Авторы: Ракито Надежда Ивановна, Орлова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №17 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми, г.Ухта
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры в процессе обучения коми разговорной речи русскоговорящих детей
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное учреждение «Управление образования» администрации
МОГО «Ухта»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 общеразвивающего вида»
Доклад на тему: «Дидактические игры в процессе
обучения коми разговорной речи русскоговорящих
детей»
Составитель: воспитатель Ракито Н.И.
Ухта 2016г.
Одна
из
актуальных
проблем
системе
образования
-
это
вопрос
овладения вторым языком. Научиться говорить на языке коренного народа,
это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом
культурном пространстве.
Успех обучения зависит от того, насколько обучение коми разговорной
речи заложено в дошкольном учреждении.
Коми кыв мем дона,
Небыд, мича, гора –
Вунö дас ен мыжöс,
Кодыр сiйöн кора!
Тайö муса кывöн
Чой-вок сёрнитöны,
Taйö кывöн меным
Ай-мам бур сиöны!
Язык
любого
народа
–
уникальный
памятник
истории
и
культуры,
имеющий важное значение и ценность для всего человечества.
Изучение другого языка – это знакомство с культурой, с праздниками и
обычаями другого народа, сказками, играми и фольклором. Владение двумя
государственными языками ( а коми язык является государственным в нашей
республике),
необходимо
для
успешной
учебы,
интеллектуального
и
личностного
становления
человека.
Дошкольный
возраст
признан
психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения коми
языку. Доказано, что двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают
абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
Свои чувства переживания наиболее полно дети выражают через игру.
Существуют разные виды игр: подвижные, хороводные, дидактические и т.д.
Игра,
как
говорил
Л.С.
Выготский,
ведет
за
собой
развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это
всегда
эмоции,
а
там,
где
эмоции,
-
там
активность,
там
внимание
и
воображение,
там
работает
мышление.
Для
детей
среднего
и
старшего
дошкольного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в
образы,
поэтому
наиболее
эффективной
формой
обучения
коми
языку
является игра.
Эту
особенность
детской
психологии
используют
педагоги
в
образовательной деятельности. Играя дети обмениваются мыслями, вступают
в общение с воспитателем или друг с другом и таким образом создается
языковая среда, при этом воспитатель контролирует речь детей, в случае
необходимости исправляет ее, ребёнок сам или с помощью сверстников,
устанавливает связь полученных знаний с уже имеющимися.
Для
того,
чтобы
процесс
обучения
коми
языку
был
доступным,
занимательным и интересным я использую в своей работе дидактические
игры.
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного
возраста,
и
формой
обучения,
и
самостоятельной
игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические
игры
способствуют
развитию
познавательных
и
умственных
способностей
,
получению
новых
знаний,
их
обобщению
и
закреплению, расширению имеющихся представлений у детей о предметах и
явлениях
природы,
растениях,
животных,
развитию
памяти,
внимания,
наблюдательности, их пополнению и активизации словаря ,в таких играх
происходит
познание
взаимоотношений
между
детьми
и
взрослыми,
объектами живой и неживой природы.
Дидактические
игры
увлекают
и
в
непринужденной
обстановке
погружают
ребенка
в
языковую
среду,
где
он
впитывает
в
себя
новую
информацию. Дети не задумываются, что они учатся, сами того не замечая,
намного лучше усваивают коми слова, фразы, предложения и на этой основе
у них отрабатывается правильное произношение специфических коми звуков
тш,
дж,
дз, ö. Кроме того, дети упражняются в диалогической речи, что
является немаловажным фактором освоения языковой культуры коми языка.
Умелое использование дидактических игр:
1.
Способствует
лучшему
усвоению
программного
материала
и
углублению знаний;
2.
Пополняет и расширяет словарный запас;
3.
Позволяет закрепить речевой материал в игровой форме;
4.
Развивает мышление;
5.
Воспитывает у детей живой интерес к языку.
Общие цели игр:
1.
Развитие связной и диалогической речи;
2.
Расширение словарного запаса;
3.
Развитие умений творчески мыслить;
4.
Развитие внимания, памяти;
5.
Воспитание самостоятельности.
В своей работе я использую разные виды дидактических игр: настольно
– печатные, словесные, игры с предметами.
Сегодня представляю вам настольно – печатные игры.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендую использовать
следующие дидактические игры:
Пальчиковые;
«Мой дом»- «Менам керка»;
«Продукты» - «Сёян – юан»;
«Игрушки» - «Чачаяс»;
«Собери урожай» - «Чукöрт став быдтас».
Такие игры не только закрепляют пройденный материал по изучению
коми языка, но и развивают психические процессы, речь, мелкую моторику,
воспитывают усидчивость.
