Напоминание

"Народные игры"


Автор: Пакшенкова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №16
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Народные игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение детский сад №16

Приморского района СПб

Консультация для педагогов

ТЕМА: «Народные игры» -

их педагогическое значение.

Воспитатель высшей

Квалификационной категории

Пакшенкова Валентина Ивановна

Ноябрь 2014

Народные игры – их педагогическое значение.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков

в

них

ярко

отражался

образ

жизни

людей,

их

быт,

труд,

национальные

устои,

представления

о

чести,

смелости,

мужестве,

желание

обладать

силой,

ловкостью,

выносливостью,

быстротой

и

красотой

движений,

проявлять

смекалку,

выдержку,

творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного

и

физического

воспитания

дошкольника.

У

детей,

в

народных

играх,

формируется

устойчивое,

заинтересованное,

уважительное

отношение

к

культуре

родной

страны,

создается

положительная

основа

для

развития

патриотических

чувств:

любви

и

преданности к Родине.

По своему содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны

ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора,

уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических

процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка - дошкольника.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх

зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо

умело отразить в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

Так,

например,

в

играх

«Прятки»,

«палочка-выручалочка»

от

ребенка

требуется

мгновенной правильной реакции, что приводит к благоприятному результату.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход

игры,

регулируют

действия

и

поведение

детей,

их

взаимоотношения,

содействуют

формированию воли.

Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка,

стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе

ловить своих детей».

Игра

требует

внимания,

выдержки,

сообразительности,

ловкости,

умения

ориентироваться

в

пространстве,

проявления

чувства

коллективизма,

слаженности

действий, взаимопомощи (один - за всех и все - за одного), ответственности, смелости,

находчивости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и

образны,

часто

сопровождаются

неожиданными

веселыми

моментами,

любимыми

считалочками, потешками, жеребьевками (фольклором).

Чтобы настроить, организовать детей можно использовать считалочки:

Катится горох по блюду

Ты води, а я не буду.

******

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче дудочка дуди:

Мы играем, ты води.

Помимо считалок существуют и жеребьевки, которые создают эмоциональное настроение,

увлекают процесс игры, певалки – игра «Молчанка»:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Народный фольклор передается устно от поколения к поколению и никогда не стареет.

Задача

педагога

заключается

в

том,

чтобы

научить

детей

самостоятельно

и

с

удовольствием играть.

Он

делает

краткие

указания,

поддерживает,

регулирует

эмоциональное

настроение,

приучает их ловко и стремительно действовать, оказывает товарищескую поддержку, учит

детей добиваться общей цели, при этом испытывая радость.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или

жеребьевка) воспитатель предварительно не разучивает, а вводит в ход игры неожиданно.

Это доставляет детям удовольствие.

Народную игру можно объяснить по-разному. Например, воспитатель предварительно

рассказывает о жизни того народа, в чью игру предстоит играть, показывает иллюстрации,

предметы быта, искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором.

Игра «Заря»

(русская народная игра)

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с

лентой и говорит:

Заря – зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих,

который, заметив это, быстро берет ленту. Они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот,

кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры:

Бегущие

не

должны

пересекать

круг.

Играющие

не

поворачиваются,

пока

водящий

выбирает, кому положить на плечо ленту (платок).

«Птицелов»

(русская народная игра)

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. В центр

круга встает птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и

произносят на распев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю возьмет,

Птицы улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши (раз, два, три) – играющие убегают, останавливаются на месте

и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел подражает крику птиц, которую он

выбрал.

Птицелов

угадывает

название

птицы

и

имя

игрока.

Играющий

становится

птицеловом.

Правила игры:

Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны

остановиться на месте по сигналу.

«Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные овцы. Дом волка в лесу, а у овец

два дома на противоположных концах площадки.

Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок,

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу

пастуха: «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух

встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры:

Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк

овец не ловит, а пятнает рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не

должен задерживать его руками.

«Займи место»

(татарская народная игра)

Одного из участников выбирают водящим, а остальные играющие образуют круг,

ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекоту,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогогу,

Тебя хлопну по плечу – Беги!

Сказав,

«Беги!»

-

водящий

слегка

ударяет

по

спине

одного

из

игроков,

круг

останавливается, а тот, которого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу

водящему. Обежавший круг раньше занимает место, а оставшийся становится водящим.

Правила игры:

Круг должен сразу остановиться при слове «Беги!». Бежать разрешается только по кругу,

не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют

собой

основу

начального

этапа

формирования

гармонически

развитой,

активной

личности,

сочетающей

в

себе

духовное

богатство,

моральную

чистоту

и

физическое совершенство.



В раздел образования