Напоминание

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода


Автор: Нохрина Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Североуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Раздел: начальное образование





Назад





Методические рекомендации по

организации урока в рамках

системно-деятельностного

подхода

Уроки деятельностной

направленности по

целеполаганию можно распределить на

четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: ф о р м и р о в а н и е способности учащихся к новому способу действия. Образовательная ц ель: р а с ш и р е н и е понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся спо собно стей к р е фл е кс и и коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( ф и кс и р о в а н и е собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, по ст ро ение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3 .

У р о к

о б щ е м е т о д о л о г и ч е с к о й

направленности.
Деятельностная цель: ф о р м и р о в а н и е способности учащихся к новому способу действия, связанному с п о с т р о е н и е м структуры изученных понятий и алгоритмов. Обр а зо ва тел ь н а я ц ел ь : в ы я в л е н и е т е о р е т и ч е с к и х о с н о в п о с т р о е н и я содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: ф о р м и р о в а н и е способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: к о н т р о л ь и с а м о ко н т р ол ь и зу ч е н н ы х п о н я т и й и алгоритмов.
Структура уроков

«открытия» нового знания в

рамках деятельностного

подхода имеет следующий

вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности-

1-2 мин
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2. Актуализация и фиксирование

индивидуального затруднения в пробном

учебном действии- 5-6 мин
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к н а д л е ж а щ е м у самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных с п о с о б о в действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2 ) а к т у а л и з а ц и ю с о о т в е т с т в у ю щ и х мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное о суще ствление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения-

2-3 мин
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
4. Построение проекта выхода из

затруднения (цель и тема, способ, план,

средство) – 5-6 мин
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 м
На данном этапе осуществляется р е а л и з а ц и я п о с т р о е н н о г о п р о е к т а : о б с у ж д а ю т с я р а з л и ч н ы е в а р и а н т ы , предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

6. Первичное закрепление с

проговариванием во внешней

речи – 4-5 мин
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону – 4-5 мин
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур
8. Включение в систему знаний и

повторение – 2-3 мин
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на

уроке- 2-3 мин
На данном этапе фиксируется новое с од е р ж а н и е , и зу ч е н н о е н а у р о ке , и организуется рефлексия и с амооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и р е зульт ат ы, фиксирует ся ст епень и х соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Виды уроков для каждого

типа урока по ФГОС

Урок «открытия» нового знания
: лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Урок

рефлексии
: сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
Урок общеметодологической

направленности:
конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение.
Урок развивающего контроля
: письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Анализ урока на основе

системно-деятельносного подхода:
1. Время самостоятельной работы учеников. (Не менее 50%) 2. Время в течении которого говорил учитель. (Не более 10 мин) 3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени. (Должны все) 4. Сколько учеников получили оценки. (Должны все) 5. Время, в течение которого ученики двигались. (Не менее 5 минут) 6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала. (Как проверено) 7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала. ( Как проверено) 8. Соответствует ли объём домашнего задания норме. (Да – Нет)
Методические

рекомендации

по

организации

урока

в

рамках

системно

-

деятельностного

подхода

Учитель начальных классов

Нохрина

Светлана Николаевна

г. Североуральск

2017год




В раздел образования