В старшем дошкольном возрасте я предлагаю использовать следующие
д/и.:
«Кто в тереме живет?» - «Кодi олö чомйын?» ;
«Ромашка» - «Катшасин»;
«Домашние и дикие животные» - «Гортса да вöрса пемöсъяс»;
«Кто лишний?» - «Кодi абу татысь?»;
«Что висит в шкафу?» - «Мый öшалö шкапын?»;
«Семья» - «Рöдвуж»;
«Помоги маме сварить суп и морс» - «Отсав мамлы пуны шыд да
морс»;
«Дорисуй орнамент» - «Серпасав орнамент»;
«Найди свой гараж» - «Аддзьы ассьыд гараж»
«Волшебная яблоня» - «Вöлшебнöй яблöг пу»;
«Веселый паровозик» - «Гажа паравоз»;
«Что делает лев?» - «Мый вöчö лев?»
«Подарки для Насти» - «Настуклы козинъяс»;
«Открой замок» - «Восьты томан»;
«Чудесный мешочек» - «Шензьöмöн мича мешöк»
Очень
нравиться
детям
играть
в
старинную
коми
и г р у
соревновательного
характера
«Шегъяс»-«Косточки»,
где
дети
закрепляют
счет на коми языке.
Как закрепить с детьми новую лексику по коми языку - лексику, которая
является для русскоязычных детей не родной? Конечно, в виде дидактической
игры, но игры поучительной.
А педагогическая ценность дидактических игр при обучении
коми
разговорной
речи,
заключается
в
том,
что в дидактических играх перед
детьми
ставятся
те
или
иные
задачи,
решение
которых
требует
сосредоточенности,
внимания,
умственного
усилия,
умения
осмыслить
правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Как сказала
Н.К.
Крупская:
"Для
ребят
дошкольного
возраста
игры
имеют
исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для
них серьёзная форма воспитания"
Пальчиковые игры
Цель:
1.
Познакомить детей с пальчиковыми играми, научить играть в них;
2.
Развивать речь, память и мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3.
Вызвать эмоциональный отклик у детей.
Пальчиковая гимнастика:
«Сорока - белобока» - «Катша рок пуис да пуис»;
«Семья»;- «Тайö чуньыс мам,тайö чуньыс бать и т. д.»
«Апельсин»;-«Ми юким апельсин»
«Капуста».-Ми капустасö вундалам,вундалам,шырам,шырам».
«Мой дом» - «Менам керка»:
Цели:
1.
Познакомить
детей
с
новыми
словами
(предметы
мебели),
активизировать их в речи;
2.
Вводить в активную речь слова, обозначающие действия.
Ход игры: дети берут в руки картинки с изображениями предметов
мебели, называют их. Например:
тайö улöс - это стул;
Ме пукся улöс вылö;Я сажусь на стул.
тайö пызан - это стол;
Ме пукся пызан сайö Я сажусь за стол.
«Игрушки» - «Чачаяс»
Цели:
1.
Закрепить названия игрушек;
2.
Согласовать существительные с прилагательными;
3.
Воспитывать выразительность речи.
Ход игры:
“мый тайö? - Тайö мач.Это что? Это мяч ”, “ кутшöм сiйö? – Какой
он?”.Сiйö гöгрöс.Он круглый.
«Продукты» - «Сёян - юан»
Цели:
1.
Расширять
запас
слов
обозначающие
продукты
питания
(нянь,тшай, сов, кампет, чери, яй, кольк,чипан);
2.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
3.
Обогащение и активизация словаря:
“Тайö нянь – Это
хлеб.
Какой он? Он мягкий.
4.
Воспитывать выразительность речи.
Ход
и г р ы : Д е т и
н а к р ы ва ют
с тол , гото вя т
у го щ е н и е
д л я
кукол.Воспитатель спрашивает,что дети приготовили для кукол? Дети
отвечают: “Мы приготовили вкусный чай с пирогом и конфетами“(дети
проговаривают продукты питания – сёян- юан –на коми языке.
«Домашние и дикие животные» - «Гортса да вöрса пемöсъяс»
Цели:
1.
Закреплять названия домашних и диких
животных (пон, кань,
мöс, вöв, кöч, ош, кöин и др.).
2.
Развивать речь детей;
3.
Пополнять
и
активизировать
словарь
словами:
порсь,
баля,
кукань, руч, Йöра, вöрса кань);
1 вариант
Ход игры: на столе разложены картинки с изображениями домашних
или диких животных. Дети должны классифицировать картинки - в одну
стопку сложить картинки с домашними животными, в другую - с дикими.
