Автор: Александрова Ирина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 41
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Семейный детский сад как форма дошкольного образования взаимодействия с семьёй" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 41 имени Григория Алексеевича Тарана»
Семейные детские сады как форма
дошкольного образования
взаимодействия с семьёй.
Составила : Старший воспитатель ГБОУ Школы № 41
дошкольных групп по адресу: ул. 2-ая Рейсовая, д.9
Александрова И.Н.
Москва 2017 г
Семейные детские сады как форма дошкольного образования
взаимодействия с семьёй.
Детский сад и семья должны искать пути для выработки общей
стратегии воспитания ребёнка. И многодетная семья порой может стать
основой для возникновения маленького детского сада.
Семья – один из древнейших институтов, переживших целые эпохи.
Долговечность семейного института основана на том, что семья позволяет
человеку во все времена более уверенно чувствовать себя в обществе.
Она, словно источник, питает и более широкие и высшие сферы человека
– чувство Родины и патриотизма.
По признанию учёных, семья – одна из величайших
социокультурных ценностей, которую человечество создало за всю
историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная
общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении,
укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной надёжной
семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Многочисленные исследования, проведённые в нашей стране и за
рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных
феномена, каждый из которых по – своему даёт ребёнку социальный
опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные
условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Общественное дошкольное воспитание создано как институт
помощи семье в воспитании и образовании ребёнка. Взаимодействие этих
двух важных для общества институтов диктуется новыми условиями
жизни общества. Семья и детский сад в хронологическом ряду находятся
в преемственной связи.
Один из принципов московской политики в области развития
дошкольного образования – обеспечение полной и сбалансированной
системы образовательных, развивающих, воспитательных и
оздоровительных услуг населению, предоставление семье возможности
выбора форм и методов воспитания ребёнка.
Семейные детские сады это инновация в сфере образования,
реализуемая в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте от 2
месяцев до 7 лет. СДС создаётся на базе государственного
образовательного учреждения, находится по месту проживания семьи.
Данный проект ориентирован на благополучные многодетные семьи, в
которых рождаются желанные дети. Они растут и воспитываются, купаясь
в родительской любви. Естественно, что при выборе такой формы
образования, как семейный детский сад, многодетные мамы
руководствуются интересами своих детей. И здесь их многое объединяет.
Для мам очень важными являются сохранение психологически
комфортной атмосферы в семье, а также здоровье и психика ребёнка,
воспитание его как личности и приоритет индивидуального подхода,
мобильность семьи в части посещения театров, музеев, разнообразных
секций, кружков.
Семейный детский сад создаётся с целью поддержки многодетных
семей, предоставления многодетным родителям возможности
трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, развития
новых форм дошкольного образования, реализации на практике
индивидуального подхода к воспитанию ребёнка и расширения форм
дошкольного образования для детей с проблемами здоровья и развития.
В нашем образовательном комплексе ГБОУ Школа № 41 открыты и
реализуют программу дошкольного образования 9 Семейных детских
садов. В дошкольных группах по адресу: ул. 2 –ая Рейсовая, д. 9 открыты
и функционирует 3 Семейных детских сада. В 2008 году был открыт
первый Семейный детский сад, организацию деятельности которого
осуществляют старший воспитатель, воспитатель СДС – Иванова Наталья
Анатольевна, музыкальный руководитель, педагог – психолог и
инструктор по физкультуре. Старший воспитатель направляет и
контролирует работу Семейных детских садов. Вся работа строится в
тесной взаимосвязи между специалистами дошкольных групп и
воспитателем Семейного детского сада. Воспитатель Семейного детского
сада Иванова Наталья Анатольевна имеет среднее – профессиональное
медицинское образование. Всего у Натальи Анатольевны восемь детей.
Семейный детский сад посещают двое детей Олеся и Максим, Ваня из
другой семьи. Воспитатель СДС работает по программе «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
разработанной в соответствии с ФГОС ДО. В образовательном комплексе
ГБОУ Школа № 41 разработана и утверждена своя программа в
соответствии с ФГОС ДО. Наталья Анатольевна составляет свой план
работы с учётом индивидуальных особенностей детей. В 2008 г опыт
работы Семейного детского сада под руководством Ивановой Натальи
Анатольевны был напечатан в «Методических рекомендациях» Западного
окружного Управления образования Департамента образования города
Москвы.
С января 2013 г открыт Семейный детский сад, который возглавляет
воспитатель Извекова Наталия Борисовна. Наталия Борисовна имеет
высшее юридическое образование, у неё шестеро детей. Семейный
детский сад посещают трое – Варвара, Матвей и Михаил. Наталия
Борисовна со всей ответственностью подходит к воспитанию и обучению
детей, работает по перспективному плану.
Большое внимание в детском саду уделяется проекту «Классическая
музыка», где дети знакомятся с творчеством программных композиторов.
Дети хорошо различают жанры произведений, могут назвать
композиторов, высказаться о характере музыки. Наши бывшие
воспитанники Семейного детского сада Степан и Ксюша Ивановы
посещают музыкальную школу имени И.И. Пастернака. В рамках проекта
по классической музыке они вместе с другими детьми принимали участие
в концерте для дошкольников.
С 1 сентября 2015 г открыт третий Семейный детский сад под
руководством младшего воспитателя Крючиной Кристины Викторовны.
Кристина Викторовна имеет среднее образование, у неё трое детей,
которые посещают Семейный детский сад. Наталья Анатольевна Иванова
является наставником Кристины Викторовны, постоянно делится с ней
своим многолетним опытом работы в Семейном детском саду. Кристина
Викторовна способная «ученица» - всё делает только на отлично, её
занятия дома с детьми позволяют понять, насколько талантливы наши
педагоги. Дети Семейных детских садов принимают активное участие в
праздничных мероприятиях детского сада.
Все специалисты, работающие в Семейном детском саду,
заинтересованы в положительной динамике детского развития. Они
многое для этого делают и стремятся научить детей новому, интересному.
Например, педагог – психолог проводит развивающие занятия с
детьми, индивидуальное психологическое обследование и коррекцию,
психологическое консультирование родителей, психологическую
профилактику в подгруппах.
И инструктор по физкультуре проводит образовательную
деятельность в соответствии с программой. Для родителей Семейного
детского сада педагог даёт серию консультаций: «Влияние утренней
гимнастики на физическое развитие детей», «Основные виды движений»,
«Рекомендации для родителей», «Закаливание».
План взаимодействия с родителями Семейного детского сада
разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей детей
Семейного детского сада и выглядит в виде опроса и просветительской
формы взаимодействия, а именно:
1.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
2.
Позитивное и негативное в детско – родительских отношениях в
многодетной семье
3.
Развитие воображения в дошкольном возрасте
4.
Развитие памяти в дошкольном возрасте
5.
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте
6.
Развивающие игры для дошкольников
7.
Обучение ребёнка правилам безопасности
Семьи наших Семейных детских садов много путешествуют с
детьми, прививают любовь к чтению, к природе (воспитанники Семейных
детских садов принимают непосредственное участие в уходе за овощами
и цветами на приусадебном участке – поливают их). Это удивительно
дружные семьи, сплочённые и трудолюбивые. Дети растут воспитанными,
порядочными и добрыми.
Совместно со специалистами дошкольных групп мы добились того,
что дети Семейных детских садов с радостью, огромным удовольствием и
желанием посещают образовательную деятельность в дошкольных
группах, всесторонне и гармонично развиваясь.
Семейный детский сад как форма дошкольного образования
показывает свою жизнеспособность и перспективность, и с каждым годом
открывается всё больше и больше Семейных детских садов в городе
Москве.