Автор: Фадина Наталья Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 15" Населённый пункт: город Братск Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Отличительные особенности урока Раздел: начальное образование
Основные отличительные особенности урока в начальной школе.
Учитель Фадина Наталья Николаевна
МБОУ «СОШ № 15»
г. Братск Иркутской области
Что такое урок, знает каждый.
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой
педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной
познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с
учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы,
создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали
основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для
воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Приоритетной целью современного российского образования становится не
репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а
полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно
очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать
процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к
интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной
деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться
на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни
на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и
никогда не выступая в роли средства.
ДЕТИ УЧАТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДЯТ В СВОЕЙ ЖИЗНИ. Учителю надо помнить об
этом, а в качестве размышления – слова психолога Дорис Лоу Ноулт.
Если ребенок окружен критицизмом,
он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность,
он учится драться.
Если над ребенком насмехаются,
он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят,
он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью,
он учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают,
он учится уверенности.
Если ребенка хвалят,
он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо,
он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности,
он учится верить.
Если ребенка ободряют,
он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
он учится находить любовь в этом мире.
Китайская мудрость: «Я слышу - я забываю, я –вижу – я запоминаю, я делаю – я
усваиваю».
«Кластер»
Что такое Урок ?
традиционный
современный
Типы урока
Урок коррекции
знаний, умений и
навыков
Комбинированный
Урок контроля
знаний
и умений
Ученик –деятель, учиться сам добывать
знания, понимает, что добытые знания
нужны в повседневной жизни
Усвоение новых
знаний
Урок
систематиз
ации и
обобщения
знаний
Актуализация
знаний и умений
Применение знаний и
умений
Ученик пассивно
получает знания
Учитель дает знания, учит.
Учитель направляет, дает
рекомендации, организует
сотрудничество: ученик-
ученик, учитель-ученик.
Типы уроков остались прежними, но изменилась
педагогическая техника на уроке : это - свобода выбора
выполнения заданий, открытость, деятельность,
индивидуальность, идеальность ученика, обратная связь.
Вид работы:
индивидуальный, парный,
групповой.
Форма урока: лекция, экскурсия,
лабораторная работа, дискуссия,
семинар, практикум,
собеседование, игра, смотр знаний
и др.
Планируемые результаты:
личностные, регулятивные,
коммуникативные, метапредметные,
познавательные.