Автор: Гуненко Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 369 "Калейдоскоп"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Варианты работы на песочном столе для автоматизации звуков
Раздел: дошкольное образование
Варианты работы на песочном столе для автоматизации звуков
Важнейшим
этапом
в
работе
над
звукопроизношением
является
автоматизация поставленного логопедом звука, которая в свою очередь включает
два момента: непосредственно автоматизация звука и дифференциация этого
звука с тем, на который шла замена.
Современная жизнь наполнена различными технологиями, компьютерами,
гаджетами, смарт-столами, смарт-досками и т.п. И в работе логопеда тоже назрел
вопрос
усовершенствования
и
разнообразия
методов
и
приемов
работы
с
современным
подрастающим
поколением.
Песочный
стол
–
как
раз
такой
современный,
про стой
и
эффективный
спо соб
разнообразить
и
усовершенствовать работу логопеда над автоматизацией звуков. Большой плюс
работы с песком – психологический момент, когда подключаются тактильные
ощущения, мелкая моторика, момент психологической релаксации, ведь недаром
игры с песком начинаются в самом раннем возрасте. К тому же песочный стол не
требует
больших
материальных
затрат,
его
можно
сделать
из
подручных
материалов или использовать противень с высокими бортиками.
Виды работ при автоматизации звуков
1.
Изолированное произнесение звука.
Одно из правил работы на песочном столе – «не молчим», которое означает,
что любое движение сопровождается произнесением автоматизируемого звука.
Мы просим ребенка нарисовать круги пальчиками одной руки,
двумя руками
одновременно, меняя направления: по часовой стрелке, против часовой стрелки,
навстречу друг другу с верхней половины, навстречу друг другу с нижней
половины.
Затем
мы
рисуем
различные
дорожки:
прямые,
кривые,
зигзаги;
можно одной рукой и двумя. Детям очень нравится упражнение «Паучки» -
закапывание ладошек в песок. Затем «выглядывание» из-под песка отдельных
пальчиков. Этим упражнением мы одновременно можем закреплять, где правая
рука,
а
где
левая,
потому
что
«зарывание»
рук
может
быть
поочередное
с
называнием
определенной
руки.
Важным
упражнением
на
этом
этапе
автоматизации
я
считаю
«Дождик»
-
высыпание
песка
из
ладошки.
Тоже
производится
либо
одной,
либо
двумя
руками.
Высыпание
может
быть
из
ладони,
а
может
пальчиками
(как
бы
солим).
Высыпания
могут
быть
в
песочницу, а могут в другую ладонь со сменой рук.
Одновременно
с
автоматизацией
звука
мы
знакомим
ребенка
с
буквой,
которая обозначает данный звук. Рисуем ее пальчиком либо обводим шаблон
этой буквы. А можно «дождиком» засыпать внутреннюю часть шаблона буквы.
На песочном столе в процессе автоматизации звука мы можем решать вопрос
ориентации в пространстве – графический диктант на песке. Можно попросить
ребенка нарисовать круги пальчиком в верхнем левом от него углу, в верхнем
правом, в нижних углах. А если в центре стола положить букву, то задание
усложняется употреблением предлогов: «Нарисуй круг или насыпь горку НАД
буквой, ПОД буквой, СЛЕВА от буквы, СПРАВА от буквы, сделай так, чтобы
буква была МЕЖДУ кругами.
И,
конечно,
песочный
стол
помогает
и
в
работе
над
развитием
фонематического
слуха.
Например,
логопед
закапывает
в
песок
картинки,
ребенок откапывает одну, логопед ее называет, ребенок говорит, есть ли в этом
слове
автоматизируемый
звук.
Поиск
и
откапывание
картинки
обязательно
сопровождается произнесением этого звука.
2.
Автоматизация звука в слогах.
Автоматизация
звука
в
слогах
предполагает
произнесение
ребенком
за
логопедом нужных слогов в каждом виде работ.
«Прыгаем» пальчиками по песку от одного края песочницы до другого в
разных
направлениях.
«Прыгаем»
пальчиками
одной
руки,
обеих
рук.
«Прыгаем» одним пальчиком, двумя, четырьмя, пятью пальчиками. Можно это
делать одновременно двумя руками, поочередно.
«Оставляем
следы».
Ребенок
«ходит»,
прикладывая
к
песку
ладошки,
кулачки, костяшки пальцев, тыльную сторону ладоней.
«Пальчики
купаются».
Ладошки
зарываются
в
песок,
затем
ребенок
растопыривает пальчики и снова смыкает их. Еще вариант: ребенок собирает
пальчики в кулачок – разжимает их. Можно одновременно двумя руками, можно
поочередно. А потом пальчики по одному выглядывают из-под песка.
«Идем в гости». Это упражнение очень эффективно работает на открытые
слоги. В центр кладется буква, обозначающая автоматизированный звук. По
четырем углам песочницы закапываются гласные. Ребенку предлагается сначала
откапать
гласную
букву,
сопровождая
процесс
откапывания
изолированным
произнесением автоматизируемого звука, назвать ее. А затем от центра к этому
гласному провести « извилистую дорожку»: С-С-С—А. И так поступаем со
всеми гласными.
«Спускаемся
на
парашюте».
