективности
использования
дидактических
игр
в
активизации
познавательной
деятельности
младших
школьников
с
ОВЗ
на
уроках
математики.
Чтобы
достичь
постановленной
цели
и
выполнить
задачи,
работа
с
обучающимися данной категории ведётся не менее учебного года.
Этапы и сроки реализации
Этапы реализации
Направление
деятельности
Сроки реализации
Первый этап
диагностический
Анализ
затруднений.
Выявление
проблемы.
Изучение
литературы по
проблеме и
имеющегося опыта.
сентябрь-октябрь
Второй этап
Определение целей
и задач проекта.
Разработка системы
мер, направленных
на решение
проблемы.
Прогнозирование
результатов.
ноябрь
Третий этап
практический
Внедрение опыта
работы
Формирование
методического
комплекса.
ноябрь-апрель
Корректировка
работы.
Четвертый этап
аналитический
Мониторинг
текущих
результатов.
Подведение итогов.
Оформление
результатов работы.
май
В результате внедрения проекта
предполагается: в ходе
мониторинга будет выявлена картина успешности деятельности учащихся на
уроках математики с ОВЗ, степень овладения ими умений, что позволит
сделать вывод об уровне формирования познавательной деятельности у
обучающихся.
Ожидаемые результаты - продукты: сборник дидактических игр по
математике
Предполагаемые риски: трудности организации субъект-объектных
отношений в детском коллективе, что связано не только с проблемой ребенка,
но и с особенностями самой группы. Неудовлетворенность во
взаимоотношениях из-за ограниченности социального опыта учащихся с
отклонениями в развитии, что делает их малоинтересными.
Ресурсное обеспечение
Предметно-образовательные ресурсы
Библиотека,
учебники,
дидактиче ские
материа лы,
н о в ы е
демонстрационные
предметно-тематические
презентации,
УМК
для
педагогов,
специалистов
и
учащихся,
вовлечение
учащихся
в
создание
электронно-образовательных ресурсов и т.д.
Материально-технические ресурсы
Компьютеризация учебных кабинетов
Научно-методические
Условия непрерывного, в т.ч. дистанционного обучения и повышения
квалификации, введение в штаты методистов, научных руководителей
проектов и др.
Кадровые ресурсы
Зам. директора по УВР НШ:
- координация условий и хода реализации проекта;
Учитель начальных классов:
разработка, корректировка проекта;
методическое сопровождение проекта;
разработка
и
ведение
базы
учетно-отчетной
документации
по
реализации
проекта,
мониторинг
результатов
прохождения
обучающимися образовательного маршрута;
привлечение
новых
высококвалифицированные
кадров,
создание
собственных
образовательных
ресурсов
педагогов
и
специалистов,
создание системы повышения профмастерства на рабочем месте, при
прохождении аттестации, при введении нового и т.д.
Социально-психологическая служба:
оказание
индивидуальной
психолого-педагогической
помощи
обучающимся с ОВЗ.
Медицинская служба:
контроль состояния здоровья обучающихся с ОВЗ.
Информационные
ресурсы заложены
в
тесном
сотрудничестве
со
СМИ как школьного, так и районного уровня, тесным сотрудничеством с
администраторами школьного сайта.
Целевая аудитория. Обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья 2 - 4 классов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
-
одна
из
основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов
учебной
деятельности
самым
действенным
является
познавательный
интерес,
возникающий
в
процессе
учения.
Он
не
только
активизирует
умственную
деятельность
в
данный
момент,
но
и
направляет
её
к
последующему
решению
различных
задач.
Как
известно,
стойкий
познавательный
интерес
формируется
при
сочетании
эмоций
и
рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно
серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя
начальных
классов
должны
использовать
в
своей
практике
различный,
занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и
развивает
самостоятельность,
инициативу
и
волю
ребёнка,
приучает
считаться с интересами товарищей.
Активизация
познавательной
деятельности
учащихся
на
уроках
математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих
качество
обучения
по
данному
предмету.
Работая
с
детьми
с
ОВЗ,
убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны
учителя. Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго
думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на
задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его:
что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало
задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что
и
влечет
за
собой
цепочку
неуспехов
и
неудач.
Если
ребенок
теряет
любознательность, это ограничивает возможности его развития.
Основные функции дидактических игр:
формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения,
связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
формирование психических новообразований;
формирование
общих
учебных
умений,
навыков
учебной
и
самостоятельной работы;
формирование навыков самоконтроля и самооценки;
формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных
ролей.
Дидактическая
игра
-
это
сложное,
многогранное
явление.
Она
помогает
сделать
учебный
материал
увлекательным,
создать
радостное
рабочее
настроение.
Через
игру
быстрее
познаются
закономерности
обучения.
Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная
для педагога.
