Автор: Васильева Наталия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО БрПК
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: ПРОБЛЕМЫ ТРУДОСТРОЙСТВА НА ПРАКТИКУ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ"
Тема: Трудоустройство на практику студентов профессиональных организаций
Раздел: среднее профессиональное
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОСТРОЙСТВА НА ПРАКТИКУ СТУДЕНТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ»
Васильева Н.С., Скоблова Н.И.,
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Братский политехнический колледж»
В современном мире все предприятия, как крупные, так и мелкие, хотят
получить на работу готового специалиста с большим набором знаний и опытом
работы. Молодые люди после окончания обучения, попадают в условия жесткой
рыночной конкуренции и высоких профессиональных требований.
Успешно е
т рудоуст ройство
по сле
окончания
с р е д н е г о
профессионального
образовательного
учреждения
студенту
-
молодому
специалисту гарантировано только в том случае, если он в процессе учебы не
просто усваивал некий набор знаний, но еще и нарабатывал определенные
практические
способности
и
навыки.
Выходом
становится
прохождение
практики на предприятиях города. Именно это позволяет приобрести базовые
практические
навыки
и
представление
о
будущей
работе
студентам
профессиональных образовательных учреждений.
Но не все так просто, при приеме на практику студентов, предприятия
должны предоставить рабочие места, затратить рабочее время сотрудников.
Иногда,
из-за
специфики
профессии,
например
«Программирование
в
компьютерных системах», работнику приходится уступить свое рабочее место,
и немногие специалисты согласны это сделать. В итоге, работники предприятий
воспринимают
студентов-практикантов,
как
дополнительную
нагрузку,
требующую много рабочего времени и сил.
Исходя из вышесказанного, проблема трудоустройства на практику, а как
следствие,
и
на
работу
студентов
и
выпускников
после
окончания
профессиональных
образовательных
учреждений
сегодня
чрезвычайно
актуальна.
Исследуя статистические данные, можно увидеть, что в настоящее время
молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных – более
30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25-28 % от
общей совокупности безработной молодежи составляют выпускники учебных
заведений.
Выявление причин затруднительности устройства на практику студентов
профессиональных
образовательных
учреждений
и
выработка
эффективных
механизмов их преодоления – задача, требующая скорейшего разрешения.
Естественно и понятно желание работодателя иметь у себя на работе
грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но возникает вопрос,
как же выпускнику набраться опыта и профессионализма, если его практически
никуда не берут? Производственная практика могла бы стать минимальным
опытом работы для молодого человека,
но предприятия города не согласны
принимать студентов на платную практику с записью в трудовую книжку.
Устраивая
на
практику
студентов,
казалось
бы,
востребованной
специальности
«Программирование
в
компьютерных
системах»,
мы
столкнулись
с
рядом
проблем.
В
первую
очередь,
это
отсутствие
заинтересованности работодателей в таких практикантах, как в программистах.
Сейчас, зачастую IT-отделы на предприятиях либо сокращены до 1-2 человек,
либо предприятие прибегает к услугам приходящих специалистов. В первом
варианте,
специалисты
не
готовы
тратить
свое
драгоценное
время
на
практиканта, уступать рабочее место (в таком маленьком отделе нет свободных
компьютеров) и студент выполняет функции, далекие от программирования. Во
втором варианте практикант-программист становится попросту ненужным, его
некому обучать.
Конечно,
многие
предприятия,
не
имеющие
своих IT-отделов,
с
удовольствием
принимают
таких
практикантов,
но
здесь
встает
вопрос
о
профессиональном
опыте,
который
получат
студенты.
Как
такового
нового
практического
опыта
нет,
студенты
решают
проблемы
предприятий,
основываясь на своих знаниях и умениях, которые у них были до поступления
на практику. В итоге только небольшая часть студентов получает на практике
необходимый для трудоустройства багаж практических навыков и умений.
Еще
одной
проблемой
является
нежелание
р а б отод ат е л е й
распространять
информацию
о
своем
предприятии,
а
работа
специалиста
информационных технологий в той или иной степени связана с доступом к
определенным
данным.
