Система подготовки обучающихся 9 классов с низкими учебными возможностями к сдаче ОГЭ
Автор: Салтыкова Ольга Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: город Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: Система подготовки обучающихся 9 классов с низкими учебными возможностями к сдаче ОГЭ Раздел: среднее образование
подготовки обучающихся 9 классов с низкими учебными возможностями
к сдаче ОГЭ по математике (из опыта работы)
«Страшная опасность – это безделье за партой;
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это развращает, морально калечит человека
– и ни что не может возместить того,
что упущено в самой главной сфере,
где человек должен быть тружеником»
Василий Александрович Сухомлинский
C точки зрения психологии дети с низкими учебными возможностями делятся на
две группы:
с низкими учебными возможностями и позитивным отношением к
школе;
с низкими учебными возможностями и негативным отношением к
школе.
И те, и другие, испытывают трудности в процессе учебной деятельности, поэтому
таким детям необходима педагогическая поддержка, которая может быть оказана в трех
сферах:
Учебной
Эмоциональной
Социальной.
Но наиболее важной остается поддержка в учебной сфере.
Как она может осуществляться?
Только через создание комфортных условий обучения. Общеизвестно, что дети с
низкими учебными возможностями плохо воспринимают и усваивают новый материал,
поэтому в своей работе в этом случае мы используем метод многократного повторения.
Обычно метод многократного повторения работает по схеме:
объяснение нового материала (в начале урока)
повторение в вопросно-ответной форме (во время урока)
повторение по схемам, рисункам, чертежам (в конце урока)
Кроме того, для детей с низкими учебными возможностями применяются задания с
дозированной помощью. Это:
1.
карточки – указатели
2.
карточки – сопровождения
3.
тесты – сопоставления
4.
карточки самоконтроля
5.
карточки с пошаговым выполнением действий
И, несомненно, для детей с низкими учебными возможностями важно использовать
приемы алгоритмизации многих процессов в математике.
1.
Карточка – указатель
Учащиеся
с
низкими
учебными
возможностями
получают
карточки
с
подробным
описанием решения и далее действуют по аналогии.
Тема «Решение линейных уравнений»
Чтобы решить уравнение 5х= -40 надо: - 40: 5.
Чему равен корень этого уравнения?
Решите уравнения:
- 3х = 111
-12х = -24
8х = 0
- 6х = 3
(уравнения подобраны с учетом наиболее часто встречающихся ошибок учащихся)
2.
Карточки – сопровождения
(с использованием мнемонических правил)
Тема «Действия с многочленами»
Если перед скобкой «плюс»,
Ничего я не боюсь!
Просто скобки опускаю,
Ну а знаки сохраняю.
Если перед скобкой «минус»,
То мозгами пораскину,
Скобки тоже опускаю,
Ну а знаки поменяю.
(не пытайся выполнить действия в уме, запиши все подробно)
3.
Тест – сопоставление
В один столбик записываются вопросы, во второй столбик – в разброс ответы. Ученик
должен каждому вопросу найти правильный ответ и соединить их одной линией.
Тема «Квадратные уравнения»
Задание: Определи вид квадратного уравнения
1. Полное уравнение
1. 3х – 8 х
2
=12
2. Неполное в = 0
2. – 8 х
2
+6х=0
3. Неполное с =0
3. 1/4 х
2
=0
4. Неполное в=с=0
4. х
2
-3х-4=0
4. Записанное в нестандартном виде
5. 4 х
2
-16=0
4.
Карточки самоконтроля
Позволяет детям с низкими учебными возможностями самостоятельно выполнять задания,
при этом контролируя себя по приведенному образцу.
Тема «Квадратные уравнения»
уравнение
а
в
с
в^2-4ас
х1+х2
х1*х2
х1
х2
х
2
– 7х+12=0
1
-7
12
49-4*1*12
7
12
3
4
1. х
2
+5х-6=0
2. х
2
+3х+2=0
х
2
+8х=0
1
8
0
64-4*1*0
-8
0
0
-8
1. х
2
+6х=0
2. х
2
-1/3х=0
х
2
-9=0
1
0
-9
0-
4*1(
*-9)
0
-9
3
-3
1. х
2
-25=0
2. х
2
-1/4=0
5.
Карточка с пошаговой помощью
Это карточки с заданиями, к которым дается пошаговое руководство к выполнению.
Тема «Сложение и вычитание многочленов»
1.
Разбери решение
4(х+2у)-2(х-3у)=4х+8у-2х+6у=2х+14у
2.
Продолжи решение: приведи подобные слагаемые
5(х-3у)-4(2у+3х)=5х-15у-8у-12х=
3.