Основные условия проведения дидактической игры:
наличие
у
педагога
определённых
знаний
и
умений
относительно
дидактических игр;
выразительность проведения игры;
необходимость включения педагога в игру, он является и участником, и
руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло;
оптимальное сочетание занимательность и обучения. Проводя игру,
педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные
задания, а в игру их превращает форма их проведения эмоциональность,
лёгкость, непринуждённость;
средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к
игре,
следует
рассматривать
не
как
самоцель,
а
как
путь,
ведущий
к
выполнению дидактических задач;
между
педагогом
и
детьми
должна
быть
атмосфера
уважения,
взаимопонимания, доверия и сопереживания;
используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой
и ёмкой.
Дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более
продуктивным.
В
ходе
игры
учащиеся
незаметно
для
себя
выполняют
различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять
арифметические
действия,
тренироваться
в
устном
счёте,
решать
задачи.
Игра
ставит
учащихся
в
условие
поиска,
пробуждает
интерес
к
победе,
следовательно,
дети
стремятся
быть
быстрыми,
находчивыми,
чётко
выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство
ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Используя
приёмы
слуховой,
зрительной,
двигательной
наглядности,
занимательные
вопросы,
задачи-шутки,
моменты
неожиданности
способствую
активизации
мыслительной
деятельности.
Очень
многие
дидактические игры заключают в себе вопрос, призыв к действию, например:
«Кто
быстрей»,
«Не
зевать!
Кто
верней!»
и
т.д.
Наглядно
на
уроке
соревнование двух команд с призывом, кто быстрее и правильно решит
примеры (примеры на сравнение).
Огромные возможности представляют различные виды упражнений в
виде игры. Значение игры трудно переоценить. Здесь развивается кругозор,
сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида
деятельности
на
другой
и
тем
самым
снимать
усталость,
утомляемость.
Например,
при
закреплении
учащимися
знания
таблицы
сложения
без
перехода через десяток, можно использовать игру "Поймай рыбку". На доске
висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке
записан один из примеров: 10+3, 15 - 5 и т.д. Двое учащихся выходят к доске
и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют
задания в тетради. По истечении времени, ученики сверяют ответы с доской.
Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал
больше
рыбок.
0н
считается
лучшим
рыбаком
в
данной
игре.
Для
закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 можно
использовать
игру
"Самый
быстрый
почтальон",
дидактическая
игра
«Составь букет», дидактическая игра «Круговые примеры».
Эти
игры
простые,
но
они
позволяют
в
игровой
форме
повторить
таблицу, внести в урок элементы соревнования, что ещё более способствует
активизации
деятельности
учащихся,
обязывает
их
быть
более
чёткими,
собранными, быстрыми.
Приведём
некоторые
игры
и
игровые
моменты,
способствующие
активизации
познавательной
деятельности
детей
с
ОВЗ
на
уроках
математики во 2 классе.
Темы
Примерные дидактические игры и
игровые упражнения
Табличное сложение и вычитание
Сравнение чисел. Знаки " < "
(меньше), " > " (больше).
Сложение двух однозначных чисел,
сумма которых равна 11, 12, 13, 14,
15, 16,17,18, с использованием
изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и
соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Название данных чисел и искомого
при сложении вычитании.
Нахождение не известного
слагаемого и неизвестного
уменьшаемого.
Решение задач в 1 действие на
сложение и вычитание.
Усвоение последовательности чисел
от 1 до 20, их записи и чтения.
"Веселый счет" (кто быстрее найдет
на рисунке и перечислит в порядке
возрастания или уменьшения все
записанные на нем числа).
"Кто быстрее?" (с использованием
настольных игр типа "Цирк",
"Разведчик" и т.д. - продвижение
вперед по ряду чисел).
Усвоение приемов сложения и
вычитания.
"Дополни до 20"
"Сколько всего прибавили?"
"Сколько всего вычли?"
"Дополни запись" и т.д.
Числа от 1 до 100
Название и последовательность чисел
в пределах 100.
Чтение и запись чисел от 21 до 100.
Сравнение чисел.
Десятичный состав чисел от 21 до
100.
Отрезок. Измерение длины отрезка с
помощью сантиметра, дециметра,
метра. Черчение отрезка заданной
длины.
Представление о килограмме, литре.
Закрепление знания таблицы
сложения и состава чисел.
"Заселяем дома".
Эстафета - соревнование в
составлении и записи всех примеров
с заданным ответом.
"Арифметическое лото" и т.д.
Сложение вычитание однозначных и
двузначных чисел
Устные и письменные приемы
сложения и вычитания чисел в
пределах 100.
Порядок действий в выражениях,
содержащитх 2 действия,
использование скобок.
Проверка сложения и вычитания.
Нахождение неизвестного
вычитаемого.
