Напоминание

"Фольклорная деятельность, как один из способов формирования патриотического воспитания детей дошкольного возраста"


Авторы: Надточий Ольга Александровна, Надточий Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: ст Марьянская Краснодарский край
Наименование материала: проект
Тема: "Фольклорная деятельность, как один из способов формирования патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

дошкольное

бюджетное

образовательное

учреждение

«

Детский

сад

59»

ПРОЕКТ

«

Фольклорная

деятельность

как

один

из

способов

формирования

патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

»

Воспитате

ль

Надточий

Ольга

Александровна

Тема

:

«

Фольклорная

деятельность,

как

один

из

способов

формирования патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: воспитатель, педагоги, музыкальный руководитель,

дети старшей и подготовительной групп и их родители.

Актуальность:

В

последние

годы

все

острее

встает

вопрос

о

необходимости

возрождения

русских

национальных

традиций.

Каждый

человек

должен

знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать,

любить

и

уважать

традиции

своих

предков.

Это

делает

проблему

моего

проекта достаточно актуальной: фольклор, как элемент народной культуры,

представляет собой интерес при изучении национальных особенностей и

традиций

любого

народа.

Необходимо

изучать,

возрождать

и

развивать

богатые традиции русской культуры, т.к. Россия богата своими традициями,

обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является

народное гуляние в конце зимы «Масленица».

Патриотическое

воспитание

является

важнейшей

стороной

формирования и развития личности ребенка. На решение этих вопросов

направлена

сложившаяся

в

нашем

детском

саду

система

воспитательной

работы с воспитанниками, задачами которой являются:

- развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и

приумножать социокультурный опыт Отечества;

-

формирование

у

молодого

поколения

таких

черт

национального

характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость;

- возрождение и воссоздание духовности, традиций русского народа;

-

предоставление

возможности

подрастающему

поколению

глубже

почувствовать свои национальные корни.

Проблема:

Наша

страна

имеет

богатейшие

народные

традиции

в

проведении

праздников,

в

том

числе

праздника

Масленицы,

в

котором

переплелись

народные и православные корни. Мы отходим от этих традиций, тем самым

лишаем детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам,

к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому

важно именно в дошкольном возрасте педагогам и родителям рассказывать

детям

о

важности

сохранения

и

знания

народных

традиций

и

активно

популяризировать фольклорное народное творчество.

Цель

проекта:

формирование

патриотических

чувств

дошкольников

через

знакомство

с

праздниками,

традициями

и

обычаями

русского

крестьянства.

Задачи

проекта:

направить

формы

педагогического

процесса

на

развитие деятельности с детьми по формированию любви и уважения к

традициям народной культуры.

Для детей:

Воспитательные:

Воспитание патриотических чувств, гордости за великую державу.

Развивающие

:

Развитие

творческую

активность

,

любознательность

,

смекалку

,

речевые

умения

.

Обучающие

:

Обобщить

и

закрепить

знания

детей

о

празднике

«

Масленица

»;

Вызвать

чувство

эмоционального

удовлетворения

от

участия

в

коллективной

предпраздничной

деятельности

,

сформировать

основы

праздничной

культуры

.

Для

родителей

:

ориентировать

родителей

на

приобщение

детей

к

фольклорному

наследию

русской

культуры

.

Для

педагогов

:

Активизировать

речь

детей

в

процессе

ознакомления

с

народными

песнями

,

закличками

,

пословицами

и

поговорками

;

Закреплять

представление

детей

о

названиях

и

назначениях

предметов

быта

в

старинной

русской

избе

;

Формировать

навыки

творческого

взаимодействия

детей

,

родителей

и

педагогов

;

Организовать

работу

по

ознакомлению

и

приобщению

к

фольклорному

наследию

русской

народной

культуры

в

рамках

ФГОС

дошкольного

образования

по

патриотическому

воспитанию

.

Ожидаемые

результаты

проекта

:

Для

детей

:

Появится

интерес

к

народным

праздникам

и

гуляниям

;

Научатся

понимать

значимость

сохранения

народных

традиций

;

Сформируются

навыки

коммуникативно

-

речевой

деятельности

через

обыгрывание

произведений

детского

фольклора

.

Для

педагогов

:

Установление

социально

-

коммуникативных

контактов

между

детьми

,

родителями

и

педагогами

;

Приобретение

опыта

в

изготовлении

костюмов

,

бутафории

,

реквизита

;

Методическая

«

копилка

»

пополнится

новыми

тематическими

конспектами

ООД

с

детьми

старшего

возраста

;

картотеками

игр

,

методическими

материалами

.

Для

родителей

:

Теоретическая

и

практическая

осведомленность

родителей

о

русских

фольклорных

традициях

народной

культуры

;

Заинтересованность

родителей

в

образовательном

процессе

по

данному

вопросу

.

Формы

и

методы

работы

:

-

ООД

,

-

беседы

,

-

экскурсии

,

-

слушание

песен

,

-

просмотр

слайдов

,

-

хороводные

игры

,

-

чтение

произведений

устного

народного

творчества

,

-

наблюдения

,

-

народные

игры

,

музыкальные

игры

.

Этапы

работы

над

проектом

:

I

этап

подготовительный

.

Постановка

цели

и

определение

задач

.

Составление

плана

работы

и

подбор

методик

.

Распределение

детей

и

взрослых

на

группы

по

интересам

для

выполнения

различных

видов

работ

;

Заинтересованность

родителей

в

участии

в

проекте

:

посешение

открытых

мероприятии

,

участие

в

различных

организованных

совместных

видах

деятельности

.

II

этап

деятельный

.

