Напоминание

Дидактические игры в процессе обучения коми разговорной речи русскоговорящих детей


Авторы: Ракито Надежда Ивановна, Орлова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми, г.Ухта
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры в процессе обучения коми разговорной речи русскоговорящих детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное учреждение «Управление образования» администрации

МОГО «Ухта»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 общеразвивающего вида»

Доклад на тему: «Дидактические игры в процессе

обучения коми разговорной речи русскоговорящих

детей»

Составитель: воспитатель Ракито Н.И.

Ухта 2016г.

Одна

из

актуальных

проблем

системе

образования

-

это

вопрос

овладения вторым языком. Научиться говорить на языке коренного народа,

это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом

культурном пространстве.

Успех обучения зависит от того, насколько обучение коми разговорной

речи заложено в дошкольном учреждении.

Коми кыв мем дона,

Небыд, мича, гора –

Вунö дас ен мыжöс,

Кодыр сiйöн кора!

Тайö муса кывöн

Чой-вок сёрнитöны,

Taйö кывöн меным

Ай-мам бур сиöны!

Язык

любого

народа

уникальный

памятник

истории

и

культуры,

имеющий важное значение и ценность для всего человечества.

Изучение другого языка – это знакомство с культурой, с праздниками и

обычаями другого народа, сказками, играми и фольклором. Владение двумя

государственными языками ( а коми язык является государственным в нашей

республике),

необходимо

для

успешной

учебы,

интеллектуального

и

личностного

становления

человека.

Дошкольный

возраст

признан

психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения коми

языку. Доказано, что двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают

абстрактные науки, литературу и иностранные языки.

Свои чувства переживания наиболее полно дети выражают через игру.

Существуют разные виды игр: подвижные, хороводные, дидактические и т.д.

Игра,

как

говорил

Л.С.

Выготский,

ведет

за

собой

развитие.

Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это

всегда

эмоции,

а

там,

где

эмоции,

-

там

активность,

там

внимание

и

воображение,

там

работает

мышление.

Для

детей

среднего

и

старшего

дошкольного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в

образы,

поэтому

наиболее

эффективной

формой

обучения

коми

языку

является игра.

Эту

особенность

детской

психологии

используют

педагоги

в

образовательной деятельности. Играя дети обмениваются мыслями, вступают

в общение с воспитателем или друг с другом и таким образом создается

языковая среда, при этом воспитатель контролирует речь детей, в случае

необходимости исправляет ее, ребёнок сам или с помощью сверстников,

устанавливает связь полученных знаний с уже имеющимися.

Для

того,

чтобы

процесс

обучения

коми

языку

был

доступным,

занимательным и интересным я использую в своей работе дидактические

игры.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические

игры

способствуют

развитию

познавательных

и

умственных

способностей

,

получению

новых

знаний,

их

обобщению

и

закреплению, расширению имеющихся представлений у детей о предметах и

явлениях

природы,

растениях,

животных,

развитию

памяти,

внимания,

наблюдательности, их пополнению и активизации словаря ,в таких играх

происходит

познание

взаимоотношений

между

детьми

и

взрослыми,

объектами живой и неживой природы.

Дидактические

игры

увлекают

и

в

непринужденной

обстановке

погружают

ребенка

в

языковую

среду,

где

он

впитывает

в

себя

новую

информацию. Дети не задумываются, что они учатся, сами того не замечая,

намного лучше усваивают коми слова, фразы, предложения и на этой основе

у них отрабатывается правильное произношение специфических коми звуков

тш,

дж,

дз, ö. Кроме того, дети упражняются в диалогической речи, что

является немаловажным фактором освоения языковой культуры коми языка.

Умелое использование дидактических игр:

1.

Способствует

лучшему

усвоению

программного

материала

и

углублению знаний;

2.

Пополняет и расширяет словарный запас;

3.

Позволяет закрепить речевой материал в игровой форме;

4.

Развивает мышление;

5.

Воспитывает у детей живой интерес к языку.

Общие цели игр:

1.

Развитие связной и диалогической речи;

2.

Расширение словарного запаса;

3.

Развитие умений творчески мыслить;

4.

Развитие внимания, памяти;

5.

Воспитание самостоятельности.

В своей работе я использую разные виды дидактических игр: настольно

– печатные, словесные, игры с предметами.

Сегодня представляю вам настольно – печатные игры.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендую использовать

следующие дидактические игры:

Пальчиковые;

«Мой дом»- «Менам керка»;

«Продукты» - «Сёян – юан»;

«Игрушки» - «Чачаяс»;

«Собери урожай» - «Чукöрт став быдтас».

