Автор: Осокина Лариса Кимовна Должность: педагог-библиотекарь Учебное заведение: МБОУ СОШ№33 Населённый пункт: Озёрск,Челябинской области Наименование материала: статья Тема: Формирование навыков смыслового чтения Раздел: начальное образование
1
Осокина Лариса Кимовна, педагог-библиотекарьМБОУСОШ№33
Формирование навыков смыслового чтения текстов: опыт работы
Чтение
–
базовый
компонент
образования,
в
котором
необходимо
рассматривать
методики
обучения чтению, опираясь на самые современные научные данные. Важно владеть стратегиями,
приёмами, технологиями, то есть сделать методику обучения чтению и письму инновационной.
В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать
по звёздам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. В узком смысле чтение
– это процесс восприятия текста. Смысловое же чтение – это погружение в текст, понимание его
внешнего и скрытого плана, интерпретация текста. Сегодня слишком малый процент выпускников
школ реально владеет информационной культурой, культурой работы с текстом. Это и заставляет
использовать
в
педагогической
практике
такие
методы
и
приёмы,
которые
действенны
для
обеспечения школьника как потенциального субъекта смыслового чтения.
Отсюда цель моей деятельности как педагога - библиотекаря можно определить так: создать
условия, необходимые для обучения стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как основа
воспитания читателя.
Из поставленной цели вытекают задачи :
1.
отобрать и на практике апробировать формы и методы обучения чтению, позволяющие
эффективно осуществлять развитие познавательных способностей обучащихся,
способствуют развитию кругозора;
2.
продумать систему заданий, направленных на развитие читательской грамотности, которая
включает в себя умение поиска и анализа информации текста, его понимание и
интерпретацию, оценку и формирование суждений о нем;
3.
научить пользоваться всеми возможными знаниями, чтобы обучащиеся уверенно
чувствовали себя и активно участвовали в различных конкурсах, проектах, олимпиадах и
нестандартных жизненных ситуация.
Читательская компетентность основывается на развитии мыслительных действий, механизмов
чтения и личностных качеств учащихся. Именно эту развивающую составляющую хотят видеть в
любой программе по чтению сторонники личностно ориентированного обучения, считающие
русскую классику источником нравственного становления личности.Однако читательская
компетентность имеет и деятельностную составляющую, которая формируется в образовательном
процессе применительно к задачам каждой его ступени. В этом смысле она основывается на
междисциплинарных, межпредметных знаниях и осуществляется посредством множества
умений. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах
начального общего и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение
литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение.
Инструментом оценки деятельностной составляющей читательской компетентности является
читательская грамотность, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в
тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте
(рефлективность).
2
Словосочетание «читательская
грамотность» появилось
в
контексте
международного
тестирования
в
1991
г. В
исследовании
PISA
«читательская
грамотность
—
способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы
опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы
должны
быть
сформированы
специальные
читательские
умения,
которые
необходимы
для
полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
I.
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее
основании простейшие суждения:
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, сделать простые выводы;
II.
умения,
основанные
на
собственных
размышления
о
прочитанном:
интегрировать,
интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Представим себе чтение как коммуникативную игру. Как в любой игре, читатели должны знать
правила и владеть определёнными навыками и умениями. В чтении — это:
навыки техники
умение видеть структуру текста (заголовок, абзацы, выделенные слова и т.д.);
считывать графическую информацию (иллюстрации, графики, таблицы и т.д.);
умение читать по-разному, т.е. владеть различными видами чтения (поисковое, просмотровое,
изучающее, с общим охватом содержания) и др.
Помимо этого, для достижения успеха как в игре, так и в чтении необходимо рассмотреть
конкретную ситуацию. Например, при создании устного или письменного текста автор хочет,
чтобы мы ему поверили. Поэтому он ищет средства убеждения, доказывающие, что в чём-то он
похож, а в чём-то отличается от читателя. В одном случае он приводит факты, подтверждает свои
мысли статистикой, в другом — сообщает мнение экспертов. Это его стратегия!
Стратегия читателя — увидеть замысел писателя, отнестись к нему критически и, пользуясь
стратегиями раскрытия смысла текста и выявления позиции автора, либо принять его, либо
отвергнуть. Стратегия может включать ряд приёмов, направленных на достижение цели.
Принципиальным является положение о том, что стратегия выбирается каждым читателем под
конкретную цель чтения и конкретный текст. Читатель должен владеть определённым набором
стратегий, иногда он испробует несколько стратегий, прежде чем поймёт, каким образом ему
удобнее и результативнее работать с текстом определённого типа, вида.
Стратегии чтения довольно разнообразны:
наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм»,
«Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для припоминания», «Рассечение
вопроса», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрации содержания» и др.
3
Стратегии текстовой деятельности «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение с
остановками» «Чтение с пометками». Понятно, что на одном занятии невозможно прочитать всё
произведение на одном занятии (например «Гадкий утёнок»), но поработать с эпизодами можно.