2 вариант
Ход
игры:
на
столе
разложены
картинки
с
изображениями
диких
животных
и
2-3
картинки
с
изображением
домашних
животных.
Дети
должны выбрать лишние и убрать их.
«Собери урожай» - «Чукöрт став быдтас »
Цели:
1.
Закреплять названия фруктов, овощей, грибов, ягод;
2.
Развивать
навыки
классификации,
внимание,
память,
мелкую
моторику рук;
Ход: воспитатель показывает пустые корзины и объясняет детям, что
надо
сгруппировать
овощи
и
фрукты
,ягоды
и
грибы.(Дети
закрепляют
навыки шнуровки) Нужно собрать в одну корзину овощи, а в другую фрукты
(или ягоды, грибы). Называть фрукты, овощи, ягоды и грибы на коми языке.
Например, «Ме босьтi яблöг» - «Я взял яблоко». «Ме босьтi картупель.»
« Я взял картофель. »
«Что висит в шкафу?» - «Мый öшалö шкапын?»
Цели:
1.
Знакомить
с
названиями
одежды
(платтьö,
дöрöм,
гач,
пась,
кепысь, чышъян);
2.
Расширять
запас
слов,
согласовать
существительные
с
прилагательными.
Ход: перед детьми шкаф, в котором висит одежда. Дети берут любую
вещь и должны сказать, что они будут надевать, например,
«Ме кышала гач»
– «Я надену брюки» и т. д.
«Кто лишний?» - «Кодi абы татысь?»
Задачи:
1.
Закреплять названия домашних и диких животных.
2.
Развивать речь детей, мышление.
3.
Посредством создания игровых ситуаций, вызвать желание детей
говорить на коми языке.
Ход: На столе разложены картинки с изображением диких животных и
две
или
три
с
изображением
домашних
животных.
Дети
должны
отгадать ,какие картинки лишние
и убрать их .Дети проговаривают
названия животных на коми языке.
«Кто в тереме живет?» - «Кодi олö Чомйын?»
Цели:
1.
Расширять запас слов ,учить согласовывать существительные с
глаголами (ном лэбзис, руч воис, ош тапикасьö);
2.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
3.
Формировать умение детей составлять простые предложения.
Эта
игра
по
знакомой
всем
сказке
«Теремок».
Дети
рассказывают
сказку на коми языке и помещают персонажей в теремок. Например, чом дорö
локтiс руч, ном лэбзис ,кöч пырис чомйö и т.д.
«Ромашка» - «Катшасин»
Цели:
1.
Познакомить детей с дарами леса коми края
2.
Научить правильно называть на коми языке грибы и ягоды,
3.
Научить правильно классифицировать по группам.
Ход: на лепестках изображены дары леса - грибы и ягоды. Дети должны
найти ягоды, проговорить на коми языке, например öмидз - малина, чöд -
черника и сложить из лепестков ромашку из лепестков с ягодами, точно так
же дети должны сложить ромашку из лепестков с грибами и назвать их.
«Семья» - «Рöдвуж»
Цели:
1.
Знакомить и закреплять с членами семьи на коми языке ( пöль,
пöч, бать, мам, чой,вок)
2.
Формировать умение детей отвечать на вопросы “Кто это? – кодi
тайö?”
3.
Развивать у детей диалогическую и монологическую речь.
4.
Обогащение и активизация словаря
5.
Вызывать интерес к коми языку.
Ход игры: воспитатель объясняет, что в домике живет семья, но сейчас
там никого нет. Надо поместить всех в домик. Дети называют членов семьи
на русском и на коми языках.
Например, бать - папа, мам - мама, пöч - бабушка, пöль- дедушка, чöй -
сестра и т.д.
II вариант игры : На столе разложены картинки с изображением членов
семьи . Воспитатель просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку
,просит открыть глаза и отгадать кого из членов семьи нет.
«Чудесный мешочек» - «Шензьöмöн мича мешöктор»
Цели:
1.
Научить детей поддерживать небольшой диалог;
2.
Развивать разговорную речь, память;
3.
Активизировать словарный запас.
Ход: дети берут из мешочка игрушку, называют ее, описывают,
например, тайö акань, сiйö мича, тайö кань, сiйö пашкыр. Это
кукла. Она красивая. Это котик.Он пушистый.
«Открой замок» - «Восьты томан»
Цели:
1.
Научить детей считать в пределах 10 на коми языке;
2.
Обогащать словарный запас;
3.
Развивать память.
Ход: воспитатель показывает цифры. Это код. Ребенок должен
запомнить его и назвать. Например, 1,3,5 (öти, куим, вит). Если
цифры названы правильно, замок открывается.
«Шегъяс (косточки)»
Цели:
1.
