Автор: Гусева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 38
Населённый пункт: город Томск, РФ
Наименование материала: статья
Тема: Мини-музей как один из приемов патриотического развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Мини-музей как один из приемов патриотического развития
детей.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный
процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их
знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и
навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на
общую пользу.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизировать процесс
развития патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны,
отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют
искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной
почвы.
Ведь
в
этом
возрасте
возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного
воспитания
детей. Происходит
формирование
духовной
основы
ребенка,
эмоций,
чувств,
мышления,
процессов
социальной
адаптации
в
обществе,
начинается
процесс
осознания
себя
в
окружающем
мире.
Именно
этот
отрезок
жизни
-
является
наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на
ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о
Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь
и
формируют
у
ребенка
такие
черты
характера,
которые
помогут
ему
стать
патриотом и гражданином своей страны.
Большое
значение
имеют
поиск
и
разработка
инновационных
подходов
к
решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них
стала работа по созданию мини — музея.
Назвали
мы
свой
мини-музей
«Береза
–
символ
России».
Идея
возникла
благодаря
проекту,
который
мы
начали
разрабатывать.
Проект
назывался
«Люблю березку русскую…»
Цель: создание развивающей образовательной среды как средство
формирования разносторонне развитой личности воспитанника – социально-
активного россиянина.
Задачи:
1. Формировать представление детей о русской берёзе как символе России,
национальном дереве.
2. Расширить знания детей о дереве-берёзе, его качествах и свойствах, научить
устанавливать причинно-следственные связи между свойствами берёзы и
способом его использования.
3.Р азвивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,
исследовать, получать новые знания.
4. Познакомить с русскими обычаями, обрядами, связанными с русской
березой.
5. Развивать эмоциональность, чувства красоты и гордости за свою культуру
через знакомство с поэзией, живописью, воспевающими образ русской
березы.
Каких принципов мы придерживались при создании мини-музея?
Принцип наглядности;
Принцип доступности;
Принцип содержательности;
Принцип динамичности.
Преимуществом является то, что,
во-первых, собранный и накопленный материал будет использоваться
во всех образовательных областях;
во-вторых, создание музея предполагает совместное сотрудничество
воспитателей с родителями и детьми;
в- третьих, обращаясь к мини-музею, всегда можно работать на
перспективу.
Подготовлен следующий материал:
Мини-проекты, конспекты НОДов, подборка стихов, сказок и легенд, сценарии
праздников, пословицы, загадки. Подвижные игры. Дидиктические игры.
Темы «Берестяное чудо», «Целебные свойства березы», «Образ березы в
живописи русских художников», «Троицкая березка». Собраны сказки и
легенды о березе. Фотоальбомы «У березы – девичья краса», «Березовые рощи
России».
Втечение всего годапроводились наблюдения за березой, за изменениями,
устанавливали причинно-следственные связи. За развитием березовой почки
наблюдали, поставив, березовую веточку в баночку с водой. Рассматривали
молоденький листочек: цвет, запах.
Все экспонаты перечислены в паспорте мини-музея.
Дети изображали березку в своем творчестве, и в аппликации, и в рисунках,
работали с пластилинографией. Родители так же готовили поделки, шили
русские сарафаны, принесли шитье, тесьму для кокошников (мы сами их
делали).
Говоря о березе как символе России, можно затронуть и природу родного края,
показать красоту и богатство Сибири.
Работа на перспктиву:
1.Пополнение экспонатами.
2.Расширение представления об элементах русского народного костюма.
3. Более подробное знакомство с хороводом как одним из видов массового
обрядового танца.
4.Подготовка и проведение праздника или элементов праздника «Троицкая
березка».
Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного
возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать
его традиции, воспитывает патриота.