В своей практике активно использую:
стратегию «Читательская конференция» - этопрезентация книги. Такая модель
проводится на материале одной книги, которую прочитало большинство членов группы.
стратегию «Чтение с остановками» , которая позволяет управлять процессом осмысления
текста во время его чтения. Обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему
до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего
понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.
Стратегии хорошо представлены в пособии для учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение
стратегиям чтения» и статье «Описание стратегий смыслового чтения» .
Согласно
требованиям
ФГОС
все
выпускники
начальной
школы
должны
владеет
навыками
смыслового чтения на базовом уровне. Но вопрос, как проверить, на каком уровне смысловое
чтение сформировано, остается открытым. Поскольку на сегодняшний день отсутствует единый
инструментарий
средств
контроля
и
оценки
сформированности
навыков
смыслового
чтения,
школы вправе самостоятельно подходить к разработке соответствующей системы оценки.
В рамках программы по контролю и оценке результатов обучения в МБОУ СОШ№33проводится
диагностика
читательских
умений. Уровни читательской грамотности связаны с качественной
характеристикой читательской самостоятельности.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему
обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в
помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не
выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого
уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения,
которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых
сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших
основы
чтения.
Для
того
чтобы
вычитывать
сообщения
текста
и
строить
на
его
основе
собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений
текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного
общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с
их опытом.
Низкий
уровень
понимания
текстов
делает
невозможным
принятие
учащимися
помощи
педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и
знаниях для самообразования.
Цель диагностических работ – определить уровень сформированности читательских умений
и
способа
деятельности
как
наиболее
важных
составляющих
метапредметных
результатов
обучения. По каждой работе подсчитывается максимальное число баллов, которое может набрать
ученик, а также процент выполнения заданий. Степень выполнения работы показывает уровень
подготовки,
достигнутый
учащимся.
Процент
выполнения
85%
и
выше
–
высокий
уровень
сформированности читательских умений, 60% - 85% – средний уровень, 45% - 60% – низкий
уровень,
ниже
45%
–
у
ребёнка
не
сформированы
базовые
читательские
умения,
требуется
коррекционная работа.
4
Результатом
такой
работы
становятся
таблицы
учета
индивидуальных
результатов
проверки
сформированности читательских умений по каждой группе, а также сводная таблица по всему
классу. Данные по результатам проверки читательских умений оформляются в виде диаграмм.
Смысловое чтение, говоря языком практики,- это целенаправленное организованный поиск
информации в прочитываемом тексте. Можно выделить в этом определении три
доминанты:1)ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определённую познавательную
(учебную) цель; 2)ученик владеет инструментарием информационного поиска в рамках
текста;3)ученик предполагает дальнейшее использование полученной посредством чтения
информации, то мы увидим ,что от «простого чтения» смысловое чтение отличается большей
долей критичности и характером целеполагания. Следовательно, уже зарекомендовавшая себя
технология критического мышления через чтение и письмо вполне может быть использована для
формирования навыков смыслового чтения. Привлекательность данной технологии заключается в
ее влиянии на общую учебно – познавательную культуру ученика. Это одна из немногих
педагогических технологий, обеспечивающих развитие индивидуального познавательного стиля
учащихся.
В процессе работы можно прибегать к особой системе вопросов, классификация которых имеет следующий
вид:
Простые вопросы
Требуют знания фактического
материала и ориентированы на
работу памяти
Кто?
Что?
Когда?
Как звать ...?
Уточняющие
вопросы
Формируют способность
выражать свои мысли
Что общего между…..?
В какое время….?
Вопросы -
интерпретации
Учат детей навыкам осознания
причин тех или иных поступков
Дайте три объяснения, почему…..
Сравните…
Пользуясь информацией одного из текста,
уточни и запиши,» какие озёра по
происхождению будут иметь солёную
воду».
Оценочные
вопросы
Вовлекают в работу
эмоциональную сторону
мышления
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Творческие
вопросы
Направлены на развитие
творческого мышления
Предположите, что будет, если ...?
Сформулируй тему произведения
вопросительным предложением.
Используя текст произведения, допиши
словосочетания.
капельки (какие?) _______________
воздух (какой?) ___________________
Используя текст произведения,
восстанови предложения.
Земля _____________ за день, а к вечеру
стала __________.
Практические
Требуют каких –то действий,
5
вопросы
изменений, приближают знания к
практическим умениям.
Актуальные рекомендации
Для целенаправленного формирования навыков смыслового чтения текстов у учащихся
рекомендуется:
Ввести в практику работы междисциплинарную программу «Чтение. Работа с информацией»
Формировать умения смыслового чтения на разном предметном содержании, во внеурочной
деятельности
Начинать формирование данных метапредметных умений с текстов, знакомых учащимся по
содержании. И форме, когда информация представлена в явном виде;
Включить в систему контроля овладение навыками смыслового чтения текстов, подобрать
и(или)самостоятельно разработать комплексные работы, содержащие текст и задания к нему
Постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка
максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически
осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными,
деловыми текстами. Главное, чтобы все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути
решения.