Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе
Автор: Мельник Галина Петровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Дворец творчества детей и молодежи Населённый пункт: Калининград Наименование материала: Статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе Раздел: дополнительное образование
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе
или
«Обучение с увлечением для дошколят»
Разработчик Мельник Г.П. – педагог
дополнительного образования,
руководитель ансамбля
русской народной песни «Аюшка»
Дворец творчества детей и молодежи
Г. Калининград.
Педагогические
технологии
-
это
системный
подход
создания
процесса
преподавания и усвоения знаний.
Здоровьесберегающие
технологии
-
это
обеспечение
высокого
уровня
реального здоровья ребенка (физического и психического). Их много, но я расскажу
о тех, которые наиболее важны на моих занятиях.
Это, в первую очередь, добрая установка на занятие – как хорошо, что мы
сегодня
встретились.
Далее
–
это
речевая
и
дыхательная
гимнастика,
которые
помогают
преодолеть
психологический
барьер,
избавиться
от
недостатков,
пальчиковые развивающие игры и хореография.
Великие секреты здоровьесберегающих технологий уже давно открыты, вот
основные из них.
1.
Секрет доброты – доброжелательность, добросердечность, то, чего так не
хватает в современной жизни.
2.
Секрет
успешности
-
умение
находить
поводы
и
причины
для
радости.
Умейте хвалить детей не только за успехи, но и за старания на пути к успеху.
3.
Секрет
эффективности
здоровьесберегающих
технологий
-
в
профессионализации
педагогов,
которые
создают
«критическую
массу»
компетентности, в которой будет формироваться пространство грамотной
заботы о физическом и психическом здоровье детей.
1
4.
Секрет результативности здоровьесберегающих технологий заключается в
целенаправленном
воспитании
культуры
здоровья
детей
(и
духовной,
и
телесной).
Русская народная педагогика - целостная система обучения и воспитания
ребенка, начиная с первых дней его жизни.
Основа русской музыкальной культуры – это песня.
«Есть три заветных песни у людей,
И в них - людское горе и веселье.
Одна из песен всех других светлей –
Ее слагает мать над колыбелью».
(«Баю-баю, баю-бай, спи малыш мой, засыпай»)
Ласковые,
добрые
колыбельные
песни
вызывают
у
ребенка
чувство
психологической
защищенности,
оказывают
на
него
терапевтическое
воздействие, несут пожелание добра и благополучия, учат уму - разуму. Не зря
говорят: «Кто без призору в колыбели – тот весь век не при деле».
С первых дней жизни мать пестует ребенка и поглаживая его, потешает:
« Потягунюшки - подрастунюшки,
В ручки - хватунюшки, в ножки - ходунюшки,
В роток - говорок, а в головку - разумок».
Малыш подрастает, начинает говорить и появляется много проблем: почти 90%
младших школьников имеют дефекты речи. Как этого избежать?
Рассмотрим подробнее:
- речевую гимнастику
- пальчиковые игры.
Речевая
гимнастика
основана
на
произношении
гласных
звуков.
По
утверждению
древних
индейцев,
именно
протяжное
произношение
гласных,
с
доброй улыбкой на лице, положительно отражается на формировании организма.
На
этом
же
основана
и
методика
русского
народного
пения
(«Катеринушка»,
«Ульянушка»).
Можно провести еще несколько аналогий.
1.
Говорите (пойте) на нижне – диафрагмальном дыхании, не поднимайте
плечи.
2
2.
Перед началом речи (пения) сделайте вдох и начинайте говорить (петь) на
плавном выдохе.
3.
Выдыхайте воздух и расходуйте его в основном на гласные звуки, четко
артикулируя их.
4.
Говорить (петь) скороговорки на одном звуке («Андрей-воробей», «Бык
тупогуб»).
5.
Говорить (петь), растянув губы в улыбке.
Язык – главная мышца органов речи, он должен быть хорошо развит
для
правильного,
четкого
произношения.
Недостатки
произношения
(дефекты
речи)
отягощают
эмоционально
–
психическое
состояние
ребенка,
мешают
ему
развиваться,
общаться
с
людьми.
Правильная,
чистая речь имеет огромное значение для формирования полноценной
личности.
Важный момент: и ребенок, и педагог должны находиться в хорошем
расположении духа и мы не должны скупиться на похвалу.
Ребенок
должен
постоянно
ощущать
себя
счастливым,
каждое
занятие
должно оставлять в его душе только положительные эмоции, вызывать ощущение
комфорта, защищенности.
«Ум
ребёнка
–
на
кончиках
пальцев»
считал
известный
педагог
В.
А.
Сухомлинский. Эти слова объясняют то, как развивается малыш.
Массаж большого пальца улучшает деятельность головного мозга, отвечает
за
развитие
речи;
указательного
–
нормализует
работу
желудка,
кишечника,
нервной системы; среднего – помогает справиться с аллергией, беспокойством;
безымянного – создает предпосылки для хорошо функционирующей иммунной
системы; мизинца – нормализует психику, освобождает от страхов.