Такие игры не только закрепляют пройденный материал по изучению

коми языка, но и развивают психические процессы, речь, мелкую моторику,

воспитывают усидчивость.

В старшем дошкольном возрасте я предлагаю использовать следующие

д/и.:

«Кто в тереме живет?» - «Кодi олö чомйын?» ;

«Ромашка» - «Катшасин»;

«Домашние и дикие животные» - «Гортса да вöрса пемöсъяс»;

«Кто лишний?» - «Кодi абу татысь?»;

«Что висит в шкафу?» - «Мый öшалö шкапын?»;

«Семья» - «Рöдвуж»;

«Помоги маме сварить суп и морс» - «Отсав мамлы пуны шыд да

морс»;

«Дорисуй орнамент» - «Серпасав орнамент»;

«Найди свой гараж» - «Аддзьы ассьыд гараж»

«Волшебная яблоня» - «Вöлшебнöй яблöг пу»;

«Веселый паровозик» - «Гажа паравоз»;

«Что делает лев?» - «Мый вöчö лев?»

«Подарки для Насти» - «Настуклы козинъяс»;

«Открой замок» - «Восьты томан»;

«Чудесный мешочек» - «Шензьöмöн мича мешöк»

Очень

нравиться

детям

играть

в

старинную

коми

и г р у

соревновательного

характера

«Шегъяс»-«Косточки»,

где

дети

закрепляют

счет на коми языке.

Как закрепить с детьми новую лексику по коми языку - лексику, которая

является для русскоязычных детей не родной? Конечно, в виде дидактической

игры, но игры поучительной.

А педагогическая ценность дидактических игр при обучении

коми

разговорной

речи,

заключается

в

том,

что в дидактических играх перед

детьми

ставятся

те

или

иные

задачи,

решение

которых

требует

сосредоточенности,

внимания,

умственного

усилия,

умения

осмыслить

правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Как сказала

Н.К.

Крупская:

"Для

ребят

дошкольного

возраста

игры

имеют

исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для

них серьёзная форма воспитания"

Пальчиковые игры

Цель:

1.

Познакомить детей с пальчиковыми играми, научить играть в них;

2.

Развивать речь, память и мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3.

Вызвать эмоциональный отклик у детей.

Пальчиковая гимнастика:

«Сорока - белобока» - «Катша рок пуис да пуис»;

«Семья»;- «Тайö чуньыс мам,тайö чуньыс бать и т. д.»

«Апельсин»;-«Ми юким апельсин»

«Капуста».-Ми капустасö вундалам,вундалам,шырам,шырам».

«Мой дом» - «Менам керка»:

Цели:

1.

Познакомить

детей

с

новыми

словами

(предметы

мебели),

активизировать их в речи;

2.

Вводить в активную речь слова, обозначающие действия.

Ход игры: дети берут в руки картинки с изображениями предметов

мебели, называют их. Например:

тайö улöс - это стул;

Ме пукся улöс вылö;Я сажусь на стул.

тайö пызан - это стол;

Ме пукся пызан сайö Я сажусь за стол.

«Игрушки» - «Чачаяс»

Цели:

1.

Закрепить названия игрушек;

2.

Согласовать существительные с прилагательными;

3.

Воспитывать выразительность речи.

Ход игры:

“мый тайö? - Тайö мач.Это что? Это мяч ”, “ кутшöм сiйö? – Какой

он?”.Сiйö гöгрöс.Он круглый.

«Продукты» - «Сёян - юан»

Цели:

1.

Расширять

запас

слов

обозначающие

продукты

питания

(нянь,тшай, сов, кампет, чери, яй, кольк,чипан);

2.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

3.

Обогащение и активизация словаря:

“Тайö нянь – Это

хлеб.

Какой он? Он мягкий.

4.

Воспитывать выразительность речи.

Ход

и г р ы : Д е т и

н а к р ы ва ют

с тол , гото вя т

у го щ е н и е

д л я

кукол.Воспитатель спрашивает,что дети приготовили для кукол? Дети

отвечают: “Мы приготовили вкусный чай с пирогом и конфетами“(дети

проговаривают продукты питания – сёян- юан –на коми языке.

«Домашние и дикие животные» - «Гортса да вöрса пемöсъяс»

Цели:

1.

Закреплять названия домашних и диких

животных (пон, кань,

мöс, вöв, кöч, ош, кöин и др.).

2.

Развивать речь детей;

3.

Пополнять

и

активизировать

словарь

словами:

порсь,

баля,

кукань, руч, Йöра, вöрса кань);

1 вариант

Ход игры: на столе разложены картинки с изображениями домашних

или диких животных. Дети должны классифицировать картинки - в одну

стопку сложить картинки с домашними животными, в другую - с дикими.

