Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе


Автор: Мельник Галина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе
Раздел: дополнительное образование





Назад





Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе

или

«Обучение с увлечением для дошколят»
Разработчик Мельник Г.П. – педагог дополнительного образования, руководитель ансамбля русской народной песни «Аюшка» Дворец творчества детей и молодежи Г. Калининград. Педагогические технологии - это системный подход создания процесса преподавания и усвоения знаний. Здоровьесберегающие технологии - это обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка (физического и психического). Их много, но я расскажу о тех, которые наиболее важны на моих занятиях. Это, в первую очередь, добрая установка на занятие – как хорошо, что мы сегодня встретились. Далее – это речевая и дыхательная гимнастика, которые помогают преодолеть психологический барьер, избавиться от недостатков, пальчиковые развивающие игры и хореография. Великие секреты здоровьесберегающих технологий уже давно открыты, вот основные из них. 1. Секрет доброты – доброжелательность, добросердечность, то, чего так не хватает в современной жизни. 2. Секрет успешности - умение находить поводы и причины для радости. Умейте хвалить детей не только за успехи, но и за старания на пути к успеху. 3. Секрет эффективности здоровьесберегающих технологий - в профессионализации педагогов, которые создают «критическую массу» компетентности, в которой будет формироваться пространство грамотной заботы о физическом и психическом здоровье детей. 1
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий заключается в целенаправленном воспитании культуры здоровья детей (и духовной, и телесной). Русская народная педагогика - целостная система обучения и воспитания ребенка, начиная с первых дней его жизни. Основа русской музыкальной культуры – это песня. «Есть три заветных песни у людей, И в них - людское горе и веселье. Одна из песен всех других светлей – Ее слагает мать над колыбелью». («Баю-баю, баю-бай, спи малыш мой, засыпай») Ласковые, добрые колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывают на него терапевтическое воздействие, несут пожелание добра и благополучия, учат уму - разуму. Не зря говорят: «Кто без призору в колыбели – тот весь век не при деле». С первых дней жизни мать пестует ребенка и поглаживая его, потешает: « Потягунюшки - подрастунюшки, В ручки - хватунюшки, в ножки - ходунюшки, В роток - говорок, а в головку - разумок». Малыш подрастает, начинает говорить и появляется много проблем: почти 90% младших школьников имеют дефекты речи. Как этого избежать? Рассмотрим подробнее: - речевую гимнастику - пальчиковые игры.
Речевая

