Автор: Фролова Галина Геннадьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОБПОУ "КГТТС"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание обучающейся молодежи на основе сохранения традиций
Раздел: среднее профессиональное
Воспитание обучающейся молодежи на основе сохранения традиций
Фролова Г.Г.,
мастер п/о
ОБПОУ «КГТТС»(г.Курск)
Изменение в России общественного строя,
от социалистического
к
демократическому,
способствовало
формированию
новых
требований
к
образованию и воспитанию молодого обучающегося поколения. Прекращение
существования прежней системы
привело к недостатку идеологических
ценностей,
и
у
обучающейся
молодежи
с
преобладанием
интереса
к
материальным сторонам жизни, в то время как духовные потребности перешли
на второй план. Это вызвало уменьшение направленности личности на
культурные ценности.
В
связи с чем возникли
противоречия
между
формированием
всесторонне
развитой личности, которая соответствует
современности, с
одной стороны, и сохранение и развитие духовных ценностей с другой
стороны.
Теоретический аспект обучения профессии, с сохранением традиций и
широкого спектра общекультурных ценностей, в ОБПОУ КГТТС обусловлен
необходимостью
расширения
профессионального
кругозора
студентов
и
утверждения
традиционных
устоев
русской
национальной
кухни,
и
непосредственно
традиций
Курской
губернии,
при
приготовлении
блюд;
расширение общих компетенций, позволяющих студентам самоопределиться
при выборе дальнейшей деятельности; развития умений и профессиональных
навыков
студентов
для
мотивации
своей
востребованности,
как
высококвалифицированного
специалиста,
на
рынке
труда,
а
также
способствовать
увеличению
числа
студентов
использующих
на
практике
обычаи и традиции приготовления блюд.
История Курского края - неотъемлемая часть истории нашей Родины,
являющаяся одним из
важных факторов,
способствующих формированию
личности студента, его эмоциональной сферы, культуры, гражданственности.
Курская область это уникальный «оазис» традиций народной культуры.
За
годы
своего
существования
курское
Посеймье
стало
местом
сплочения
культуры
славянских(русских,
украинцев,
белорусов)
и
кочевых
народов
Дикого поля. Такой многогранной этнической площадки нет нигде в мире.
Курский край всегда славился своими природными богатствами. Состав
пищи
жителя
села
определялся
выращенными
полевыми
и
огородными
культурами, отличалась простотой, требовала мало времени на приготовление
и
называлась грубой.
Наши
предки
широко использовали в пищу
дикорастущие
растения:
сныть,
лебеду,
щавель,
грибы,
ягоды
малины,
черемухи, ежевики, боярышника, шиповника, сеяли
огородные травы: мяту,
тмин. Получило
развитие садоводство: хорошо плодоносили яблони, груши,
вишни, сливы.
Земледелие совмещали с животноводством. Пища представляла собой
результат деятельности крестьянина. Пословица гласит: «Что потопаешь, то и
полопаешь».
Кроме
того
прослеживается
связь
между
укладом
жизни
крестьян
Курской
губернии,
приготовлением
блюд
и
церковными
постами.
Это
непосредственно обусловлено наличием большого количества храмов, святых
мест и монастырей, которые способствовали сохранению и приумножению
исторических
ценностей.
Утрата
роли
традиционной
религии,
изменение
понимания сути духовности в современной культуре привели к возникновению
кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.
Развитие
русских
национальных
традиций
приготовления
блюд
передавалось
от
поколения
к
поколению,
от
одной
исторической
эпохи
к
другой,
и
в
существующем
виде
кулинария
представляет
собой
сочетание
традиционных основ,
сформированных в систему, изучение и сохранение
которой – одно из главных направлений в русском кулинарном искусстве.
На современном этапе развития общества формирование ценностных
ориентации
личности,
обладающей
качествами
человека
-
гражданина-
патриота, способного воспринимать достижения мировой культуры и, в тоже
время, знать, гордиться и защищать историческо-культурное наследие русского
народа,
представляется весьма важным, и
является актуальной проблемой,
стоящей
перед
современным
обществом
и
средним
профессиональным
образованием.
Современный
мир
требует,
все
чаще,
коммуникабельности
и
мобильности. В условиях современности, сохранение народных традиций и
творческого
отношения
к
труду,
дает
возможность
воспитания
не
только
образованного и успешного, но и культурно-нравственного поколения.
Наш техникум старается сохранять и преумножать традиции, заложенные
у истоков образования учебного заведения.
Получая профессию повар –кондитер
студенты должны понимать, что
соблюдая
обычаи
предков,
которые
являются
основой
ремесла,
они
взаимодействуют с историей своего народа.
Изучая на уроках кулинарии в ОБПОУ «КГТТС» различный ассортимент
блюд как традиционной, так и современной кухни, студенты становятся ближе
к своему прошлому, своей родословной и проводят аналогию с блюдами
перечисленными в исторических справках, сравнивая ингридиенты, входящие
в прописи.
