Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Автор: Нохрина Светлана Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №11 Населённый пункт: город Североуральск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода Раздел: начальное образование
четыре группы:
1.
уроки «открытия» нового знания;
2.
уроки рефлексии;
3.
уроки общеметодологической
направленности;
4.
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная
цель:
ф о р м и р о в а н и е
способности
учащихся
к
новому
способу
действия.
Образовательная
ц ель:
р а с ш и р е н и е
понятийной
базы
за
счет
включения
в
нее
новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная
цель:
формирование
у
учащихся
спо собно стей
к
р е фл е кс и и
коррекционно-контрольного типа и реализации
коррекционной
нормы
( ф и кс и р о в а н и е
собственных
затруднений
в
деятельности,
выявление
их
причин,
по ст ро ение
и
реализация проекта выхода из затруднения и
т.д.).
Образовательная
цель:
коррекция
и
тренинг
изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3 .
У р о к
о б щ е м е т о д о л о г и ч е с к о й
направленности.
Деятельностная
цель:
ф о р м и р о в а н и е
способности
учащихся
к
новому
способу
действия,
связанному
с
п о с т р о е н и е м
структуры изученных понятий и алгоритмов.
Обр а зо ва тел ь н а я
ц ел ь :
в ы я в л е н и е
т е о р е т и ч е с к и х
о с н о в
п о с т р о е н и я
содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная
цель:
ф о р м и р о в а н и е
способности
учащихся
к
осуществлению
контрольной функции.
Образовательная
цель:
к о н т р о л ь
и
с а м о ко н т р ол ь
и зу ч е н н ы х
п о н я т и й
и
алгоритмов.
Структура уроков
«открытия» нового знания в
рамках деятельностного
подхода имеет следующий
вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности-
1-2 мин
Данный этап процесса обучения
предполагает осознанное вхождение учащегося
в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его
мотивирование
к
учебной
деятельности,
а
именно:
1)
актуализируются
требования
к
нему
со
стороны
учебной
деятельности (“надо”);
2)
создаются
условия
для
возникновения
внутренней потребности включения в учебную
деятельность (“хочу”);
3)
устанавливаются
тематические
рамки
(“могу”).
2. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном
учебном действии- 5-6 мин
На
данном
этапе
организуется
подготовка
и
мотивация
учащихся
к
н а д л е ж а щ е м у
самостоятельному
выполнению
пробного
учебного
действия,
его
осуществление
и
фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1)
актуализацию
изученных
с п о с о б о в
действий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2 )
а к т у а л и з а ц и ю
с о о т в е т с т в у ю щ и х
мыслительных
операций
и
познавательных
процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию
и
его
самостоятельное
о суще ствление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в
выполнении пробного учебного действия или
его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения-
2-3 мин
На данном этапе учитель организует
выявление
учащимися
места
и
причины
затруднения. Для этого учащиеся должны:
1)
восстановить
выполненные
операции
и
зафиксировать
место-
шаг,
операцию,
где
возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым
способом действий (алгоритмом, понятием и
т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать
во внешней речи причину затруднения.
4. Построение проекта выхода из
затруднения (цель и тема, способ, план,
средство) – 5-6 мин
На
данном
этапе
учащиеся
в
коммуникативной
форме
обдумывают
проект
будущих
учебных
действий:
ставят
цель
(целью всегда является устранение возникшего
затруднения),
согласовывают
тему
урока,
выбирают
способ,
строят
план
достижения
цели
и
определяют
средства-
алгоритмы,
модели
и
т.д.
Этим
процессом
руководит
учитель:
на
первых
порах
с
помощью
подводящего диалога, затем – побуждающего, а
затем
и
с
помощью
исследовательских
методов.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 м
На данном этапе осуществляется
р е а л и з а ц и я
п о с т р о е н н о г о
п р о е к т а :
о б с у ж д а ю т с я
р а з л и ч н ы е
в а р и а н т ы ,
предложенные
учащимися,
и
выбирается
оптимальный
вариант.
Построенный
способ
действий используется для решения исходной
задачи, вызвавшей затруднение.
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней
речи – 4-5 мин
На данном этапе учащиеся в
форме коммуникации (фронтально,
в группах, в парах) решают типовые задания на
новый
способ
действий
с
проговариванием
алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону – 4-5 мин
При
проведении
данного
этапа
используется
индивидуальная
форма
работы:
учащиеся самостоятельно выполняют задания
нового типа и осуществляют их самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном. В завершение
организуется исполнительская рефлексия хода
реализации
построенного
проекта
учебных
действий и контрольных процедур
8. Включение в систему знаний и
повторение – 2-3 мин
На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются
задания,
в
которых
новый
способ
действий
предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает
задания, в которых тренируется использование
изученного
ранее
материала,
имеющего
методическую
ценность
для
введения
в
последующем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на
уроке- 2-3 мин
На данном этапе фиксируется новое
с од е р ж а н и е ,
и зу ч е н н о е
н а
у р о ке ,
и
организуется
рефлексия
и
с амооценка
учениками собственной учебной деятельности.
В
завершение
соотносятся
ее
цель
и
р е зульт ат ы,
фиксирует ся
ст епень
и х
соответствия, и намечаются дальнейшие цели
деятельности.
Виды уроков для каждого
типа урока по ФГОС
Урок «открытия» нового знания : лекция,
путешествие,
инсценировка,
экспедиция,
проблемный
урок,
экскурсия,
беседа,
конференция,
мультимедиа-урок,
игра,
уроки смешанного типа.
Урок
направленности: конкурс,
конференция, экскурсия, консультация,
урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная
лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение.
Урок развивающего контроля :
письменные
работы,
устные
опросы,
викторина,
смотр
знаний,
творческий
отчет,
защита
проектов,
рефератов,
тестирование, конкурсы.
Анализ урока на основе
системно-деятельносного подхода:
1.
Время
самостоятельной
работы
учеников. (Не менее 50%)
2.
Время
в
течении
которого
говорил
учитель. (Не более 10 мин)
3.
Сколько
учеников
отвечали
устно
на
уроке и сколько времени. (Должны все)
4.
Сколько
учеников
получили
оценки.
(Должны все)
5.
Время,
в
течение
которого
ученики
двигались. (Не менее 5 минут)
6. Сколько учеников готовы к восприятию
нового материала. (Как проверено)
7.
Сколько
учеников
ушли
с
урока
с
полным
пониманием
нового
учебного
материала. (
Как проверено)
8.
Соответствует
ли
объём
домашнего
задания норме. (Да – Нет)
Методические