Автор: Усталова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ школа-интернат № 13
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Сценарий фольклорного праздника
Тема: "В гостях у Тимони"
Раздел: среднее образование
МОУ школа-интернат № 13
Час русского фольклора
«В ГОСТЯХ У ТИМОНИ»
Разработала: УСТАЛОВА Е.А.
Иркутск
ЦЕЛЬ:
нравственное
воспитание
школьников,
развитие
их
творческих
способностей,
изучение русского фольклора.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание русских народных песен, танцев, изучение
русского народного творчества, загадки, пословицы прибаутки, заклички.
ОФОРМЛЕНИЕ: зал украшен шарами, на задней стене нарисовано яркое солнце, русский
самовар, заголовок: «В ГОСТЯХ У ТИМОНИ»
Книжная выставка по теме: загадки, пословицы, поговорки и т.д.
Музыкальное оформление: русские частушки, песни.
Ведущий.
Здравствуйте
ребята!
Сегодня
мы
встретились,
чтобы
отправиться
в
путешествие. Я приглашаю вас на ярмарку! Что делают на ярмарке? Продают и покупают
товары. А еще там веселятся. Итак, отправляемся. Слушайте внимательное. Звучит песня
«Коробейники»,
девочки
танцуют,
мальчик
изображает
коробейника,
у
него
короб
с
разными товарами: ленты, бусы и т.д.
Коробейник.
Есть блины горячие.
Пряники печатные,
Бублики, баранки и
Конфеты мятные.
Приходите в гости к нам
Будем рады всем гостям!
Ведущий. Ну что вам предлагают купить ярмарочные продавцы? / ребята перечисляют
Ведущий. А вот я еще услышала, как нас приглашают в гости. Вы в гости ходить любите?
Пойдемте со мной? А что нужно для того, чтобы пойти в гости? Конечно, нужно нарядно
одеться. А давайте мы с собой в гости загадки возьмем. / Загадываются загадки /.
Новая посудина, а вся в дырах / решето /
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь / снег/
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно /лед/
Не огонь, а жжется / мороз, крапива/
Живет без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит
А слышат / эхо /
Кто в году четыре раза переодевается / земля /
Ни море, ни земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя? / болото /
Из-под шапки пар валит,
В животе вода кипит / самовар /
Ведущий. Молодцы, загадки отгадывать хорошо умеете. Кстати, самовар уже горячий.
Пора нам в гости. Эй, хозяин, встречай, мы пришли!
Тимоня. Ой, ребята, вы ко мне в гости пришли! Вот молодцы! Давайте будем веселиться!
Ведущий. Подождите, не торопитесь. Надо познакомиться с ребятами, чтобы они знали кто
их в гости пригласил.
Тимоня. А разве они не знают? Это же я - Тимоня! Я лучше всех умею петь русские
народные песни, я лучше всех частушки пою, загадки лучше всех разгадываю, дразниться
лучше всех умею, пословицы и поговорки говорить, и вообще, без меня ни один не
обходится. Вот я какой! / Пока Тимоня хвастал, ведущий загибал пальцы, считал его
таланты /
Ведущий. Не спеши, Тимоня, себя нахваливать, у меня уже и пальцев не хватает для всех
твоих талантов. Ты лучше на деле докажи, каков ты.
Тимоня. Пожалуйста! / Включают магнитофон, звучат частушки, Тимоня изображает, что
их поет он. После частушек раскланивается. /
- Ну как?
Ведущий. Ох, Тимоня! Тимоня! Ладно бы ты меня одну обманул. Ты думаешь, ребята
поверили, что это ты пел?
Тимоня. А я так тоже могу. Только не буду, у меня балалайки под рукой нет сейчас.
Ведущий. Вон что! Как до дела дошло, так сразу балалайки нет! Пой без балалайки!
Тимоня. Пожалуйста! / поет, кланяясь после каждой частушки /
Вы послушайте ребята,
Нескладуху буду петь
На дубу свинья пасется
В бане парится медведь.
Кабы, кабы, да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варились
Да и в рот катились
Тимоня. Ну что, разве я не замечательно пою?
Ведущий.
Ребята
наши
тоже
частушки
знают!
Давайте
докажем
Тимоне,
что
и
мы
веселиться умеем.
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы Вам частушки
Очень замечательно!
На горе стоит избушка,
Красной глиной мазана,
Там живет Баба- Яга,
За ногу привязана.
Разрешите Вас потешить,
И частушки Вам пропеть,
Разрешите для начала
На нос валенок надеть.
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет
Скоро ли каникулы?
Мы немножко пошумели
В окнах стекла зазвенели,
Мы сказали: «Тишина»,
В школе треснула стена.
Наш учитель очень строг,
Не пошли мы на урок,
Уж как радовался он,
Что о ас освобожден!
Мы в поход вчера ходили,
Там из лужи напились.
В животе у нашей Лили
Три лягушки завелись.
Ведущий. Видишь, Тимоня, и мы петь мастера!
Тимоня. Какие вы шустрые ребята! А я зато дразниться лучше всех умею! Да, да! Вы не
думайте, что это плохое занятие! Дразниться ведь тоже можно по-разному!
Ведущий. Я согласна с Тимоней. Ведь дразнилками можно заставить человека посмотреть
на себя со стороны, а так ли делаю, как надо?
