Авторы: Корсакайте Ольга Ромасовна, Волошина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: КГУ "Комплекс школа - детский сад №96"
Населённый пункт: г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНОЙ РЕЧИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА"
Раздел: среднее профессиональное
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНОЙ
РЕЧИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»
Корсакайте Ольга Ромасовна
Воспитатель группы продлённого дня
КГУ «Комплекс школа –детский сад №96»
Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Законодательством
Республики
Казахстан
в
соответствии
с
основополагающими международными документами в области образования
предусматривается принцип равных прав на образование всех детей. Среди
детей
с
ограниченными
возможностями
в
Республике
Казахстан
значительную
категорию
составляют
дети
с
различными
выраженными
нарушениями
слуха.
Данная
категория
детей
представляет
собой
разнородную группу.
В Республике Казахстане нет единого республиканского учета лиц с
нарушениями
слуха.
Психолого-медико-педагогической
комиссией
в
Восточно-Казахстанской области (источник: Министерство здравоохранения)
на 1 января 2014 года было зарегистрировано 147 детей с нарушениями
слуха, а на 1 января 2015 года количество составило 255 детей. Из данной
статистики
видно,
что
в
Восточно-Казахстанской
области
за
один
год
количество детей с нарушениями слуха увеличилось на 108 детей. Ежегодно
количество детей с патологией слухового анализатора увеличивается, и их
число не имеет тенденции к заметному снижению.
В сложной структуре аномального развития ребенка с нарушенным
слухом
мы,
как
правило,
наряду
с
первичным
недостатком
слухового
анализатора
отмечаем
те
или
иные
отклонения
в
развитии
и
функционировании речи и связанных с ней психических процессов. Дети,
имеющие
нарушения
слуховой
функции
могут
овладеть
речью
только
в
условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторов:
зрения,
кине стетиче ских
ощущений,
т а кти л ь н о - ви бр а ц и о н н о й
чувствительности и т.д. Глубокие нарушения слуха у детей и как следствие
трудности
в
овладении
речью
способствуют
социальной
изоляции
аномальных
детей,
так
как
их
участие
в
различных
видах
совместной
деятельности с нормально слышащими детьми ограничено.
В отечественной сурдопедагогике сложилась система формирования
устной
речи
как
одного
и
факторов
полноценного
развития
личности
неслышащих детей, наиболее полной их адаптации в обществе (Ф.Ф.Рау,
Н.Ф.Слезина,
В.И.Бельтюков,
К.А.Волкова,
С.А.Зыков,
Т.С.Зыкова,
Е.П.Кузьмичева,
Л.П.Но скова,
Т.В.Пелымская,
Э . И . Л е о н г а рд ,
Н.И.Щелгунова, и др.) [7].
Имеющиеся
в
сурдопедагогике
исследования
по
развитию
разговорной
речи
рассматривали
вопросы
обучения общению ученика
с
учителем и ученика с товарищами (С.А.Зыков, Т.В.Нестерович и др.) [1, 2, 5].
В исследованиях С.А. Зыкова убедительно показано, что в школе для
детей с нарушением слуха необходимо активизировать работу по развитию
разговорной речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую
среду [2].
В 2014-2015 учебном году министерством образования Республики
Казахстан в специальные (коррекционные) школы для детей с нарушенным
слухом (неслышащие) был введен новый предмет «разговорно-обиходная
речь» в 5-10 классы. Согласно Типовому учебному плану основного среднего
образования
для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
с
русским
языком
обучения
предмет
разговорно-обиходная
речь
входит
в
состав
коррекционного
компонента.
Недельная
нагрузка
по
данному
предмету
составляет 1 час в неделю, годовая нагрузка 34 часа.
На наш взгляд, этого недостаточно и необходимо дополнительное
время
для
того
чтобы
неслышащие
школьники
овладели
разговорно-
обиходной
речью
в
достаточном
объеме.