Продолжи решение: раскрой скобки
-3(х+4у)+4(х-у)=-3х-12у+…-…=
4. Реши самостоятельно (примеры для самостоятельной работы)
Одной из основных отличительных характеристик учащихся с низкими
учебными возможностями является затрудненный переход запоминаемого материала из
кратковременной
памяти
в
долговременную.
Поэтому
наиболее
эффективной
формой
работы с такими детьми
могут выступать алгоритмы, представляющие собой точные
наборы инструкций, описывающие порядок действия ученика для достижения результата
решения. Работу учащихся по алгоритму начинаем с 5 класса. Например:
Алгоритм решения линейных уравнений
1. Раскрой скобки, если они есть;
2. Слагаемые с переменной перенеси в левую часть, без переменной – в правую, при этом,
если
слагаемое
переходит
из
одной
части
в
другую,
оно
меняет
свой
знак
на
противоположный;
3. Упрости левую и правую части уравнения;
4. Чтобы найти значение переменной раздели правую часть на коэффициент левой части.
Считаю, что при работе со слабоуспевающими учащимися каждый учитель
должен добиваться от ученика знания теоретического материала и умения применять эти
знания при выполнения заданий на базовом уровне. Для этого, предлагаем использовать в
своей работе зачётный лист ученика. Использование зачётного листа
во-первых,
позволит
учителю
иметь
постоянную
информацию
об
уровне
овладения
учебным
материалом
по
каждой
теме,
своевременно
принимать
меры
по
коррекции
пробелов;
во-вторых,
п о в ы с и т
м о т и в а ц и ю
у ч а щ и х с я
к
у ч е н и ю ;
в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить
их ответственность за обучение детей.
Зачётный лист составляется по теме (например,
темы для повторения курса
алгебры)
числа и вычисления;
алгебраические выражения;
задачи на проценты;
чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;
функции и их графики;
уравнения, системы уравнений;
неравенства, системы неравенств;
текстовые задачи
В зачётном листе перечисляются все проверочные работы, которые планирует
провести
учитель,
и
которые
определяют
уровень
овладения
учащимися
базовыми
знаниями
по
данной
теме.
После
проведения
проверочной
работы
в
зачётный
лист
выставляется
отметка.
Если
ученик
получил
неудовлетворительную
отметку,
ему
предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать
проверочную работу. До контрольной работы по теме каждый ученик должен по всем
п р о в е р о ч н ы м
р а б о т а м
и м е т ь
п о л о ж и т е л ь н у ю
о т м е т к у .
Таким образом, ученики к контрольной работе подходят как минимум на базовом
уровне.
После каждой работы зачётный лист даётся на подпись родителям.
К
повторению
очередной
темы
приступаем
по
этому
же
алгоритму.
Так
выстраивается вся работа по тематическому повторению.
Зачётный
лист
№
1 ученика
9
класса
«в»
_________________________
по
теме:
«Квадратичная функция»
№
работы
С о д е р ж а н и е
у ч е б н о г о
м а т е р и а л а
Тема самостоятельной работы
дата
выполнение
дата
коррекция
1
Функция. Область определения функции и
область значений функции.
2
График функции.
3
Свойства функций
Тест №1 Функция. Свойства функций
4
Квадратный трёхчлен и его корни.
5
Разложение
квадратного
трёхчлена
на
множители
Тест
№2.
«Квадратный
трёхчлен
и
его
корни».
6
График квадратичной функции
7
Свойства квадратичной функции
Тест
№3.
«Квадратичная
функция
и
её
свойства».
Кон т роль н а я
ра бот а
№ 1
п о
т е м е :
«Квадратичная функция».
Дата ____________________ Подпись учителя________________
Дата ________________ Подпись родителей_____________
Консультации
непосредственно
перед
экзаменом
проводим
для
слабоуспевающих учащихся отдельно. Ведь с ними надо будет многое вновь повторить и
отработать. При этом никому из них не запрещено присутствовать на консультации для
других групп учащихся.
В заключении еще раз хочется сказать, что по нашему мнению, чтобы
слабоуспевающий учащийся сдал экзамен успешно, нужно много сил и времени затратить
на то, чтобы он заговорил, научился узнавать примеры на применение того или иного
теоретического материала и правильно его применил. В любом случае по возможности
создавать условия для саморегуляции, самоконтроля, чтобы он знал, что ему всегда
помогут, расскажут и покажут как правильно нужно решать и что для этого использовать.
Успех на экзаменах складывается таким образом из знания теории, умения
распознавать знакомую ситуацию в указанном задании, применять алгоритмы и формулы
и конечно же вера в свои силы!