Автор: Морозова Лариса Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Школа №118
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технология разработки программ внеурочной деятельности по иностранному языку.
Раздел: среднее образование
Технология
разработки программ внеурочной деятельности
по иностранному языку
Учитель
английского языка
I категории
МБОУ Школа №118
г.о.Самара
Морозова Л.Н.
2017 год
Содержание:
1.Теория вопроса.
2.Практическая часть.
3.Список литературы.
1.Теория вопроса
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основная образовательная программа реализуется
образовательным учреждением, в т.ч. и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы.
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность открывает широкие
возможности при обучении иностранному языку в рамках образовательного
процесса, т.к. ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. При
этом у учителя появляется больше возможности личных контактов с
учеником, что позволяет лучше раскрыть потенциал учащегося. Занятия по
внеурочной деятельности позволяют расширить возможности не только
образовательного, но и воспитательного аспекта становления личности,
способствуют социальной адаптации через преодоление психологического
барьера, что является важным фактором как в изучении иностранного языка,
так и в формировании полноценной личности, уверенной в собственном
потенциале.
Цель РП ВД – создание условий для развития личности и создание
основного творческого потенциала обучающихся по определенному курсу
ВД.
Основные задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка (музыка,
театр, литература, традиции, праздники);
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой
культуре;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
- формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и к другим,
личная и взаимная ответственность);
- развивать мотивацию учащихся к дальнейшему овладению иностранным
языком;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению
иностранным языком.
Что касается технологии разработки программ ВД, стоит сказать, что
любая Рабочая программа – это документ, определяющий объем, порядок,
содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, созданный на
основе ряда нормативных документов.
Существуют общие правила разработки программ ВД и требования к
разделам программы.
Структура программы ВД состоит из 4х пунктов:
1.Пояснительная записка
2.Результаты освоения курса ВД.
3.Содержание курса ВД.
4.Тематическое планирование с определением основных видов ВД
обучающихся.
Титульный лист должен содержать следующую информацию:
- название ОУ, в котором разработана программа;
- ФИО ответственного работника, утвердившего программу (директор
школы);
- дата и № протокола педсовета, рекомендовавшего программу к
реализации;
- название программы (по возможности краткое и отражающее суть
программы);
- направление развития личности школьника, в рамках которого будет
реализовываться программа (спортивно-оздоровительное, духовно-
нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
- возраст школьников, на который ориентирована программа;
- разработчик – автор программы (ФИО, занимаемая должность,
категория).
1.Пояснительная записка должна раскрывать:
- нормативно-правовую базу (перечень документов, на основе которых
разработана программа ВД с выходными данными);
- вид программы (авторская, модифицированная);
- новизна, актуальность данного курса ВД;
- форма организации ВД (кружок, клуб, студия, театр);
- режим занятий (общее количество часов в год, количество часов и
занятий в неделю).
При разработке режима занятий педагог должен помнить, что реализация
его программы не должна приводить к общему повышению учебной нагрузки
и утомляемости детей.
2.Результаты освоения курса ВД (ученик научится, ученик получит
возможность научиться).
3.Содержание курса ВД - это перечень разделов программы с указанием
отпущенных на их реализацию часов.
4. Тематическое планирование с определением основных видов ВД
обучающихся оформляется в виде таблицы, в которой раскрывается
последовательность тем программы, их название, количество часов на
каждую из них, прописываются основные виды ВД, практическая
деятельность, примерные сроки).
№
темы
Назва-
ние
темы
Кол-
во
ча-
сов
Основные виды
внеурочной-
деятельности
Практическая
деятельность
Пример-
ные
сроки
При составлении тематического планирования важно обратить внимание
на форму подведения итогов после прохождения определенного раздела
программы (викторина, выставка, презентация, проект, конкурс, отчетный
концерт).
2.Практическая часть
В качестве практической части привожу свою программу курса
внеурочной деятельности в 8 классе, разработанную в соответствии с
перечисленными выше требованиями по составлению программ ВД.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №118»
городского округа Самара
Программа утверждена
на педагогическом совете
(протокол №___ от_______20 г.)
Директор МБОУ Школы №118
_______________Н.Н.Шишкина
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для учащихся 8А,В классов
(Страноведческий клуб: путешествие по
Соединенным Штатам Америки)
(часть III)
(направление - общеинтеллектуальное)
Составитель:
Морозова Л.Н.
