Автор: Фальчук Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №39 "Золотой ключик"
Населённый пункт: п.Новошахтинский, Приморский край
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе "В гости к леснику"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«В гости к леснику»
Задачи:
1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.
2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.
4. Дать детям представление о многозначном слове «игла».
5. Закреплять умение разгадывать загадки.
6. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: воздушный шарик, письмо, мягкие игрушки (мишка, зайчик, ёжик,
белочка), картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк, заяц).
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные»,
дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Чтение художественной
литературы о животных.
Ход занятия:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
- Дети, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!
Я добрый дедушка Лесник
Хочу вас в гости пригласить.
В мой волшебный, мудрый лес
Он полон сказок и чудес!
Лесник.
- Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
- А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
его домик? (сторожка)
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в
лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
На прогулку собираемся
Очень быстро одеваемся.
Сапоги мы одеваем
Как обулись – проверяем.
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали
И к лесу побежали
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
Очень дружно все мы шли,
И в лесочек наш пришли.
Воспитатель. Как вам здесь нравиться? Посмотрите, как много здесь деревьев и какие
они красивые. Назовите, пожалуйста, какие деревья вы знаете?
(ответы детей).
Наверно в этом лесу много лесных жителей. Как вы думаете, кто здесь живёт? Вы их
знаете?
(Из-за ширмы появляется белка)
"Белка, белка - покажи,
Белка, белка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу, конечно. Только сначала поиграйте со мной в игру «Кто больше слов
скажет»
Воспитатель показывает ребенку картинку «белочку» — и предлагает сказать о ней,
какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для
подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа:
белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается
на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на
зиму были орехи.
Молодцы, ребята, все вы обо мне знаете, но я хотела у вас спросить, вы знаете песенку
комарика (з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с).
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если
услышите
песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.
песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите зайку, он вам покажет дорогу.
"Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Конечно! Если вы со мной поиграете.
Д/и "Назови одним словом"
бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;
берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;
скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;
брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;
лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные
Сл./и "Большой-маленький?" (с мячом)
Лиса - лисёнком, волк - волчонком, медведь - медвежонком,
белка - бельчонком, ёж – ежонком, тигр – тигренком, слон – слоненком, лев –
львенком, заяц – зайчонком, мышь – мышонком.
Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он
вам покажет дорогу. Счастливого пути!
- Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
"Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу. Только поиграйте со мной.
Д\и «Какие бывают иголки»
Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой?
(Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.)
От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
Что ж ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой?
Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий).
Лиса потрогала ежа и... (укололась)».
Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там мишку,
он вам покажет дорогу!
"Мишка, мишка - расскажи,
Мишка, мишка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу. Только поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(ёж)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- Как называются домики зверей?
Дети (отвечают): Берлога – у медведя
Нора – у лисички
Дупло – у белки
Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже вас, наверное,
заждался.
Лесник - Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне,
мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали.
Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось
играть?
- Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Пойдемте ко мне в сторожку, я угощу вас
грибочками, которые специально для вас собрал.