Напоминание

Система подготовки обучающихся 9 классов с низкими учебными возможностями к сдаче ОГЭ


Автор: Салтыкова Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки обучающихся 9 классов с низкими учебными возможностями к сдаче ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад





Система

подготовки обучающихся 9 классов с низкими учебными возможностями

к сдаче ОГЭ по математике (из опыта работы)
«Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником» Василий Александрович Сухомлинский C точки зрения психологии дети с низкими учебными возможностями делятся на две группы: с низкими учебными возможностями и позитивным отношением к школе; с низкими учебными возможностями и негативным отношением к школе. И те, и другие, испытывают трудности в процессе учебной деятельности, поэтому таким детям необходима педагогическая поддержка, которая может быть оказана в трех сферах: 
Учебной

Эмоциональной

Социальной.
Но наиболее важной остается поддержка в учебной сфере. Как она может осуществляться? Только через создание комфортных условий обучения. Общеизвестно, что дети с низкими учебными возможностями плохо воспринимают и усваивают новый материал, поэтому в своей работе в этом случае мы используем метод многократного повторения. Обычно метод многократного повторения работает по схеме:  объяснение нового материала (в начале урока)  повторение в вопросно-ответной форме (во время урока)  повторение по схемам, рисункам, чертежам (в конце урока) Кроме того, для детей с низкими учебными возможностями применяются задания с дозированной помощью. Это: 1. карточки – указатели 2. карточки – сопровождения
3. тесты – сопоставления 4. карточки самоконтроля 5. карточки с пошаговым выполнением действий И, несомненно, для детей с низкими учебными возможностями важно использовать приемы алгоритмизации многих процессов в математике.
1.

Карточка – указатель
Учащиеся с низкими учебными возможностями получают карточки с подробным описанием решения и далее действуют по аналогии.
Тема «Решение линейных уравнений»
Чтобы решить уравнение 5х= -40 надо: - 40: 5. Чему равен корень этого уравнения? Решите уравнения: - 3х = 111 -12х = -24 8х = 0 - 6х = 3 (уравнения подобраны с учетом наиболее часто встречающихся ошибок учащихся)
2.

Карточки – сопровождения
(с использованием мнемонических правил)
Тема «Действия с многочленами»
Если перед скобкой «плюс», Ничего я не боюсь! Просто скобки опускаю, Ну а знаки сохраняю. Если перед скобкой «минус», То мозгами пораскину, Скобки тоже опускаю, Ну а знаки поменяю. (не пытайся выполнить действия в уме, запиши все подробно)
3.

Тест – сопоставление
В один столбик записываются вопросы, во второй столбик – в разброс ответы. Ученик должен каждому вопросу найти правильный ответ и соединить их одной линией.
Тема «Квадратные уравнения»

Задание: Определи вид квадратного уравнения

1. Полное уравнение 1. 3х – 8 х 2 =12 2. Неполное в = 0 2. – 8 х 2 +6х=0 3. Неполное с =0 3. 1/4 х 2 =0 4. Неполное в=с=0 4. х 2 -3х-4=0 4. Записанное в нестандартном виде 5. 4 х 2 -16=0
4.

Карточки самоконтроля
Позволяет детям с низкими учебными возможностями самостоятельно выполнять задания, при этом контролируя себя по приведенному образцу. Тема «Квадратные уравнения»
уравнение

а

в

с

в^2-4ас

х1+х2

х1*х2

х1

х2
х 2
– 7х+12=0

1

-7

12

49-4*1*12

7

12

3

4
1. х 2 +5х-6=0 2. х 2 +3х+2=0 х 2
+8х=0

1

8

0

64-4*1*0

-8

0

0

-8
1. х 2 +6х=0 2. х 2 -1/3х=0
х

2

-9=0

1

0

-9

0-

4*1(

*-9)

0

-9

3

-3
1. х 2 -25=0 2. х 2 -1/4=0
5.