Тимоня. Со мной вот случай был: играли мы с ребятами все вместе. Пришел один мальчик
с большой шоколадкой и ест один, не делится ни с кем. Не выдержал я и говорю:
Жадина-Говядина,
Соленый огурец,
Сосисками побитая,
Чтоб не была сердитая.
Ведущий. Мальчик сразу понял, что жадничать нехорошо и угостил вас?
Тимоня. Нет, ему обидно стало, он заплакал, а я ему говорю:
Плакса, Плакса, три копейки вакса!
Ведущий. И тогда он поделился?
Тимоня. Нет, тогда успел сам все съесть, а потом больше не жадничал.
Ведущий. Тимоня, а давай у ребят спросим, какие они дразнилки знают, а то ты все
дразнишься, а они нет. Ведь вам тоже хочется подразниться? / Ребята рассказывают свои
дразнилки /
Жадина- Говядина,
Турецкий барабан,
Кто с тобой подружится
Тот рыжий таракан!
Моряк с печки
Бряк!
Растянулся как червяк!
Плакса-Вакса-Гуталин,
На носу горячий блин!
Рева-Корова,
Дай молока,
Сколько стоит?
Три пятачка!
Ведущий. Молодцы! Много дразнилок знаете! Видишь Тимоня, мы дразнимся не хуже
тебя!
Тимоня. Зато я знаю дразнилки по именам. Сейчас я вас подразню! А вы плакать не
будете?
Ведущий. Нет, наши ребята шутки понимают!
Тимоня. Хорошо! Есть среди вас Сережа? Сережа, плакать не будешь?
Сергей- воробей, не гоняй голубей!
Голуби боятся, на крышу садятся,
Гоняй галочек из- под палочек!
А теперь Колю!
Коля, Коля, Николай,
Бросил шубу на сарай.
Шуба вертится, Коля сердится!
А еще Дениса!
На березу влез Денис, на веревочке повис,
А все думали- качели и качались две недели!
Ведущий.
Я тоже знаю дразнилки по именам. Я тоже подразнюсь! Ты не обидишься,
Тимоня?
Тимоня. Пожалуйста, я не обидчивый!
Ведущий.
У Тамары две гитары, у Романа- два баяна,
А у Тимошки была гармошка, да и ту потерял Тимошка!
Пожалуй хватит уже дразниться. Ты, Тимоня, что- то там про пословицы и прибаутки
говорил. Думаю, ребята их тоже неплохо знают.
Улитка- Улитка, высунь рога!
Дам кувшин молока, да кусок пирога!
Свет- Светлячок! Посвети в кулачок!
Посвети немножко, Дам тебе горошка!
Кукушечка, Кукушечка,
Серая рубашечка,
Покукуй в лесу: ку-ку, ку-ку,
Сколько лет я проживу?
Радуга- Дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
Дождик, дождик перестань,
Куплю тебе сарафан,
Останутся деньги-
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки-
Куплю тебе башмаки!
Дождик, дождик, лей, лей
На меня и на людей.
А на Бабу- Ягу хоть
По тысячу ведру!
Ведущий. Давай сыграем в игру. Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Лес рубят - щепки летят
Труд кормит, а лень портит.
Дело мастера боится
Делу - Время, а потехе - Час.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Век живи- век учись.
Тимоня. Ребята, давайте в игру поиграем, но сначала выберем ведущего. А что для этого
надо? Правильно посчитаться. Знаете считалки? / Ведущий спрашивает ребят /
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Ой, ты зоренька-заря,
Заря утренняя,
Кто до зореньки дойдет,
Первый в хоровод войдет!
Сидел петух на полочке,
Считал свои булавочки:
Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!
Ведущий. Вот и подошло время нам расставаться! Самовар у Тимони уже давно закипел! /
Песня «У самовара» /
Девочка. Я иду, иду, иду
Самовар в руках несу,
Прибауточки пою.
Все. Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаечек!
Чтобы радость приносил,
Каждый день- Денечек!
1-й мальчик. Чай пить не дрова рубить!
2-й мальчик. У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем!
Все. Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаечек!
Чтобы радость приносил
Каждый день- денечек!
Девочки. Чай с вареньем и лимоном, с кренделями и поклоном!
Мальчик. После бани свежий чай
Русским удальцам подай!
Девочки. Он бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней!
Мальчик. Кто здоровым хочет быть
Больше надо чая пить.
Все. Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаечек!
Чтобы радость приносил
Каждый день-денечек!
Ведущий. Ребята, посмотрите на эти книги, там и загадки, и пословицы и игры. Все эти
книги знакомят нас с русским народным творчеством, или по-другому - с фольклором. А
теперь друзья, до свиданья!
Тимоня. Подождите, подождите! Как же гости без угощения уйдут! Я же вам сушек,
баранок припас! Угощайтесь! И еще в гости приходите!
Дети встают в центр зала и образуют хоровод. Идут по кругу и поют:
Как у дяди Трифона
Было семеро детей
Они не пили не ели
Друг на друга глядели,
Разом делали вот так:
После этих слов ведущий выполняет какое-нибудь действие (хлопает в ладоши, приседает,
подпрыгивает и т.д.). Все играющие повторяют движение. Кто зазевается - становится
«Дядей Трифоном».
Конец