Познавательно

-

исследовательская

деятельность

:

Выставка

книг

;

Просмотр

видео

фильмов

и

презентаций

(

посуда

,

убранство

русской

избы

,

праздники

на

Руси

,

хороводы

);

Слушание

дисков

с

детскими

песнями

,

потешками

,

закличками

;

Тематическая

ООД

;

Викторина

«

Как

на

масляной

неделе

»;

Видео

фильм

«

Масленица

смешарики

».

Коммуникативная

деятельность

:

Беседы

: «

Что

за

праздник

,

Масленица

?», «

Почему

Масленица

называется

Масленицей

?»;

Рассматривание

картин

:

Кустодиев

«

Масленица

»,

Соловьев

«

Тройка

»,

Суриков

«

Взятие

снежного

городка

»

и

др

.

Разучивание

хороводов

«

Заинька

», «

Масленица

», «

Веснянка

».

Чтение

художественной

литературы

:

Русская

народная

сказка

«

Снегурочка

»,

Ушинский

«

Проказы

старухи

-

Зимы

»,

Кузнецов

«

Блины

»,

Нуждина

«

Блины

».

Знакомство

детей

с

пословицами

о

масленице

.

Продуктивная

деятельность

вне

образовательной

деятельности

:

Заучивание

стихотворения

закличек

«

А

мы

Масленицу

дожидаем

», «

Ой

,

Масленица

-

кривошейка

», «

Широкая

Масленица

».

Рисование

открытки

«

Масленица

»;

Лепка

«

Ой

,

блины

,

блины

!», «

Чучело

Масленица

»;

Фото

коллаж

«

Ай

да

Масленица

»;

Изготовление

куколок

-

закруток

;

Разучивание

обрядовых

песен

«

Наша

Масленица

»,

«

Вот

уж

зимушка

проходит

», «

Тин

-

тин

-

ка

»;

Сбор

рецептов

выпечки

блинов

,

оформление

«

блинной

»

книги

.

Игровая

деятельность

:

Русские

народные

подвижные

игры

:

«

Горелки

»,

«

Коршун

»,

«

Селезень

за

уткой

гоняет

»,

«

салки

»,

«

Жаворонок

»,

«

Карусели

»,

«

Пройди

в

ворота

», «

Молчанка

».

Эстафеты

:

«

Санный

спорт

»,

«

Снежный

тир

»,

«

Бег

в

парах

»,

«

Дорожка

препятствий

»,

«

Встречная

эстафета

»,

«

Попади

в

цель

»,

«

Перетягивание

каната

», «

Штурм

горы

», «

Кто

быстрее

на

метле

».

Разучивание

музыкальных

игр

: «

Ворон

», «

Заплетайся

плетень

»,

«

Заря

-

заряница

».

III-

этап

заключительный

.

Проведение

музыкально

спортивного

развлечения

«

Ай

да

,

Масленица

»

Разработка

рекомендаций

для

родителей

«

Фольклорная

деятельность,

как

один

из

способов

формирования

патриотического

воспитания детей дошкольного возраста».

Комплексно - тематический план реализации проекта

Интеграция

образовательных

Совместная деятельность взрослого и детей с

учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие

с родителями,

областей

социальными

партнерами.

Групповая,

подгрупповая

Индивидуаль

ная

Образовательна

я деятельность в

режимных

моментах

Обсуждение с

родителями

детей вопросов,

связанных с

реализацией

проекта

Социально-

коммуникативное

Познавательное

Речевое развитие

ООД

«

Семья

и

семейные

традиции

»

Беседа

: «

Что

за

праздник

,

Масленица

Разучивание

обрядовых

песен

«

Наша

Масленица

»

Сбор

рецептов

выпечки

блинов

Познавательное

Речевое развитие

Рассматривание

картин

:

Кустодиев

«

Масленица

»,

Просмотр

презентаций

(

посуда

,

убранство

русской

избы

,

праздники

на

Руси

,

хороводы

)

Беседы старших

членов семьи

(бабушек) с

детьми

о том, как

праздновали

Масленицу,

когда они были

маленькими

Художественно-

эстетическое

Речевое развитие

Физическое

Беседы

:

«

Почему

Масленица

называется

Масленицей

?»;

Рисование

открытки

«

Масленица

»;

Разучивание п.и

«Горелки»,

«Пройди в

ворота»,

«Жаворонок»

Консультация

для родителей

«Традиции – это

важно»

Познавательное

Речевое развитие

Знакомство

детей

с

пословицами

о

масленице

.

Изготовление

куколок

-

закруток

Социально-

коммуникативное

Познавательное

Речевое развитие

1. Беседы на темы

«

Почему

Масленица

называется

Масленицей

Разучивание

музыкальных

игр

Ворон

»,

«

Заплетайся

плетень

»,

«

Заря

-

заряница

».

Художественно-

1.Лепка

Д/и «Что

Составление

Оформление

эстетическое

Речевое развитие

«

Ой

,

блины

,

блины

!»,

«

Чучело

Масленица

»

изменилось?»

детьми

рассказов

на

тему

«

Как

мы

с

мамой

пекли

блины

»

«

блинной

»

книги

Проведение

музыкально

спортивного

развлечения

«

Ай

да

,

Масленица

»

Отчет для

родителей

Литература:

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду. Пособия для

работников дошкольных учреждений.

2. Даймедина И.П. Поиграем, малыши.

3. Мельникова Л.И. , Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в

дошкольном образовательном учреждении.

4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей

5-7 лет.

5. Павлова П.А. , Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш. Программа

для оздоровления детей раннего возраста.

6. Тихонова М.А., Смирнова Н.С. Красна изба

7. Интернет - источники



В раздел образования