Проблема
развития
разговорно-
обиходной
речи
во
внеклассной
деятельности
разработана
недостаточно.
Отсутствие
методического
руководства,
учебной
программы
по
предмету
«разговорно-обиходная речь», технологии по развитию разговорной речи во
внеклассной деятельности затрудняет работу воспитателей-сурдопедагогов
по реализации данного процесса.
Нами
была
разработана
коррекционная
программа
по
развитию
разговорно-обиходной речи во внеклассной деятельности у детей 11-12 лет с
нарушениями
слуха.
Своеобразием
программы
является
ориентация
на
развитие у неслышащих школьников диалогической речи как наиболее яркой
формы проявления разговорно-обиходной речи.
Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2015 по
май 2016 года в КГУ «Средняя многопрофильная школа №37» акимата города
Усть-Каменогорска. В эксперименте участвовало 6 учеников (11-12 лет). По
данным
ПМПК, основным
диагнозом
у
детей
является
врожденная
двусторонняя
нейросенсорная
тугоухость
4
степени
и
глухота,
уровень
речевого развития примерно одинаковый.
Цель
программы
–
развитие
разговорно-обиходной
речи
у
неслышащих школьников.
Основные задачи программы:
1.
Расширить
активный
словарь
учащихся
разговорно-обиходной
лексикой.
2.
Развивать
навыки
ведения
диалогов
в
условиях
моделирования
реальных
ситуаций
общения
(понимание
обращенных
высказываний,
самостоятельное правильное конструирование реплик, умение развивать тему
диалога);
3.
Закрепить
основные
формулы
речевого
этикета
в
бытовых
ситуациях (знакомство, просьба, извинения и т.д.);
4. Формировать потребность в речевом общении;
5.
Расширить
диапазон
социальных
знаний,
норм
и
способов
социального взаимодействия.
Разработанной нами программой были определены основные формы
работы, позволяющие, на наш взгляд, достичь положительного результата
исследования.
К
ним
относится
организация
и
проведение
экскурсий,
психологические тренинги, а также сюжетно-ролевые игры.
Материал в программе располагается последовательно от простого к
сложному
и
включает
в
себя
требования
к
овладению
как
отдельными
предложениями разных типов, так и навыками ведения беседы.
В
программу
по
развитию
разговорно-обиходной
речи
входят
следующие темы:
1. Знакомство
2. Приглашения и поздравления
3. Извинение и просьба
4. Семья
5. Социальные институты (аптека, магазин, парикмахерская и т.д.)
6. Мой любимый город
7. Сезонные изменения в природе
8. Здоровый образ жизни
9. Мир увлечений
10. Мои друзья
Коррекционная работа была направлена на развитие умения начать
разговор,
продолжить
разговор,
уточняя
сказанное
или
задавая
дополнительные вопросы для развития темы, а также закончить разговор или
подвести итоги беседы.
Особый
акцент
делался
на
темы
раскрывающие
социальные
институты, такие как «Магазин», «В библиотеке», «В поликлинике». Это
связно
с
тем,
что
данные
темы
наиболее
ярко
раскрывают
разговорно-
обиходную
речь
в
быту
и
способствуют
развитию
диалогической
речи
(живого диалога) в реальных ситуациях общения с нормально слышащими
людьми, что в дальнейшем будет способствовать успешной социализации
детей в обществе.
Проверка достижения нами основной цели внедрения коррекционной
программы
по
развитию
разговорно-обиходной
речи
во
внеклассной
деятельности у детей 11-12 лет с нарушениями слуха была определена на
основе анализа проведенной работы и контрольных диагностических данных.
Для исследования уровня диалогической речи были взяты методики
Р.И.Лалаевой [4]. Данная методика состоит из двух заданий: исследования
диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок и с опорой на
сюжентую картинку. Ответы учащихся оценивались по таким критериям:
соответствует ли ответ ситуации или нет; характер языкового оформления
ответа
(предложением,
словосочетанием,
одним
словом).