И
опять
мы
сталкиваемся
с
тем,
что
практикант-
программист
не
занимается
своей
основной
деятельностью
в
том
объеме,
который
необходим
ему
для
дальнейшего
трудоустройства.
Нежелание
допускать
практикантов
к
дорогостоящему
оборудованию
так
же
неблагоприятно сказывается на объеме полученных практических навыков.
Несмотря
на
это,
большое
количество
молодых
людей,
студентов,
которые сегодня довольно ответственно подходят и к выбору специальности, и
к
процессу
обучения
стараются
проявить
себя
в
различных
научных
и
исследовательских конференциях, профессиональных конкурсах и олимпиадах,
тем самым заявляя о том, что они стремятся к получению знаний и готовы
добросовестно выполнять при прохождении практики весь требуемый объем
работ.
Для более успешного трудоустройства на практику, необходим ряд мер,
способствующих к проявлению интереса и желанию работодателей привлекать
в свои компании практикантов-программистов.
Стоит обратиться к истории и посмотреть, как решался данный вопрос,
и, возможно, позаимствовать, адаптировав их к современному времени, удачные
механизмы и способы его решения. Ранее повсеместно была внедрена практика
так
называемой
«работы
по
распределению»
–
практика
обязательного
трудоустройства выпускника на определённый срок.
На наш взгляд, представляется возможным частичное введение практики
распределения.
В
современных
условиях
можно
было
бы
осуществлять
подобную процедуру на один-два года после завершения обучения. Лучше
предлагать распределение по желанию, то есть по собственному обращению
молодого
специалиста.
При
таком
распределении
необходимо
учитывать
успеваемость,
творческие
достижения.
Данная
мера
будет
призвана
гарантированно обеспечить пусть небольшой, но все-таки нужный и полезный
срок
работы
по
специальности.
Это
выгодно,
как
студентам,
так
и
работодателям.
Одни получат возможность трудоустройства на предприятии,
где
проходила
производственная
практика,
а
вторые
получат
возможность
формирования
кадрового
резерва.
Это
в
какой-то
мере
решит
проблему
с
допуском
к
оборудованию
и
информации.
Предприятия
будут
более
заинтересованы в практикантах, зная, что они вернутся к ним после окончания
образовательного учреждения.
Следующая
мера
–
это
активное привлечение
работодателей
к
разработке
образовательных
программ
и
проведения
производственной
практики учебных заведений, с возможным последующим трудоустройством
выпускников.
Это
направление
сейчас
активно
применяется.
Участвуя
в
разработке программ, работодатели определяют необходимый им набор знаний
и умений, и в последующем охотнее принимают студентов, изучивших данную
программу, на практику.
Еще одним шагом к сближению студентов и работодателей является
посещение
представителями
предприятий
различных
студенческих
конференций, защит курсовых проектов, экзаменов. Это дает представление об
уровне подготовленности студентов и может помочь работодателю определить
сферу деятельности и спектр работ для практикантов заранее.
Особенности
специальности
«Программирование
в
компьютерных
системах» позволяют работать удаленно, поэтому студенты могут выполнять
задания работодателей в стенах образовательного учреждения круглый год –
этим можно заинтересовать предприятия и к моменту прохождения практики к
ним придет практикант, имеющий представление о специфики деятельности
предприятий. Тесная взаимосвязь предприятий и образовательных учреждений
не только в момент прохождения практики, а постоянно также является одной
из мер решения проблемы устройства на практику.
Учитывая
то,
что
работодатели
при
приеме
на
работу
молодых
специалистов после завершения обучения в образовательных учреждениях, в
большинстве своем недовольны практическими навыками специалистов, можно
говорить о том, что решение проблем трудоустройства на производственную
практику,
решит
в
какой-то
степени
в
целом
проблему
трудоустройства
выпускников
профессиональных
образовательных
учреждений.
Полученный
студентами
опыт
работы
в
коллективе,
практические
навыки,
глубокое
понимание своей профессии – все это дает производственная практика, тем
самым
делая
студента
более
привлекательным
для
работодателей
и
конкурентоспособным на современном рынке труда.