Ценность
междисциплинарных
связей
заключается
в
том,
что
обогащая знания студентов о родном крае, появляется
интерес
к истории
появления и приготовления блюд, активизируются и обогащаются имеющиеся
знания.Потере национального сознания и гордости способствовали различные
стереотипы. Все чаще мы слышим иностранные названия блюд, появились
новые, ничего для нас незначащие, наименования
хлебобулочных изделий:
«мафины», «гамбургеры», а также приобщение молодежи к продуктам фаст-
фуда. А ведь как приятно произносить «курник», «расстегай», «ватрушка».
При
изучении
блюд
целесообразно
кроме
пословиц
и
поговорок,
приводить примеры русских народных сказок, где упоминаются различные
блюда «молочные реки и кисельные берега», «каша из топора», «колобок» и др.
Студенты под руководством преподавателей могут побывать на интересных и
информативных
тематических
экскурсиях,
русских
чаепитиях,
народных
праздниках (Рождество, Масленица, Пасха).
Проблема
историко-культурных
традиций
в
современном
мире
приобрела особую актуальность
В условиях инновационной среды, когда
освоение новых технологий для достижения «старых целей», межпредметные
связи,
усиление
личностной
направленности,
способствуют
укреплению
полученных
знаний
и
умений,
и
соответственно
сохранению
историко-
культурных ценностей и традиций.
Проводя
заочные
экскурсии
в
мир
русской
национальной
кухни,
мы
способствуем,
развитию
толерантности
и
исторической
преемственности
у
студентов.
В
предметном
обучении
профессии
существуют
ценности,
такие
как
блюда национальной русской кухни, связанные с национальными обычаями,
которые необходимо сохранять, а не пересматривать.
Пассионарность
русских,
которые
покорили
огромные
пространства
Евразии,
мало
отразились
на
повседневном
укладе
жизни.
Везде,
где
появлялись
поселения,
ставились
традиционные
русские
печи,
в
которых
готовились
традиционные
блюда,
заготавливались
соленья
и
квашенья
из
огородных и дикорастущих плодов и овощей. Это и является отличием русской
национальной традиции.
Нельзя
не
упомянуть
и
о
русских
ставленных
напитках.
Нынешним
соотечественникам знаком квас, пиво, а такие напитки как морс, брусничная
вода, мед ягодный исчезли с традиционного русского стола. Поэтому основным
направлением при изучении традиций являются блюда и напитки русского
стола.
При проведении уроков никто не подвергает сомнению необходимость
охранять
и
продолжать
культурные
традиции,
передавать
духовные
и
нравственные
ценности
Русского
народа,
другим
поколениям,
для
установления
связи
прошлого
с
настоящим
и
будущим.
Каждый
урок
проводится под девизом: «Все что передано нам - ценно и дорого».
На уроках отводится большое внимание блюдам, распространенным в
Курской губернии. Самобытность каждой отдельно взятой области, ее черты в
кулинарном
исполнении
привлекают
внимание
студентов,
что
также
способствует сохранению традиций.
Упоминание
на
уроках
о
Сергии
Радонежском
также
способствует
становлению студентов нашего техникума, как хороших специалистов.
Культура нашего народа неисчерпаемый кладезь исторических традиций.
Молодое поколение должно гордиться своей культурой, поэтому необходимо
возродить
уверенность
русского
народа
в
своих
силах,
в
способность
сохранять и развивать собственную самобытность.
Теоретической базой изучения сохранения традиций при обучении, по
профессии
повар,
явились
теоретические
знания
и
умения
студентов,
полученные
в
результате
организации
учебно-творческого
процесса,
применение инновационных технологий обучения как фактора оптимизации
образовательного процесса.
Методы
исследования
включают
в
себя
методы
формальной
и
диалектической
логики:
анализ,
синтез,
абстрагирование,
моделирование,
актуализацию
и
другие
методы,
характерные
для
системных
изысканий
в
области национальных исторических традиций и обрядов.
Источниками
исследования
являются
публикационные
работы
блюд
национальной русской кухни – учебники, журнальные публикации, учебные
пособия,
практические
исследования,
проводимые
в
рамках
учебного
заведения, позволяющие сформировать целостную картину становления основ
традиционного кулинарного мастерства наших предков.
Теоретическая значимость обучения заключается в следующем:
Сформировать комплекс историко-теоретических представлений о
национальной русской кухне;
Выявить исторические взаимосвязи развития русской национальной
кухни и социальных условий становления русских традиций;
Определить особенности национальных русских традиций;
Обосновать
тенденции
развития
национальной
русской
кухни
и
русских традиций;
Сформировать
концептуальные
и
организационно-педагогические
задачи
дальнейшего
развития
основ
национальных
русских
традиций
и
обычаев.
Практическая
значимость
определяется
возможностью
применения
теоретических,
организационно-методических
и
практических
навыков,
полученных в результате
деятельности педагога кулинарных дисциплин в
системе среднего профессионального образования.