Определяется
уровень выполнения задания в целом: 1 (самый высокий) уровень - ответ
соответствует ситуации, дан предложением; 2 уровень (выше среднего) –
ответ
соответствует
ситуации,
дан
одним
словосочетанием;
3
уровень
(средний)– ответ соответствует ситуации, дан одним словом; 4 уровень (ниже
среднего)
–
в
ответе
неточное
отражение
изображенной
на
картинке
ситуации, дается формой слова; 5 уровень (низкий) – случайный ответ одним
словом, содержание ответа не соответствует ситуации.
Сравнительный анализ результатов исследования диалогической речи
с опорой на серию сюжетных картинок представлен на рисунке 1.
0
10
20
30
40
50
60
16,7
33,3
16,7
16,7
33,3
33,3
33,3
33,3
50
33,3
33,3
33,3
0
0
16,7
16,7
Сравнительный анализ результатов исследования уровня диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок
Высокий уровень
Выше среднего уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 1 Сравнительный анализ результатов исследования уровня
диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок
Из
рисунка
1
видно,
что
на
начало
года
в
экспериментальной
и
контрольной
группах
высокий
и
выше
среднего
уровени
развития
диалогической
речи
были
одинаковы.
В
экспериментальной
группе
50%
класса имели средний уровень, а в контрольной группе 33,3%. В конце года
результаты диагностики, говорят о том, что в экспериментальной группе
результаты по 3 уровням распределились равномерно по 33,3%. Высокий
уровень в ЭГ увеличился на 16,7%. В то время как в контрольной группе всё
осталось без изменений.
Сравнительные
результаты
среднего
показателя
развития
диалогической речи изображены на рисунке 2.
0
20
40
60
80
100
68
80
66,5
71,5
Сравнительный анализ средних показателей исследования уровня диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок
Средний показатель уровня состояния диалогической речи
Рисунок 2 Сравнительный анализ средних показателей исследования
уровня диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок
Исходя из данных на рисунке 2 можно сделать вывод о том, что
средний
показатель
уровня
развития
диалогической
речи
на
момент
первичной диагностики был приблизительно одинаков. После проведения
итоговой
диагностики
мы
видим,
что
в
экспериментальной
группе
он
увеличился на 12%, а в контрольной группе всего лишь на 5%.
Таким образом, если на начало года уровень развития диалогической
речи и состояния активного и пассивного словаря в экспериментальной и
контрольной группах был примерно одинаковый, то итоговая диагностика
показала,
что
на
данный
момент
уровень
диалогической
речи
экспериментальной группы значительно выше, чем у контрольной группы. Из
всего
выше
сказанного
можно
сделать
вывод,
что
разработанная
нами
коррекционная
программа
по
развитию
разговорно-обиходной
речи
эффективна и может использоваться в педагогической практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. Заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
2.
Воспитательная работа в интернате школы для глухонемых/ под ред.
С.А.Зыкова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 272 с.
3.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: учеб. пособие для студентов высш. пед.
учеб. заведений / А.Г. Зикеев. – М.: Academia, 2000. – 198 с.
4.
Лалаева
Р.И.
Методика
психолингвистического
исследования
нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева -М.: Просвещение, 2004.
- 236 с.
5.
Никитина М.Н. Социализация детей с недостатками слуха в условиях
учебно-воспитательной работы школы-интерната / М.Н. Никитина. //
Социализация
детей
с
недостатками
слуха
средствами
учебно-
воспитательного процесса. –СПб., 1997. С. 20-24
6.
Пенин
Г.Н.,
Пономарева
З.А.,
Красильникова
О.А.,
Кораблева
Л.В.
Воспитание
учащихся
с
нарушением
слуха
в
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждениях:
Учебное
пособие/
Под ред. проф. Г.Н. Пенина и доц. З.А. Пономаревой. – СПб.: КАРО,
2006. - 496 с.
7.
Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау.- М.:
Педагогика, 1981. -
168 с.