Это
упражнение
эффективно
работает
на
закрытые слоги. Гласные кладутся около дальнего от ребенка борта песочницы, а
согласный кладется к ближнему бортику. Пальчики от гласных спускаются к
согласному: А-А-А—С.
Выкладывание
по
песку
различных
дорожек
из
подручного
материала:
пластмассовых крышек, фасоли, крупных пуговиц, крупных бусинок, мелких
камешков. И счетных палочек выкладываем лестницу. Затем одним пальчиком
прыгаем,
двумя
пальчиками
ходим
по
этим
предметам
и
произносим
за
логопедом слоги.
Работа с пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок может очень
хорошо разнообразить работу по автоматизации звуков в слогах. Эти крышки
могут быть красного, зеленого, синего, желтого цвета. Упражнение называется
«Музыкальные клавиши». Ребенку дается задание произнести определенный слог
на определенный цвет. Крышки ребенок может откапывать из песка, может
доставать из непрозрачного мешочка. Откапал крышку – назвал слог – выложил
в дорожку. Затем ребенку предлагается спеть песенку, нажимая пальчиком на
«клавишу»: ША-ШО-ШО-ША… Начинать можно с двух цветов (двух слогов),
постепенно усложняя до трех и четырех цветов (слогов): ША-ШО-ШУ-ШИ...
3.
Автоматизация звука в словах.
Автоматизация
звука
в
словах
предполагает
произнесение
ребенком
за
логопедом слов в каждом виде работ.
Упражнения на этом этапе могут повторять упражнения и второго пункта,
только вместо слогов ребенок произносит слова.
Пластмассовые крышки можно использовать следующим образом: красная
крышка – звук в начале слова, зеленая – звук в середине слова, синяя – звук в
конце слова. Ребенок откапывает крышку и придумывает слово. Если ребенок
затрудняется,
он
может
выбрать
нужное
слово
из
трех,
предложенных
логопедом.
В
песок
зарываются
картинки
с
автоматизируемым
звуком,
ребенок
ее
откапывает, называет и определяет место этого звука в слове.
В песок закапываются картинки с определенным звуком одно-, двусложные.
Ребенок откапывает картинку, называет слово, выкладывает его на песке буквами
из
пластмассовой
или
разрезной
азбуки.
Задания
от
логопеда:
определи
количество слогов, скажи ласково, один – несколько, посчитай до пяти, выложи
крышками звуковую схему слова, назови ударный слог.
В
песок
зарываются
картинки
с
автоматизируемым
звуком.
Ребенок
откапывает картинку, сопровождая действие словами. Например:
«Р» - Я рою песок и отрыл… ракету, ракушку, парус и т.д.
«Щ» - Я ищу, я ищу… щенка, плащ, щетку и т.д.
«Ш» - Я нашел, я нашел… шапку и брошу ее в машину и т.д.
«С» - В песке спрятался(лась)… носок, капуста, мост и т.д.
«Л» - Бабочка летела и на… куклу, лопату… села и т.д.
4.
Дифференциация звуков в словах.
Дифференциация
звуков
на
песочном
столе
может
проходить
в
нескольких
направлениях:
1.
Дифференциация смешиваемых в речи ребенка звуков.
2.
Дифференциация твердых и мягких звуков.
3.
Дифференциация глухих и звонких звуков.
4.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Я в своей работе использую следующие упражнения.
В песок закапываются картинки со звуками, которые надо дифференцировать.
В разные стороны песочницы либо кладутся соответствующие буквы, либо
ставятся предметы: сумка и шапка (если дифференцируем С – Ш), лодка и
коробка (если Л – Р) и т.п. Ребенок откапывает картинку, называет слово и
относит картинку к определенной букве или предмету.
Когда
речь
идет
о
дифференциации
твердых
и
мягких
звуков,
глухих
и
звонких, гласных и согласных, логопед обговаривает с ребенком, что внимание
обращаем
только
на
первый
звук
или
последний.
В
песок
закапываются
картинки. Ребенок их откапывает, называет. Если, допустим, в этом слове первый
звук твердый, он кладет на картинку синюю бусину (или пуговицу, камешек,
крышку, фишку), если мягкий – зеленую.
Картинки закапываются в песок. По разные стороны песочницы кладутся
картинки
с
изображением
колокольчика
и
наушников.
Ребенок
откапывает
картинку,
определяет,
звонкий
первый
звук
или
глухой,
кладет
ее
либо
к
колокольчику, либо к наушникам.
Для определения гласного и согласного звука можно использовать красные и
серые (любой цвет) бусины, пуговицы, карточки, фишки, крышки.
Использования песочного стола дает логопеду возможность импровизировать,
искать более эффективные способы в работе над автоматизацией звуков. Это еще
и хороший помощник в установлении с ребенком нужного контакта. Отвлекаясь
на песок и манипуляции с ним, ребенок быстрее и легче автоматизирует звук в
своей речи. К тому же, с точки зрения психологии, на песке легко удалить
неудачный вариант – закопал картинку – и начинай все с начала, неправильно
букву написал – быстренько стер. Главное, что многие дети просто очень любят
играть с песком.
Ирина Гуненко
учитель-логопед
МАДОУ д/с № 369 « Калейдоскоп»