Авторы: Надточий Ольга Александровна, Надточий Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: ст Марьянская Краснодарский край
Наименование материала: проект
Тема: "Фольклорная деятельность, как один из способов формирования патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
дошкольное
бюджетное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№
59»
ПРОЕКТ
«
Фольклорная
деятельность
как
один
из
способов
формирования
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
»
Воспитате
ль
Надточий
Ольга
Александровна
Тема
:
«
Фольклорная
деятельность,
как
один
из
способов
формирования патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: воспитатель, педагоги, музыкальный руководитель,
дети старшей и подготовительной групп и их родители.
Актуальность:
В
последние
годы
все
острее
встает
вопрос
о
необходимости
возрождения
русских
национальных
традиций.
Каждый
человек
должен
знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать,
любить
и
уважать
традиции
своих
предков.
Это
делает
проблему
моего
проекта достаточно актуальной: фольклор, как элемент народной культуры,
представляет собой интерес при изучении национальных особенностей и
традиций
любого
народа.
Необходимо
изучать,
возрождать
и
развивать
богатые традиции русской культуры, т.к. Россия богата своими традициями,
обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является
народное гуляние в конце зимы «Масленица».
Патриотическое
воспитание
является
важнейшей
стороной
формирования и развития личности ребенка. На решение этих вопросов
направлена
сложившаяся
в
нашем
детском
саду
система
воспитательной
работы с воспитанниками, задачами которой являются:
- развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и
приумножать социокультурный опыт Отечества;
-
формирование
у
молодого
поколения
таких
черт
национального
характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость;
- возрождение и воссоздание духовности, традиций русского народа;
-
предоставление
возможности
подрастающему
поколению
глубже
почувствовать свои национальные корни.
Проблема:
Наша
страна
имеет
богатейшие
народные
традиции
в
проведении
праздников,
в
том
числе
праздника
Масленицы,
в
котором
переплелись
народные и православные корни. Мы отходим от этих традиций, тем самым
лишаем детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам,
к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому
важно именно в дошкольном возрасте педагогам и родителям рассказывать
детям
о
важности
сохранения
и
знания
народных
традиций
и
активно
популяризировать фольклорное народное творчество.
Цель
проекта:
формирование
патриотических
чувств
дошкольников
через
знакомство
с
праздниками,
традициями
и
обычаями
русского
крестьянства.
Задачи
проекта:
направить
формы
педагогического
процесса
на
развитие деятельности с детьми по формированию любви и уважения к
традициям народной культуры.
Для детей:
Воспитательные:
Воспитание патриотических чувств, гордости за великую державу.
Развивающие
:
Развитие
творческую
активность
,
любознательность
,
смекалку
,
речевые
умения
.
Обучающие
:
Обобщить
и
закрепить
знания
детей
о
празднике
«
Масленица
»;
Вызвать
чувство
эмоционального
удовлетворения
от
участия
в
коллективной
предпраздничной
деятельности
,
сформировать
основы
праздничной
культуры
.
Для
родителей
:
ориентировать
родителей
на
приобщение
детей
к
фольклорному
наследию
русской
культуры
.
Для
педагогов
:
Активизировать
речь
детей
в
процессе
ознакомления
с
народными
песнями
,
закличками
,
пословицами
и
поговорками
;
Закреплять
представление
детей
о
названиях
и
назначениях
предметов
быта
в
старинной
русской
избе
;
Формировать
навыки
творческого
взаимодействия
детей
,
родителей
и
педагогов
;
Организовать
работу
по
ознакомлению
и
приобщению
к
фольклорному
наследию
русской
народной
культуры
в
рамках
ФГОС
дошкольного
образования
по
патриотическому
воспитанию
.
Ожидаемые
результаты
проекта
:
Для
детей
:
Появится
интерес
к
народным
праздникам
и
гуляниям
;
Научатся
понимать
значимость
сохранения
народных
традиций
;
Сформируются
навыки
коммуникативно
-
речевой
деятельности
через
обыгрывание
произведений
детского
фольклора
.
Для
педагогов
:
Установление
социально
-
коммуникативных
контактов
между
детьми
,
родителями
и
педагогами
;
Приобретение
опыта
в
изготовлении
костюмов
,
бутафории
,
реквизита
;
Методическая
«
копилка
»
пополнится
новыми
тематическими
конспектами
ООД
с
детьми
старшего
возраста
;
картотеками
игр
,
методическими
материалами
.
Для
родителей
:
Теоретическая
и
практическая
осведомленность
родителей
о
русских
фольклорных
традициях
народной
культуры
;
Заинтересованность
родителей
в
образовательном
процессе
по
данному
вопросу
.
Формы
и
методы
работы
:
-
ООД
,
-
беседы
,
-
экскурсии
,
-
слушание
песен
,
-
просмотр
слайдов
,
-
хороводные
игры
,
-
чтение
произведений
устного
народного
творчества
,
-
наблюдения
,
-
народные
игры
,
музыкальные
игры
.
Этапы
работы
над
проектом
:
I
этап
–
подготовительный
.
Постановка
цели
и
определение
задач
.
Составление
плана
работы
и
подбор
методик
.
Распределение
детей
и
взрослых
на
группы
по
интересам
для
выполнения
различных
видов
работ
;
Заинтересованность
родителей
в
участии
в
проекте
:
посешение
открытых
мероприятии
,
участие
в
различных
организованных
совместных
видах
деятельности
.
II
этап
–
деятельный
.