Отработка навыков устных
вычислений.
"Занимательные рамки"
"Круговые примеры"
"Арифметические ребусы и
головоломки"
"Угадывание задуманного числа".
"Ряды чисел" (продолжение рядов
чисел, получаемых при
последовательном прибавлении по 2,
по 3, по 4 и т.д., заполнение
Нахождение суммы нескольких
одинаковых слагаемых и
представление числа в виде суммы
одинаковых слагаемых.
Монеты в 15, 20, 50 к. и 1р. Их набор
и размер.
Решение задач в 2 действия на
сложение и вычитание (с
составлением выражения).
пропусков в таких рядах).
"Кто больше и кто скорее?"
(составление возможно большого
числа примеров на сложение и
вычитание с данными числами.
Например: 14, 6, 12, 8, 36, 7, 29, 5 и
т.п.).
Игра "Десятка" (к данному числу
прибавляется по очереди число 2 или
3 до получения числа 10.Если
получилось больше, чем 10, игра
продолжается с использованием
вычитания числа 2 или 3 до
получения 10).
Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к
тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают
определенные знания, умения и навыки по математике. В дидактических
играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует
предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и
синтез, делает обобщения.
«С листками календаря»
Всем
играющим
прикалывают
на
грудь
по
листку
из
отрывного
календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить
следующие задания:
1.
Собрать
команду,
состоящую
из
пяти
одинаковых
дней
недели
(вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение,
используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать
получившееся число.
2.
Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны
идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
3.
Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое
сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
4.
Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
5.
Собраться
так,
чтобы
сумма
чисел
на
листках
равнялась
круглым
числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).
«Белочка и грибы»
Цель: закрепить знания о составе числа.
Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает
запасы
грибов.
В
одном
дупле
белочка
никогда
не
хранит
запасы,
а
раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов
(число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в
каждое
дупло
может
положить
белочка?
Дети
выходят
к
доске
и
раскладывают грибы в «дупла».
Игра “Угадай число»
Ученики используют веер с числами от 0 до 9.
Учитель: - Задумайте любое число в пределах 10, увеличьте его на 3,
покажите ответ на веере.
- Угадайте, какое число задумал каждый?
- Какой компонент был неизвестен? Как найти неизвестное слагаемое?
Также можно узнать неизвестное уменьшаемое, вычитаемое, или множитель,
делимое, делитель, их взаимосвязь.
Таким образом, игра “Угадай число» совершенствует знания
взаимосвязи чисел между компонентами.
У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться
там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед
ним учитель, организуя игру. В каждом ребенке с детства горит огонек
любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще
неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим
урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот,
разжечь
это
стремление.
Урок
должен
быть
ярким,
эффектным,
эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные
детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на
который будет опираться все его дальнейшее образование. На уроках где
находится
место
игре,
всегда
царит
хорошее
настроение,
а
это
залог
продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии,
творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. В
игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности
личности. Без игры и игровых ситуаций нет и не может быть полноценного
развития личности. Игра для младших школьников продолжает оставаться
одним
из
главных
средств
и
условий
развития
интеллекта
школьника.
Включение
в
урок
игровых
моментов
делает
процесс
обучения
более
интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение,
облегчает
преодоление
трудностей
в
усвоении
учебного
материала,
поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию
ими окружающего мира. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал
А. С. Макаренко. Вот почему игре уделяется особое внимание. Без игровых
ситуаций
не
может
быть
полноценного
развития
личности
младшего
школьника.
Перспективы дальнейшей реализации проекта.
В дальнейшем, после создания сборника игр, планируется обновлять
полученный
сборник
новыми
играми,
способствующих
активизации
познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики.
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической
сущности
вопроса,
уточнению
и
формированию
математических
знаний
учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на
этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее
число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные
задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть
основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра
помогает
учителю
донести
до
учащихся
трудный
материал
в
доступной
форме.
Отсюда
можно
сделать
вывод
о
том,
что
использование
игры
необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.
Список использованной литературы:
1.
Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной
школе. Москва “Просвещение” 1984.
2.
Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя
математики // М.: «Просвещение», 1990.
3.
Дьяченко В. К.. «Сотрудничество в обучении» // М.: «Просвещение»,
1991.
4.
Епишева О. Б., Крупич В. И.. Учить школьников учиться математике
//М.: «Просвещение», 1990.
5.
Зильберберг Н. И.. Урок математики. Подготовка и проведение \\ М.:
«Просвещение», 1996.
6.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.,
1990Погосян Е.Н. Формирование общеучебных умений и навыков на
уроках математики // 2013.
7.
Перова, М.П. Дидактические игры и упражнения по математике/
М.П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996.
8.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических
игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990