гимнастика
основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй улыбкой на лице, положительно отражается на формировании организма. На этом же основана и методика русского народного пения («Катеринушка», «Ульянушка»). Можно провести еще несколько аналогий. 1. Говорите (пойте) на нижне – диафрагмальном дыхании, не поднимайте плечи. 2
2. Перед началом речи (пения) сделайте вдох и начинайте говорить (петь) на плавном выдохе. 3. Выдыхайте воздух и расходуйте его в основном на гласные звуки, четко артикулируя их. 4. Говорить (петь) скороговорки на одном звуке («Андрей-воробей», «Бык тупогуб»). 5. Говорить (петь), растянув губы в улыбке. Язык – главная мышца органов речи, он должен быть хорошо развит для правильного, четкого произношения. Недостатки произношения (дефекты речи) отягощают эмоционально – психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться, общаться с людьми. Правильная, чистая речь имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Важный момент: и ребенок, и педагог должны находиться в хорошем расположении духа и мы не должны скупиться на похвалу. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, каждое занятие должно оставлять в его душе только положительные эмоции, вызывать ощущение комфорта, защищенности. «Ум ребёнка – на кончиках пальцев» считал известный педагог В. А. Сухомлинский. Эти слова объясняют то, как развивается малыш. Массаж большого пальца улучшает деятельность головного мозга, отвечает за развитие речи; указательного – нормализует работу желудка, кишечника, нервной системы; среднего – помогает справиться с аллергией, беспокойством; безымянного – создает предпосылки для хорошо функционирующей иммунной системы; мизинца – нормализует психику, освобождает от страхов.
Пальчиковые игры
- любимый детский жанр, они помогают ребенку начать говорить, он получает разнообразные сенсорные впечатления, развивается внимание и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры. 1.«Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, 3
Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!» (Азы логического мышления) 2. Учимся считать. «Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять (постепенно раскрываем пальцы) Раз, два, три, четыре, пять - они спрятались опять (пальцы зажать в кулак) Будем пальчики считать. Крепкие и дружные, все такие нужные!» (Четкая дикция и размеренная метричность исполнения, обучение прямому и обратному счету от одного до десяти). 3. Развитие координации движения. «Ладушки». «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку! Полетели, полетели, на головку сели». 4. «Дроздок» Скок, скок - поскок, молодой дроздок (выполняем ритмичные движения кулачками) По водичку пошел, молодичку нашел. Молодиченька, невеличенька Сама с вершок (руки широко развести в стороны) – Голова с горшок!» (свести кончики пальцев куполом).
Игры – массажи
5.«Мы варили суп - суп (потираем ладошки друг об друга) Из перловых круп - круп (//--//--// ) Получилась каша ( //--//--//) То-то горе наше (хватаемся за голову) Замесили тесто (стучим кулачками по столу, по коленкам), А оно ни с места (руки в покое), Замесили на дрожжах (стучим кулачками) – Не удержишь на вожжах! (расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать). 6.«По ладошке, по дорожке Ходит маленькая кошка (водим указательным пальцем по ладошке) 4
В маленькие лапки спрятаны царапки. Если вдруг захочет - коготки поточет, Цап - царап!» (пощекотать ладошку). «По ладошке» - массаж ладони - именно на ней расположены биоактивные точки, которые отвечают за пищеварение ребенка, идет расслабление мышечной системы кишечника, успокаивается нервная система ребенка. 8. Ритмичные движения кисти. «Пять маленьких рыбок играли в реке (выполняем сомкнутыми ладонями волнообразные движения) Лежало большое бревно на песке (руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок) И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Ладони сомкнуты, выполняем «ныряющее» движение) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». (Качаем сомкнутыми ладонями). А третья сказала: «Мне хочется спать!» (Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит). Четвертая стала чуть - чуть замерзать (быстро качаем ладошками, изображая дрожь) А пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (Запястья соединены, ладони раскрываются и соединяются) Плывите сюда, чтобы не проглотил!» (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают). Движение кистей рук тесно связано со становлением речи. Таким образом, пальчиковые игры – это развитие мелкой моторики, которая стимулирует развитие речевых центров, от них ребенок получает радость, между ним и взрослым устанавливаются добрые отношения. Русская народная песня неразрывно связана с движением, поэтому возникает необходимость изучения ритмики (с детьми младшего возраста) и хореографии со школьниками. Я начинаю занятия ритмикой с простейших движений для рук и ног, дети должны уметь повторить мелодию хлопками и притопами. Затем мы переходим к изучению фигур танца: квадрат, круг, линия, «змейка», «ворота», «звездочка». 5
Все последующие годы идет усложнение изучаемых движений. Это переменный и «девичий» шаг, шаг польки, «ковырялочка», шаги с притопом и дробные выстукивания, «пересеки». Занятия ритмикой и хореографией положительно влияют на формирование осанки, укрепляются мышцы, идет становление форм и функций детского организма, устраняется психологическое напряжение, и, как следствие, формируется крепкое здоровье ребенка. Отдельная тема в здоровьесбережении – это дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой. Она касается детей более старшего возраста. Актуальна и как профилактическое средство, и как лечебное. Основу дыхательной гимнастики составляет короткий и сильный вдох, выдох должен быть медленным и плавным, количество упражнений должно быть кратно четырем, т.к. четверка - это величина одного музыкального размера. По мере освоения дыхательных элементов их количество повышают в 2 раза, т.к. восьмерка считается символом вечности и бесконечности. И еще одно важное правило дыхательной гимнастики Александры Стрельниковой – к занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром настроении. Это поможет усилить эффект, оказываемый гимнастикой. Таким образом, мы опять вернулись к тому, с чего начинали – к секрету успешности, который заключается в умении находить поводы и причины для радости. От занятия к занятию я вижу, что дети усваивают то, что мы называем здоровьесберегающим компонентом и это становится нормой их жизни. Я остановилась только на тех моментах, которые использую в образовательном процессе, и буду очень рада, если то, о чем я вам рассказала, будет вам полезным.
Будьте добры и здоровы!
6
7


В раздел образования