2 вариант

Ход

игры:

на

столе

разложены

картинки

с

изображениями

диких

животных

и

2-3

картинки

с

изображением

домашних

животных.

Дети

должны выбрать лишние и убрать их.

«Собери урожай» - «Чукöрт став быдтас »

Цели:

1.

Закреплять названия фруктов, овощей, грибов, ягод;

2.

Развивать

навыки

классификации,

внимание,

память,

мелкую

моторику рук;

Ход: воспитатель показывает пустые корзины и объясняет детям, что

надо

сгруппировать

овощи

и

фрукты

,ягоды

и

грибы.(Дети

закрепляют

навыки шнуровки) Нужно собрать в одну корзину овощи, а в другую фрукты

(или ягоды, грибы). Называть фрукты, овощи, ягоды и грибы на коми языке.

Например, «Ме босьтi яблöг» - «Я взял яблоко». «Ме босьтi картупель.»

« Я взял картофель. »

«Что висит в шкафу?» - «Мый öшалö шкапын?»

Цели:

1.

Знакомить

с

названиями

одежды

(платтьö,

дöрöм,

гач,

пась,

кепысь, чышъян);

2.

Расширять

запас

слов,

согласовать

существительные

с

прилагательными.

Ход: перед детьми шкаф, в котором висит одежда. Дети берут любую

вещь и должны сказать, что они будут надевать, например,

«Ме кышала гач»

– «Я надену брюки» и т. д.

«Кто лишний?» - «Кодi абы татысь?»

Задачи:

1.

Закреплять названия домашних и диких животных.

2.

Развивать речь детей, мышление.

3.

Посредством создания игровых ситуаций, вызвать желание детей

говорить на коми языке.

Ход: На столе разложены картинки с изображением диких животных и

две

или

три

с

изображением

домашних

животных.

Дети

должны

отгадать ,какие картинки лишние

и убрать их .Дети проговаривают

названия животных на коми языке.

«Кто в тереме живет?» - «Кодi олö Чомйын?»

Цели:

1.

Расширять запас слов ,учить согласовывать существительные с

глаголами (ном лэбзис, руч воис, ош тапикасьö);

2.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

3.

Формировать умение детей составлять простые предложения.

Эта

игра

по

знакомой

всем

сказке

«Теремок».

Дети

рассказывают

сказку на коми языке и помещают персонажей в теремок. Например, чом дорö

локтiс руч, ном лэбзис ,кöч пырис чомйö и т.д.

«Ромашка» - «Катшасин»

Цели:

1.

Познакомить детей с дарами леса коми края

2.

Научить правильно называть на коми языке грибы и ягоды,

3.

Научить правильно классифицировать по группам.

Ход: на лепестках изображены дары леса - грибы и ягоды. Дети должны

найти ягоды, проговорить на коми языке, например öмидз - малина, чöд -

черника и сложить из лепестков ромашку из лепестков с ягодами, точно так

же дети должны сложить ромашку из лепестков с грибами и назвать их.

«Семья» - «Рöдвуж»

Цели:

1.

Знакомить и закреплять с членами семьи на коми языке ( пöль,

пöч, бать, мам, чой,вок)

2.

Формировать умение детей отвечать на вопросы “Кто это? – кодi

тайö?”

3.

Развивать у детей диалогическую и монологическую речь.

4.

Обогащение и активизация словаря

5.

Вызывать интерес к коми языку.

Ход игры: воспитатель объясняет, что в домике живет семья, но сейчас

там никого нет. Надо поместить всех в домик. Дети называют членов семьи

на русском и на коми языках.

Например, бать - папа, мам - мама, пöч - бабушка, пöль- дедушка, чöй -

сестра и т.д.

II вариант игры : На столе разложены картинки с изображением членов

семьи . Воспитатель просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку

,просит открыть глаза и отгадать кого из членов семьи нет.

«Чудесный мешочек» - «Шензьöмöн мича мешöктор»

Цели:

1.

Научить детей поддерживать небольшой диалог;

2.

Развивать разговорную речь, память;

3.

Активизировать словарный запас.

Ход: дети берут из мешочка игрушку, называют ее, описывают,

например, тайö акань, сiйö мича, тайö кань, сiйö пашкыр. Это

кукла. Она красивая. Это котик.Он пушистый.

«Открой замок» - «Восьты томан»

Цели:

1.

Научить детей считать в пределах 10 на коми языке;

2.

Обогащать словарный запас;

3.

Развивать память.

Ход: воспитатель показывает цифры. Это код. Ребенок должен

запомнить его и назвать. Например, 1,3,5 (öти, куим, вит). Если

цифры названы правильно, замок открывается.

«Шегъяс (косточки)»

Цели:

1.

