Напоминание

Закаливание наших детей.


Автор: Мамутова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Черёмухинская ООШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Красноярский район, село Черёмуха
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Закаливание наших детей.
Раздел: начальное образование





Назад




Закаливание наших детей.

Волнуясь и радуясь, ребёнок переступил порог школы. Началась новая,

трудовая школьная жизнь со своими строгими требованиями, устоями,

режимом.

Но не прошло и недели, как ребёнок весь в слезах сидит дома. Он болен, у

него простуда. Оказывается, до поступления ребёнка в школу родители

растили и нежили его, кутали, нисколько не заботясь о его физическом

развитии и закаливании. Вот почему при малейших изменениях внешних

условий, при небольшом охлаждении или перегревании такой ребёнок

подвергается простудным заболеваниям, быстро устаёт от школьных

нагрузок.

У детей ещё не совсем развита терморегулирующая система, и условия для

сохранения теплового режима у них значительно хуже, чем у взрослых.

Поэтому чтобы ребёнок не страдал часто простудными заболеваниями, чтобы

он легче и быстрее приспособился переносить изменения температур, его

надо закаливать.

Закаливание можно начинать в любое время года, лишь бы ребёнок был

здоров и положительно настроен. Но впереди ребят ждёт лето, и это самый

удобный момент начать процедуры, чтобы использовать весь комплекс

закаливающих факторов – солнце, воздух и воду.

С чего начать закаливание? Лучше всего с соблюдения распорядка дня,

режима, с разумного чередования активного и пассивного отдыха.

Важное значение в укреплении здоровья детей, повышении их

работоспособности имеют ежедневные занятия утренней гигиенической

гимнастикой. С неё и следует начинать каждое утро.

Утренняя гимнастика – это одно из простых средств оздоровления организма.

Регулярные занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на

деятельность всего организма: улучшают работу сердца, повышают

жизненную ёмкость лёгких, укрепляют связочно – мышечный аппарат,

воспитывают волевые качества, развивают силу, ловкость, выносливость.

Утреннюю гимнастику, на которую отводится 10 – 15 минут, начинают с

ходьбы, затем делают упражнения для рук, плечевого пояса и спины, для

мышц туловища и ног. Комплекс упражнений заканчивается прыжками, бегом

(на месте или с передвижением), переходящим к спокойной ходьбе. Обычно

дети младшего школьного возраста выполняют хорошо знакомые упражнения

или комплексы, которые они разучивают на уроках физической культуры.

После гимнастики переходят к водной процедуре, которая является сильным

средством закаливания организма, профилактикой многих заболеваний

простудного характера.

Основной принцип закаливания (водой или воздухом) – постепенность и

систематичность. Приступая к водным процедурам, надо помнить правило.

Закаливающие процедуры нельзя проводить время от времени, этим можно

нанести только вред здоровью. Закаливание – условно - рефлекторная

функция организма, в его основу положена тренировка, т.е. неоднократно,

систематическое воздействие на организм закаливающих факторов. Поэтому

закаливающие процедуры нужно проводить систематически, в течение всего

года, строго учитывая индивидуальные особенности ребёнка, состояние его

здоровья. Начинать их следует тогда, когда ребёнок здоров, осторожно

наращивая силу раздражающего воздействия водных процедур. Нельзя

заставлять, принуждать ребёнка проводить закаливающие процедуры. Его к

этому нужно подготовить, Рассказать о пользе закаливающих мероприятий,

привести яркие примеры. Здесь важно, чтобы ребёнок сам осознал

необходимость проведения процедур для укрепления его здоровья, поверил в

них. Тогда его и заставлять не надо, он о них не забудет.

Закаливание начинают с воздушных ванн. Зимой воздушные ванны проводят

дома, оставляя ребёнка в трусиках на 5 – 10 минут утром и вечером. Если

ребёнок ослаблен, обнажение тела проводят постепенно: сначала руки и ноги,

потом туловище. Затем переходят к самому сильному средству закаливания –

закаливанию водой – обтиранию, обливанию, душу, ванне, купанию в

открытом водоёме.

Влажным полотенцем или губкой в течение 5 минут обтирают сначала руки,

шею, грудь, живот, затем ноги и спину. Первоначальная температура воды для

обтирания около 30*. Каждые 2 – 3 дня (а для ослабленных детей через

неделю) её снижают на 1 – 2* и доводят до 22 – 24*. Вслед за обтиранием

тело растирают сухим махровым полотенцем до лёгкого покраснения кожи.

При хорошем эффекте от влажных обтираний через 2 – 2,5 месяца

переходят к обливанию. Вода для обливания должна быть теплее, чем при

обтирании, приблизительно 36*. По мере того как организм привыкает к

холодному раздражителю, температуру воды постепенно, через каждые 2 – 3

дня, как и при обтирании, снижают до 25 – 26*. Продолжительность

обливания 1 – 3 минуты. Обливаться удобно из лейки, чайника, кувшина, в

ванне.

Более крепкие дети принимают душ. Он действует сильнее обливания.

Кроме температурного фактора, здесь большую роль играет механическое,

массирующее действие струи воды.

Не менее полезна и очень простая процедура – ножные ванны. Ребёнок

ставит ноги в таз и топчется в воде 3-4 минуты. Температуру воды при этом

также постепенно снижают от 36* до 22*.

Детям с возбудимой нервной системой за час до сна полезно проводить

контрастное обливание ног. Ноги, захватывая середину голени, сначала

обливают водой, температура которой равна 35 – 36*, и сразу же водой на 2*

ниже. Постепенно температуру снижают. Разницу в температурах уже через

неделю увеличивают на 1*. Повторяют процедуру несколько раз, но

заканчивают её обливанием ног водой на 2* ниже. Как и после любой водной

процедуры, ноги насухо вытирают.

Один из лучших методов закаливания – купание в реке, море, бассейне.

Прежде чем войти в воду, ребёнок должен в течение 10 – 15 минут принять

воздушную ванну, затем побывать на солнце, снова остыть под навесом и

только после этого купаться.

Минимальная температура воды при плавании детям 7 – 12 лет 20 – 22*,

воздуха на 4 – 5* выше. Продолжительность купания с 5 минут

увеличивается до 10 – 15.

Время купания детям ослабленным, с повышенной возбудимостью нервной

системы, страдающих хроническими заболеваниями, устанавливается

врачом.

Когда ребёнок находится в воде, он должен всё время двигаться, плавать,

иначе может наступить переохлаждение. Входить в воду потным,

разгоряченным и купаться более двух раз в день не рекомендуется. Время

купания устанавливается после приёма солнечных и воздушных ванн, через

полтора часа после еды. Полезно купаться и рано утром, когда вода

значительно теплее воздуха.

К числу других очень простых закаливающих мер, не требующих от

родителей специальной затраты времени, относятся прогулки на свежем

воздухе, катание на коньках и лыжах, туристические походы, занятия

физической культурой и спортом – хождение босиком по траве и песку,

соблюдая технику безопасности.

Немаловажное значение в предупреждении возможного охлаждения или

перегревания имеет одежда. Она должна соответствовать сезону и быть

удобной, просторной, обеспечивать смену воздуха, хорошо впитывать

выделения кожи. Этим гигиеническим требования отвечают шерсть и

хлопчатобумажные ткани. Летом, чтобы избежать избытка воздействия

солнечных лучей, лучше носить одежду из этих тканей светлых тонов или же

красных, жёлтых, оранжевых. Эти цвета лучше отражают солнечные лучи.

Правильное проведение системы закаливающих мероприятий поможет

вырастить ребёнка здоровым, физически крепким.



В раздел образования