Учить детей играть совместно в игру, воспитывать дружеские
взаимоотношения;
2.
Закреплять счет до 10 на коми языке.
Ход: Перед детьми косточки.( Можно играть сразу нескольким детям)
Один из детей(ведущий) бросает косточки, если грани косточек оказались
одинаковыми, ведущий забирает косточки себе, а остальные игроки отдают
ведущему новые косточки. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из
игроков
не
окажется
наибольшего
количества
косточек.
Эта
игра
соревновательного характера. В конце игры дети считают свои косточки на
коми языке.
«Подарки для Насти» - «Настуклы козинъяс»
Цели:
1. Закреплять названия игрушек;
2. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, мелкой моторики
рук.
Ход: воспитатель рассказывает детям, что у Насти День Рождения. Ей
нужно выбрать подарок. Насте очень нравятся игрушки. Показывая картинки
с
изображениями
игрушек,
воспитатель
вместе
с
детьми
проговаривает
названия игрушек.
Например, «Тайö кодi? Тайö ошпи .А Тайö кодi? Тайö Ур и т. д.
«Помоги маме сварить суп и морс» - «Отсав мамлы пуны шыд да
морс»
Цели:
1.
Закреплять названия овощей, ягод;
2.
Развивать логическое мышление;
3.
Посредством создания игровых ситуаций, вызвать желание детей
говорить на коми языке.
Ход:
перед детьми представлен коллаж, где изображены ягоды и
овощи, дети должны назвать ягоды и овощи на коми языке, провести стрелки
от ягод и овощей до кастрюли и кувшина и рассказать из чего будет варить
морс
и
суп
мама.
Например,
мам
пуас
шыд
картупельысь,
капустаысь,а
морссö пуас сэтöрысь и т.д.
«Дорисуй орнамент» - «Серпасав орнамент»
Цели:
1.
Расширить знания детей о коми орнаменте;
2.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Ход:
перед
детьми
шаблоны
с
изображением
элементов
коми
орнамента, дети учатся прорисовывать элементы, называют их. Например,
рога оленя, компас ,столб и т.д.
«Найди свой гараж» - «Аддзьы ассьыд гараж»
Цели:
1.
Научить
детей
правильно
произносить
цвета
на
коми
языке(гöрд,еджыд,сьöд,лöз,,кольквиж,виж) и различные сочетания цифр на
коми языке;
2.
Развивать логическое мышление, внимание;
3.
Воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца.
Ход: Ребенок выбирает себе машинку любого цвета, проговаривает на
коми
языке
цвет
машины,
затем
подъезжает
к
гаражу
такого
же
цвета,
обнаруживает там кодовый замок, код состоит из нескольких цифр. Ребенок
называет сочетания цифр на коми языке, соблюдая их последовательность,
например: Менам лöз машина,ме муна лöз гараж дорö,гаражыслöн кодыс
öти, нёль, сизим (1,4,7). Если код назван правильно, можно заезжать в гараж.
«Что делает лев?» - «Мый вöчö лев?»
Цель:
1.
Активизировать у детей глаголы на коми языке;
2.
Расширять словарный запас детей.
Ход:
Перед
детьми
коллаж,
где
изображен
лев,
который
выполняет разные действия (сидит, спит и т.д). Дети должны
назвать глаголы (что делает лев?) на коми языке. Например,
лев узьö, ворсö, пукалö,мыссьö и т.д.
«Веселый паровозик» - «Гажа паравоз»
Цели:
1.
Способствовать активизации в речи детей коми слов по темам
«Семья», «Мои друзья», «Игрушки»;
2.
Учить детей составлять диалог «Кто это?»;
3.
Расширять словарный запас;
4.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ход игры: Перед ребенком поезд, который отправляется в путешествие,
нужно рассадить всех пассажиров по своим вагонам.
Ребенок берет карточку: «Это кто?» - «Это папа»,тайö бать, а тайö
мамук, тайö чой ,а тайö вок
и т.д., таким образом в игре закрепляется
материал по темам «Семья», «Мои друзья», «Игрушки».
«Волшебная яблоня» - «Вöлшебнöй яблöг пу»
Цели:
1.
Научить детей называть цвета на коми языке;
2.
Закрепить счет до 10 на коми языке.
Ход: ребенок подходит к яблоне, открывает понравившееся яблоко и
отвечает на вопросы, например:
«Я взяла одно жёлтое яблоко - ме босьтi оти кольквиж яблöг» «Ме
босьтi кык гöрд яблöг –Я взял два красных яблока и т. д.
Игра является многофункциональной, т.к. включает в себя закрепление
лексики по темам «Цвета», «Цифры», а также учит детей отвечать на вопросы
«Сколько?», «Какой?».