Автор: Красникова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №887"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Склонение имён существительных
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №887»
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
по теме: «Склонение имён существительных»
разработала: Красникова О.В.,
учитель начальных классов
Москва
2017г.
Задачи:
а) Образовательные:
- Формирование умения склонять имена существительные.
- Формирование умения использовать имена существительные в нужной падежной форме.
- Формирование умения искать главное слово, от которого нужно ставить падежные
вопросы к зависимому имени существительному.
- Различать предложение и словосочетания.
- Выделять словосочетания из предложения.
- Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного».
б) Развивающие:
Регулятивные УУД:
- осознание границы знания - незнания и целеполагания в процессе анализа учебной
проблемы и постановке учебной задачи урока;
- действия самоконтроля на этапе чистописания, в словарной работе, самостоятельной
работе;
- действия коррекции в ходе исправления составленного предложения;
- рефлексивная оценка при выделении трудностей в изменении существительного по
вопросам;
- рефлексивно оценочные действия на этапе итога урока при осознании результатов
учебной деятельности и степени решения учебной проблемы;
Личностные УУД:
- развитие действия смыслообразования на этапе постановки учебной задачи, на этапе
осознания детьми для чего им нужно изучать падежи существительных, в процессе
выяснения значимости чистописания, словарной работы.
Познавательные УУД:
- развитие логических действий: анализа, сравнения и обобщения при работе с
лингвистическими примерами, работе с информацией в учебнике, при составлении
вывода.
- развитие информационных действий в процессе работы с правилом в учебнике,
выяснение задания упражнений.
Коммуникативные УУД:
- объяснение собственных и чужих ошибок при склонении имен существительных,
формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога
урока;
- развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания);
- развитие связной речи в процессе составления словосочетаний и предложения.
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность при работе на доске и в тетради.
Оборудование к уроку:
1)
Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык
3 класс.
2)
Карточки с названием падежей, вопросов, словарных помощников для учителя.
3)
Карточки с названием падежей для учеников.
Ход урока:
1.
Организационный момент:
- Сейчас - урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны
лежать: тетрадь, учебник, дневник, пенал, словарная тетрадь, карточки с названиями
падежей.
- Ребята, а для чего нам нужно учиться русскому языку? (Чтобы правильно и грамотно
писать и говорить).
- Будем внимательно слушать друг друга, не перебивать и дружно работать.
2. Чистописание:
- Проверяя ваши тетради, я увидела, что некоторые буквы неправильно написаны или вы
не старались.
-Чтобы узнать, в каких буквах вы делаете ошибки, вы должны ответить на мои вопросы.
Первая буква слова отгадки и будет буквой чистописания. Писать будем заглавную и
строчную букву, соединяя их друг с другом.
1)
Части речи, которые обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
(существительное). Пишем букву: Сс
2)
На какой вопрос отвечает одушевленное существительное (кто?) Пишем букву: Кк
3)
Какую удвоенную букву мы напишем в слове аллея? (Лл)
4)
Каким местоимением мы можем заменить существительное женского рода? (Она)
Пишем букву: Оо
5)
Как называются имена существительные, которые в начальной форме отвечают на
вопрос что? (неодушевленные). Пишем букву: Нн
6)
В каком числе стоят слова: доска, стул, окно? (единственное число). Пишем букву
Ее.
7)
Существительные, которые в русском языке пишутся с маленькой буквы?
(нарицательные) Пишем букву Нн
8)
Известный союз, который соединяет слова в предложении (И) Пишем букву Ии.
9)
Безударная гласная, которая пишется в слове «медведь»? (Е)
- Прочитайте все строчные буквы. Какое слово у вас получилось? (склонение).
- А давайте вспомним, что такое склонение? (изменение по вопросам или падежам).
Запишем слова склонение, падежи.
Разделим эти слова на слоги, укажем количество букв и звуков в этих словах.
3. Воспроизведение представлений об изменении имен существительных по
падежам.
- Сколько падежей в русском языке?
- Как они называются?
-Давайте вспомним, какая скороговорка служит для запоминания падежей. (Иван родил
девчонку, велел тащить пеленку).