Пальчиковые игры - любимый детский жанр, они помогают ребенку начать
говорить,
он
получает
разнообразные
сенсорные
впечатления,
развивается
внимание и способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры.
1.«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
3
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!» (Азы логического мышления)
2. Учимся считать.
«Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять (постепенно раскрываем
пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять - они спрятались опять (пальцы зажать в кулак)
Будем пальчики считать.
Крепкие
и
дружные,
все
такие
нужные!»
(Четкая
дикция
и
размеренная
метричность
исполнения,
обучение
прямому
и
обратному
счету
от
одного
до
десяти).
3. Развитие координации движения.
«Ладушки».
«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку!
Полетели, полетели, на головку сели».
4. «Дроздок»
Скок, скок - поскок, молодой дроздок (выполняем ритмичные движения кулачками)
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька
Сама с вершок (руки широко развести в стороны) –
Голова с горшок!» (свести кончики пальцев куполом).
Игры – массажи
5.«Мы варили суп - суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп - круп (//--//--// )
Получилась каша ( //--//--//)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучим кулачками по столу, по коленкам),
А оно ни с места (руки в покое),
Замесили на дрожжах (стучим кулачками) –
Не удержишь на вожжах! (расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать).
6.«По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка (водим указательным пальцем по ладошке)
4
В маленькие лапки спрятаны царапки.
Если вдруг захочет - коготки поточет,
Цап - царап!» (пощекотать ладошку).
«По ладошке» - массаж ладони - именно на ней расположены биоактивные
точки, которые отвечают за пищеварение ребенка, идет расслабление мышечной
системы кишечника, успокаивается нервная система ребенка.
8. Ритмичные движения кисти.
«Пять маленьких рыбок играли в реке (выполняем сомкнутыми ладонями
волнообразные движения)
Лежало
большое
бревно
на
песке
(руки
прижаты
друг
к
другу,
переворачиваем их с боку на бок)
И
рыбка
сказала:
«Нырять
здесь
легко!»
(Ладони
сомкнуты,
выполняем
«ныряющее» движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». (Качаем сомкнутыми ладонями).
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (Ладони поворачиваем на тыльную
сторону одной из рук – рыбка спит).
Четвертая стала чуть - чуть замерзать (быстро качаем ладошками, изображая
дрожь)
А
пятая
крикнула:
«Здесь
крокодил!»
(Запястья
соединены,
ладони
раскрываются и соединяются)
Плывите сюда, чтобы не проглотил!» (Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).
Движение кистей рук тесно связано со становлением речи.
Таким образом, пальчиковые игры – это развитие мелкой моторики, которая
стимулирует развитие речевых центров, от них ребенок получает радость, между
ним и взрослым устанавливаются добрые отношения.
Русская народная песня неразрывно связана с движением, поэтому возникает
необходимость изучения ритмики (с детьми младшего возраста) и хореографии со
школьниками.
Я начинаю занятия ритмикой с простейших движений для рук и ног, дети
должны уметь повторить мелодию хлопками и притопами. Затем мы переходим к
изучению фигур танца: квадрат, круг, линия, «змейка», «ворота», «звездочка».
5
Все
последующие
годы
идет
усложнение
изучаемых
движений.
Это
переменный и «девичий» шаг, шаг польки, «ковырялочка», шаги с притопом и
дробные выстукивания, «пересеки».
Занятия ритмикой и хореографией положительно влияют на формирование
осанки,
укрепляются
мышцы,
идет
становление
форм
и
функций
детского
организма,
устраняется
психологическое
напряжение,
и,
как
следствие,
формируется крепкое здоровье ребенка.
Отдельная
тема
в
здоровьесбережении
–
это
дыхательная
гимнастика
Александры
Николаевны
Стрельниковой.
Она
касается
детей
более
старшего
возраста. Актуальна и как профилактическое средство, и как лечебное.
Основу дыхательной гимнастики составляет короткий и сильный вдох, выдох
должен быть медленным и плавным, количество упражнений должно быть кратно
четырем, т.к. четверка - это величина одного музыкального размера. По мере
освоения дыхательных элементов их количество повышают в 2 раза, т.к. восьмерка
считается символом вечности и бесконечности.
И
еще
одно
важное
правило
дыхательной
гимнастики
Александры
Стрельниковой – к занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром
настроении. Это поможет усилить эффект, оказываемый гимнастикой.
Таким образом, мы опять вернулись к тому, с чего начинали – к секрету
успешности,
который
заключается
в
умении
находить
поводы
и
причины
для
радости.
От занятия к занятию я вижу, что дети усваивают то, что мы называем
здоровьесберегающим
компонентом
и
это
становится
нормой
их
жизни.
Я
остановилась
только
на
тех
моментах,
которые
использую
в
образовательном
процессе, и буду очень рада, если то, о чем я вам рассказала, будет вам полезным.
Будьте добры и здоровы!
6
7