Напоминание

конспект " В гости к Старичку-Лесовичку"


Автор: Павленкова Татьяна Николаевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 41 им.Г.А.Тарана дошкольных групп по адресу: ул.2-я Рейсовая.9
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: конспект " В гости к Старичку-Лесовичку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственной образовательной деятель-

ности в подготовительной к школе логопедической

группе № 10 по теме: « В гости к Старичку-Лесович-

ку».

Подготовила и провела: учитель-логопед I квалификационной ка-

тегории Павленкова Татьяна Николаевна.

Цели:

Коррекционно-образовательная:

- Закреплять умение детей составлять описательные и сравнительные рассказы о

диких животных с опорой на графические схемы.

Коррекционно-развивающие:

- Пополнять словарный запас детей по теме «Дикие животные».

- Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание.

- Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных.

- Закреплять употребление в речи существительных в творительном падеже.

- Упражнять детей в образовании имен существительного женского рода.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

- Воспитывать бережное отношение детей к живой природе.

Оборудование:

Предметные картинки на выделение первых звуков для составления названия жи-

вотных, изображение «загадочного» животного,схемы описания диких животных,

мнемотаблицы для заучивания стихотворений «Медведь», «Ёжик».

Ход занятия:

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика«Есть у каждого свой дом».

(дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишие)

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей корней коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлогекосолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(Ударяют ладонями и кулачками поочередно).

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

(сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).

Только заиньке не спится – убегает от лисицы

(показывают большой палец, вращая им).

Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков!

(соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой, и наобо-

рот).

Объявление темы.

Логопед: «Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес. Назовите диких жи-

вотных. Почем они называются дикими?»(Ответы детей:Эти животные живут в

лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища).

Стук в дверь. Появляется Старичок-Лесовичок: «Я услышал, что вы говорите о

моих обитателях леса. Я тоже хочу послушать и поиграть с вами в разные игры».

Логопед предлагает Лесовичку поиграть в игру.

Игра «Какое животное загадали?» (кодирование гласных).

Дети показывают Лесовичку условные сигналы гласных.

А – хлопок в ладоши перед собой.

О – хлопок обеими руками по коленкам.

У – удар кулаком о кулак.

И – хлопок в ладоши над головой.

Ы – хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга.

Э – хлопок в ладоши за спиной.

Логопед называет согласные, а гласные кодируются.

Старичок-Лесовичок старается отгадать названия животных, дети ему помогают:

лиса, заяц, еж, волк.

Старичок-Лесовичок: «А теперь вы отгадайте животное, которое я загадал. Назва-

ние животного вы узнаете по первым звукам названий картинок.

Игра «Отгадай животное по первым звукам».На доску выставляются картинки:

лук, ослик, синица (Лось); кукла, арбуз, бусы, ананас, ножницы (Кабан).

Логопед предлагает поиграть в игру со Старичком-Лесовичком.

Игра «Кто кем был? Исправь ошибки».Медведь был … медвежонком, а заяц –

… зайчонком;

Старичок-Лесовичок: «белка – волчонком, а волк – бельчонком, лиса – ежонком, а

еж – лисенком, заяц – зайчонком, а кабан - кабаненком» (нет!Поросенком). Дети

исправляют ошибки Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок играет с детьми в игру «Четвертый лишний».

1.

Лиса, заяц, волк, рысь (заяц – не хищник).

2.

Белка, лось, заяц, еж (лось – крупное животное, у него есть рога и копыта).

3.

Еж, волк, медведь, лиса (еж – покрыт иголками, а не мехом).

4.

Лось, медведь, заяц, лиса (медведь – он впадает в спячку).

Расстроенный Старичок-Лесовичок показывает детям фото «загадочного» живот-

ного.

Логопед с детьми помогают Старичку-Лесовичку определить, каких животных он

фотографировал.

Упражнение «Чей, чья, чьи?» (чье туловище? – медвежье; чья морда? – лисья;

чьи уши? – заячьи; чей хвост? – беличий; чьи лапы? – волчьи).

Физминутка.

Жили-были (кистями рук покрутить перед собой «фонарики») зайчики (показать

«ушки»)

На лесной (прямые руки вверх, пальцы врозь – «дерево») опушке (ладонями на-

рисовать плоскость).

Жили-были (кистями рук покрутить перед собой «фонарики») зайчики (показать

«ушки»)

В беленькой избушке (руки над головой – «домик»).

Мыли (пальцами правой руки провести по указательному пальчику левой руки)

свои ушки (то же – по среднему),

Мыли (потереть правой рукой левую) свои лапочки (потереть левой рукой пра-

вую),

Наряжались (покрутить кистями рук внизу) зайчики («ушки»),

Надевали (потопать правой ногой) тапочки (потопать левой ногой).

Логопед предлагает Лесовичку послушать описательные рассказы о диких живот-

ных, составленных детьми, с опорой на графические схемы, которые выставлены

на доске.

Составление описательных рассказов с опорой на графические схемы.

Рассказ «Белка».

Белка живет в лесу. Она ярко-рыжего цвета. Белка маленького размера. У белки

есть маленькая мордочка, туловище, остренькие ушки с кисточками на концах,

четыре лапки и очень пушистый хвост. Белки питаются грибами, орехами, ягода-

ми, семенами шишек. Детенышей белок называют бельчатами. Белка живет в дуп-

ле на дереве. Зимой белка меняет свою рыжую шубку на серую.

Рассказ «Лиса».

Лиса – дикое животное. Лиса рыжего цвета. Она среднего размера. У лисы ма-

ленькая головка с острыми ушками, вытянутая мордочка, туловище с длинным пу-

шистым хвостом, четыре лапы. Лисица хищное животное. Она охотится на зайцев

и мышей. Детенышей лисы называют лисятами. Лиса живет в норе. Шубку не ме-

няет.

Составление сравнительных рассказов.Рассказ «Медведь - Заяц».

Медведь коричневого цвета, а заяц белого цвета. Медведь большого размера, а

заяц маленького размера. У медведя большая голова, полукруглые уши, крупное

туловище, четыре мощные лапы, маленький хвостик, а у зайца маленькая головка,

длинные уши, маленькое туловище, четыре лапки, короткий пушистый хвостик.

Медведь живет в берлоге, а заяц живет в ямке. Медведь питается ягодами, медом,

может есть мясо, а заяц любит питается корой деревьев, овощами. Детеныши мед-

ведя – медвежата, а детеныши зайца – зайчата. Медведь не меняет шубку, а заяц

меняет: летом серый, зимой белый. Медведь зимой впадает в спячку, а заяц нет.

Лесовичок предлагает детям назвать животных, которые «спрятались» в словах.

Упражнение «Два в одном».

Лилень (лиса, олень), зайжик (заяц, ежик), волса (волк, лиса), медза (медведь,

заяц), лобел (лось, белка), барбан (барсук, кабан).

Рассказывание четверостишей«Медведь», «Еж» с опорой на мнемотаблицы.

Игровое упражнение «Он - она». (Логопед называет животное в мужском роде,

дети добавляют животное женского рода).

Он - лось, она - … (лосиха).Он – заяц, она - … (зайчиха).

Он – бык, она - … (корова).Он – уж, она - … (ужиха).

Он – еж, она - … (ежиха).Он – кот, она - … (кошка).

Старичок-Лесовичок благодарит детей за интересные рассказы и игры и прощает-

ся с детьми.



В раздел образования