4. Работа с карточками:
- Какой падеж отвечает на вопрос кто? что? (Именительный)
- Какой падеж отвечает на вопрос кого? чего? (Родительный)
- Какой падеж отвечает на вопрос кому? чему? (Дательный)
- Какой падеж отвечает на вопрос кого? что? (Винительный)
- Какой падеж отвечает на вопрос кем? чем? (Творительный)
- Какой падеж отвечает на вопрос о ком? о чем? (Предложный)
(Вопросы заранее выставлены на доске. Учитель подставляет к ним название
падежей.)
-Давайте вспомним, а какие вы знаете слова помощники, для постановки правильных
падежных вопросов? (На доске перепутаны карточки: «есть, нет, дать, вижу, доволен,
думаю». Дети подходят по одному к доске и ставят их рядом с нужным падежом).
А теперь поиграем в обратную игру. С доски убираем вопросы. Я вам показываю
падеж, а вы мне называете вопрос.
5. Выявление темы урока.
- Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Склонение имен
существительных). А какая цель урока? (Учиться определять падеж имен
существительных).А как мы будем добиваться выполнения цели урока?
6. Повторение пройденного.
Учащиеся по вариантам с клоняют слова: 1 вариант- слово» страна», 2 вариант – слово
«пчела». У доски работают 2 человека.
-Проверим друг у друга. ( Ребята обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга,
вместе с учителем проверяют записи на доске)
7. Запишем словосочетания с этими словами:
Слежу за пчелой, вижу пчелу, выехал из страны, забочусь о стране.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы определить падеж имени
существительного? (Работа с памяткой. Учебник стр.40.)
1) Найти слово, с которым существует связь по смыслу.
2) Задать вопрос от главного слова к существительному, у которого определяем падеж.
3) По падежному вопросу определить падеж.
8. Работа с интерактивной доской. Объяснение на примере, как определяется падеж
имени существительного.
9. Первичное закрепление:
Упражнение в определении падежа имени существительного в каждом словосочетании
и в предложении. Упражнение 68 стр.39.
- Как отличить предложение от словосочетания. (В предложении есть подлежащее и
сказуемое). Сначала записываем предложение, подчеркиваем подлежащее и сказуемое.
- Что вы заметили? В каком падеже стоит подлежащее?
10. Словарная работа.
Запишем под диктовку словосочетания со словарными словами, определим их падеж.
Любуюсь рябиной, стихи о березе, рисую землянику, брожу по Москве, горжусь
Россией, житель города. ( Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
( Дети находят главное слово в словосочетании, задают вопрос, определяют падеж
существительного)
11. Работа с интерактивной доской и карточками.
- Перед нами предложения с пропущенными вопросами. Мы должны вставить
вопросы: Пчелы выползли (из чего?) из улья. Белка жила (над чем?) над норой.
Медленно плывут (по чему?) по небу облака. Горох цветет (в чем?) в парнике. Дорога
шла через (что?) рожь.
- Дополнительное задание: дети показывают карточками падежи существительных, к
которым задавали вопросы.
12. Вторичное закрепление.
А) Работа с предложением.
(Работа в парах) Детям даны карточки. Надо составить из слов предложения,
подчеркнуть в предложении подлежащее и сказуемое. Написать части речи над
главными членами предложения.. Указать падеж над существительным. Ворона,
украла, у, брошку, мамы, стеклянную.
- Какое предложение получилось? (Ворона украла стеклянную брошку у мамы.
- Из какого рассказа это предложение? (Паустовский «Растрепанный воробей»).
б) Упражнение в выделении словосочетаний из предложений и обучение
постановке вопросов к имени существительному «змея».
Уч. стр.39 упр.69.
13. Самостоятельная работа.
Детям по вариантам раздаются тексты. Им нужно вставить пропущенные буквы и
указать падежи над выделенными существительными.
Примеры текстов:
а) Вч…ра была гр…за. Я видел гр…зу из …кна. Перед гр…зой поднялся сильный
вет…р. До гр…зы все засыхало. Благодаря гр…зе все ож…ло и заз…ленело.
б) В нашей речке чистая и прозрачная в…да. Сквозь воду на дне в…дны камни и
водоросли. Около в…ды растут ивы. Они скл…няются к в…де св…ими з…леными в…
твями. Над в…дой л…тают синие стр…козы.
14. Итог урока.
- В каком падеже стоит имя существительное, если оно в предложении является
подлежащим?
- Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?
14.Домашнее задание:
уч. стр.40 упр.70, просклонять слова: трава, шкаф.