Познавательно
-
исследовательская
деятельность
:
Выставка
книг
;
Просмотр
видео
фильмов
и
презентаций
(
посуда
,
убранство
русской
избы
,
праздники
на
Руси
,
хороводы
);
Слушание
дисков
с
детскими
песнями
,
потешками
,
закличками
;
Тематическая
ООД
;
Викторина
«
Как
на
масляной
неделе
»;
Видео
–
фильм
«
Масленица
–
смешарики
».
Коммуникативная
деятельность
:
Беседы
: «
Что
за
праздник
,
Масленица
?», «
Почему
Масленица
называется
Масленицей
?»;
Рассматривание
картин
:
Кустодиев
«
Масленица
»,
Соловьев
«
Тройка
»,
Суриков
«
Взятие
снежного
городка
»
и
др
.
Разучивание
хороводов
«
Заинька
», «
Масленица
», «
Веснянка
».
Чтение
художественной
литературы
:
Русская
народная
сказка
«
Снегурочка
»,
Ушинский
«
Проказы
старухи
-
Зимы
»,
Кузнецов
«
Блины
»,
Нуждина
«
Блины
».
Знакомство
детей
с
пословицами
о
масленице
.
Продуктивная
деятельность
вне
образовательной
деятельности
:
Заучивание
стихотворения
закличек
«
А
мы
Масленицу
дожидаем
», «
Ой
,
Масленица
-
кривошейка
», «
Широкая
Масленица
».
Рисование
открытки
«
Масленица
»;
Лепка
«
Ой
,
блины
,
блины
!», «
Чучело
Масленица
»;
Фото
–
коллаж
«
Ай
да
Масленица
»;
Изготовление
куколок
-
закруток
;
Разучивание
обрядовых
песен
«
Наша
Масленица
»,
«
Вот
уж
зимушка
проходит
», «
Тин
-
тин
-
ка
»;
Сбор
рецептов
выпечки
блинов
,
оформление
«
блинной
»
книги
.
Игровая
деятельность
:
Русские
народные
подвижные
игры
:
«
Горелки
»,
«
Коршун
»,
«
Селезень
за
уткой
гоняет
»,
«
салки
»,
«
Жаворонок
»,
«
Карусели
»,
«
Пройди
в
ворота
», «
Молчанка
».
Эстафеты
:
«
Санный
спорт
»,
«
Снежный
тир
»,
«
Бег
в
парах
»,
«
Дорожка
препятствий
»,
«
Встречная
эстафета
»,
«
Попади
в
цель
»,
«
Перетягивание
каната
», «
Штурм
горы
», «
Кто
быстрее
на
метле
».
Разучивание
музыкальных
игр
: «
Ворон
», «
Заплетайся
плетень
»,
«
Заря
-
заряница
».
III-
этап
–
заключительный
.
Проведение
музыкально
–
спортивного
развлечения
«
Ай
да
,
Масленица
»
Разработка
рекомендаций
для
родителей
«
Фольклорная
деятельность,
как
один
из
способов
формирования
патриотического
воспитания детей дошкольного возраста».
Комплексно - тематический план реализации проекта
Интеграция
образовательных
Совместная деятельность взрослого и детей с
учетом интеграции образовательных областей.
Взаимодействие
с родителями,
областей
социальными
партнерами.
Групповая,
подгрупповая
Индивидуаль
ная
Образовательна
я деятельность в
режимных
моментах
Обсуждение с
родителями
детей вопросов,
связанных с
реализацией
проекта
Социально-
коммуникативное
Познавательное
Речевое развитие
ООД
«
Семья
и
семейные
традиции
»
Беседа
: «
Что
за
праздник
,
Масленица
?»
Разучивание
обрядовых
песен
«
Наша
Масленица
»
Сбор
рецептов
выпечки
блинов
Познавательное
Речевое развитие
Рассматривание
картин
:
Кустодиев
«
Масленица
»,
Просмотр
презентаций
(
посуда
,
убранство
русской
избы
,
праздники
на
Руси
,
хороводы
)
Беседы старших
членов семьи
(бабушек) с
детьми
о том, как
праздновали
Масленицу,
когда они были
маленькими
Художественно-
эстетическое
Речевое развитие
Физическое
Беседы
:
«
Почему
Масленица
называется
Масленицей
?»;
Рисование
открытки
«
Масленица
»;
Разучивание п.и
«Горелки»,
«Пройди в
ворота»,
«Жаворонок»
Консультация
для родителей
«Традиции – это
важно»
Познавательное
Речевое развитие
Знакомство
детей
с
пословицами
о
масленице
.
Изготовление
куколок
-
закруток
Социально-
коммуникативное
Познавательное
Речевое развитие
1. Беседы на темы
«
Почему
Масленица
называется
Масленицей
?»
Разучивание
музыкальных
игр
:«
Ворон
»,
«
Заплетайся
плетень
»,
«
Заря
-
заряница
».
Художественно-
1.Лепка
Д/и «Что
Составление
Оформление
эстетическое
Речевое развитие
«
Ой
,
блины
,
блины
!»,
«
Чучело
Масленица
»
изменилось?»
детьми
рассказов
на
тему
«
Как
мы
с
мамой
пекли
блины
»
«
блинной
»
книги
Проведение
музыкально
–
спортивного
развлечения
«
Ай
да
,
Масленица
»
Отчет для
родителей
Литература:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. Пособия для
работников дошкольных учреждений.
2. Даймедина И.П. Поиграем, малыши.
3. Мельникова Л.И. , Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в
дошкольном образовательном учреждении.
4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей
5-7 лет.
5. Павлова П.А. , Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш. Программа
для оздоровления детей раннего возраста.
6. Тихонова М.А., Смирнова Н.С. Красна изба
7. Интернет - источники