Карточка с пошаговой помощью
Это карточки с заданиями, к которым дается пошаговое руководство к выполнению.
Тема «Сложение и вычитание многочленов»
1. Разбери решение 4(х+2у)-2(х-3у)=4х+8у-2х+6у=2х+14у 2. Продолжи решение: приведи подобные слагаемые 5(х-3у)-4(2у+3х)=5х-15у-8у-12х= 3. Продолжи решение: раскрой скобки -3(х+4у)+4(х-у)=-3х-12у+…-…= 4. Реши самостоятельно (примеры для самостоятельной работы)
Одной из основных отличительных характеристик учащихся с низкими учебными возможностями является затрудненный переход запоминаемого материала из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому наиболее эффективной формой работы с такими детьми могут выступать
алгоритмы,
представляющие собой точные наборы инструкций, описывающие порядок действия ученика для достижения результата решения. Работу учащихся по алгоритму начинаем с 5 класса. Например:
Алгоритм решения линейных уравнений
1. Раскрой скобки, если они есть; 2. Слагаемые с переменной перенеси в левую часть, без переменной – в правую, при этом, если слагаемое переходит из одной части в другую, оно меняет свой знак на противоположный; 3. Упрости левую и правую части уравнения; 4. Чтобы найти значение переменной раздели правую часть на коэффициент левой части. Считаю, что при работе со слабоуспевающими учащимися каждый учитель должен добиваться от ученика знания теоретического материала и умения применять эти знания при выполнения заданий на базовом уровне. Для этого, предлагаем использовать в своей работе зачётный лист ученика. Использование
зачётного листа
во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов; во-вторых, п о в ы с и т м о т и в а ц и ю у ч а щ и х с я к у ч е н и ю ; в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей. Зачётный лист составляется по теме (например, темы для повторения курса алгебры)  числа и вычисления;  алгебраические выражения;  задачи на проценты;  чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;  функции и их графики;  уравнения, системы уравнений;  неравенства, системы неравенств;  текстовые задачи
В зачётном листе перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем п р о в е р о ч н ы м р а б о т а м и м е т ь п о л о ж и т е л ь н у ю о т м е т к у . Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом уровне. После каждой работы зачётный лист даётся на подпись родителям. К повторению очередной темы приступаем по этому же алгоритму. Так выстраивается вся работа по тематическому повторению.
Зачётный

лист



1
ученика 9 класса «в» _________________________ по теме:
«Квадратичная функция»
№ работы С о д е р ж а н и е у ч е б н о г о м а т е р и а л а Тема самостоятельной работы дата выполнение дата коррекция 1 Функция. Область определения функции и область значений функции. 2 График функции. 3 Свойства функций Тест №1 Функция. Свойства функций 4 Квадратный трёхчлен и его корни. 5 Разложение квадратного трёхчлена на множители Тест №2. «Квадратный трёхчлен и его корни».
6 График квадратичной функции 7 Свойства квадратичной функции Тест №3. «Квадратичная функция и её свойства». Кон т роль н а я ра бот а № 1 п о т е м е : «Квадратичная функция». Дата ____________________ Подпись учителя________________ Дата ________________ Подпись родителей_____________
Консультации
непосредственно перед экзаменом проводим для слабоуспевающих учащихся отдельно. Ведь с ними надо будет многое вновь повторить и отработать. При этом никому из них не запрещено присутствовать на консультации для других групп учащихся. В заключении еще раз хочется сказать, что по нашему мнению, чтобы слабоуспевающий учащийся сдал экзамен успешно, нужно много сил и времени затратить на то, чтобы он заговорил, научился узнавать примеры на применение того или иного теоретического материала и правильно его применил. В любом случае по возможности создавать условия для саморегуляции, самоконтроля, чтобы он знал, что ему всегда помогут, расскажут и покажут как правильно нужно решать и что для этого использовать. Успех на экзаменах складывается таким образом из знания теории, умения распознавать знакомую ситуацию в указанном задании, применять алгоритмы и формулы и конечно же вера в свои силы!


В раздел образования