Учить детей играть совместно в игру, воспитывать дружеские

взаимоотношения;

2.

Закреплять счет до 10 на коми языке.

Ход: Перед детьми косточки.( Можно играть сразу нескольким детям)

Один из детей(ведущий) бросает косточки, если грани косточек оказались

одинаковыми, ведущий забирает косточки себе, а остальные игроки отдают

ведущему новые косточки. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из

игроков

не

окажется

наибольшего

количества

косточек.

Эта

игра

соревновательного характера. В конце игры дети считают свои косточки на

коми языке.

«Подарки для Насти» - «Настуклы козинъяс»

Цели:

1. Закреплять названия игрушек;

2. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, мелкой моторики

рук.

Ход: воспитатель рассказывает детям, что у Насти День Рождения. Ей

нужно выбрать подарок. Насте очень нравятся игрушки. Показывая картинки

с

изображениями

игрушек,

воспитатель

вместе

с

детьми

проговаривает

названия игрушек.

Например, «Тайö кодi? Тайö ошпи .А Тайö кодi? Тайö Ур и т. д.

«Помоги маме сварить суп и морс» - «Отсав мамлы пуны шыд да

морс»

Цели:

1.

Закреплять названия овощей, ягод;

2.

Развивать логическое мышление;

3.

Посредством создания игровых ситуаций, вызвать желание детей

говорить на коми языке.

Ход:

перед детьми представлен коллаж, где изображены ягоды и

овощи, дети должны назвать ягоды и овощи на коми языке, провести стрелки

от ягод и овощей до кастрюли и кувшина и рассказать из чего будет варить

морс

и

суп

мама.

Например,

мам

пуас

шыд

картупельысь,

капустаысь,а

морссö пуас сэтöрысь и т.д.

«Дорисуй орнамент» - «Серпасав орнамент»

Цели:

1.

Расширить знания детей о коми орнаменте;

2.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Ход:

перед

детьми

шаблоны

с

изображением

элементов

коми

орнамента, дети учатся прорисовывать элементы, называют их. Например,

рога оленя, компас ,столб и т.д.

«Найди свой гараж» - «Аддзьы ассьыд гараж»

Цели:

1.

Научить

детей

правильно

произносить

цвета

на

коми

языке(гöрд,еджыд,сьöд,лöз,,кольквиж,виж) и различные сочетания цифр на

коми языке;

2.

Развивать логическое мышление, внимание;

3.

Воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца.

Ход: Ребенок выбирает себе машинку любого цвета, проговаривает на

коми

языке

цвет

машины,

затем

подъезжает

к

гаражу

такого

же

цвета,

обнаруживает там кодовый замок, код состоит из нескольких цифр. Ребенок

называет сочетания цифр на коми языке, соблюдая их последовательность,

например: Менам лöз машина,ме муна лöз гараж дорö,гаражыслöн кодыс

öти, нёль, сизим (1,4,7). Если код назван правильно, можно заезжать в гараж.

«Что делает лев?» - «Мый вöчö лев?»

Цель:

1.

Активизировать у детей глаголы на коми языке;

2.

Расширять словарный запас детей.

Ход:

Перед

детьми

коллаж,

где

изображен

лев,

который

выполняет разные действия (сидит, спит и т.д). Дети должны

назвать глаголы (что делает лев?) на коми языке. Например,

лев узьö, ворсö, пукалö,мыссьö и т.д.

«Веселый паровозик» - «Гажа паравоз»

Цели:

1.

Способствовать активизации в речи детей коми слов по темам

«Семья», «Мои друзья», «Игрушки»;

2.

Учить детей составлять диалог «Кто это?»;

3.

Расширять словарный запас;

4.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ход игры: Перед ребенком поезд, который отправляется в путешествие,

нужно рассадить всех пассажиров по своим вагонам.

Ребенок берет карточку: «Это кто?» - «Это папа»,тайö бать, а тайö

мамук, тайö чой ,а тайö вок

и т.д., таким образом в игре закрепляется

материал по темам «Семья», «Мои друзья», «Игрушки».

«Волшебная яблоня» - «Вöлшебнöй яблöг пу»

Цели:

1.

Научить детей называть цвета на коми языке;

2.

Закрепить счет до 10 на коми языке.

Ход: ребенок подходит к яблоне, открывает понравившееся яблоко и

отвечает на вопросы, например:

«Я взяла одно жёлтое яблоко - ме босьтi оти кольквиж яблöг» «Ме

босьтi кык гöрд яблöг –Я взял два красных яблока и т. д.

Игра является многофункциональной, т.к. включает в себя закрепление

лексики по темам «Цвета», «Цифры», а также учит детей отвечать на вопросы

«Сколько?», «Какой?».



В раздел образования