учитель
I категории
МБОУ Школа №118
г.о. Самара
2016 – 2017 учебный год
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страноведческий
клуб: путешествие по Соединенным Штатам» (часть III) разработана для
учащихся 8 класса на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом
Минобрнауки от 17 декабря 2010г. №1897), примерной основной образовательной
программы, ООО (Е.С.Савинов. Примерная основная Стандарты второго
поколения. М., Просвещение, 2010г.), примерной программы по иностранному
языку (5-9 классы.М., Просвещение, 2010г.), основной образовательной
программы, реализуемой в МБОУ Школы № 118, рекомендаций методического
конструктора внеурочной деятельности( Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк-тор: пособие для
учителя. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2011г.).
Данная программа является авторской.
Актуальность данного курса объясняется тем, что США являются одной из ан-
глоговорящих стран , но в УМК этому материалу авторами уделяется не достаточ-
ное внимание. Поэтому предлагаемая программа предоставляет учащимся хоро-
шую возможность пополнить лингвострановедческие знания по данной теме.
Направление – общеинтеллектуальное. Форма работы – клубная.
Предлагаемый курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю
(34 часа, 34 учебные недели).
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Ученик научится использовать приобретенные на занятиях знания умения
в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- социальной адаптации;
- достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
предполагаемыми носителями английского языка;
- осознания места родного и изучаемого языка в полиязычном мире;
- приобщения к ценностям мировой культуры;
- ознакомления с социокультурными особенностями стран изучаемого языка
с особенностями своей страны (в пределах изученной тематики);
Ученик получит возможность:
- работать с аутентичными текстами (чтение, аудирование);
- собирая страноведческий материал, работать с электронными источниками
информации, словарями, справочниками, т.е. в рамках данного курса учащиеся
приобретут навыки использования ИКТ (Интернета) на занятиях и дома при
подготовке презентаций, слайд-показов, видеороликов.
По окончании реализации программы у учащихся происходит формирование
социокультурной адаптации и развитие толерантности. Происходит формирова-
ние и развитие основных навыков и умений на материале, доступном для понима-
ния данного возраста, происходит более глубокое ознакомление с предметом с
информационной точки зрения (учащиеся становятся активными участниками
процесса внеурочной деятельности, а не пассивными слушателями, погружение
в языковую среду становится легче; творческие задания способствуют лучшему
запоминанию и усвоению различных грамматических структур, расширению
лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи; повышает-
ся мотивация учащихся к изучению английского языка на основе страноведчес-
кого материала).
3.Содержание курса внеурочной деятельности.
Unit
I
. (Раздел I
) .Обычаи и традиции США (9 часов).
1. Введение.
2. Географическое положение.
3. Семья. Дом.
4. Еда.
5. Американский стиль (одежда).
6. Правила поведения. Законы США.
7. Язык.
8. Смешные и неожиданные обычаи США.
9. Guiz «How well do you know American customs and traditions?»
( Викторина «Как хорошо вы знаете американские обычаи и традиции?»
Unit
II.(Раздел II). Государственные праздники США (15 часов).
1. New Year’s Day (Новый год).
2. Martin Luther King Day (День Мартина Лютера Кинга).
3. Presidents’ Day (День Президента).
4. Memorial Day (День Памяти).
5. Labor Day (День Профсоюзов).
6. Columbus Day (День Колумба).
7. Thanksgiving Day (День Благодарения).
8. Christmas Day (Рождество).
Unit
III, (Раздел III). Общенародные праздники США (10 часов).
1. Mother’s Day (День Матери).
2. Father’s Day ( День Отца).
3. Easter (Пасха).
4. St.Valentine’s Day (День Св.Валентина).
5. Halloween. (Хеллоуин).
6 .St.Patrick’s Day (День Св. Патрика).
7. Project «American Holidays».
Проект «Американские праздники»
4.Тематическое планирование с определением основных видов
внеурочной деятельности обучающихся.
Unit
I
. (Раздел I
). Обычаи и традиции США (9 часов)
№
темы
Назва-
ние
темы
Кол-
во
ча-
сов
Основные виды
внеурочной-
деятельности
Практическая
деятельность
Пример-
ные
сроки
1.
Введение
1
час.
Знакомство с
курсом; цели
курса.
1. Устная речь
учащихся с
опорой на
вопросы учителя
по теме курса.
сентябрь-
октябрь
2.
Геогра-
фическое
положе-
ние.
1
час.
Презентация
теоретического
материала через
слайдпоказ/
1.Моноло-
гическая
речь о географи-
ческом
3.
4.
5.
6.
Семья.
Дом.
Еда
Амери-
канский
стиль
(одежда).
Правила
поведе-
ния.
1
час
1
час
1
час
1
час
видеоролик;
ввод новых
лексических
единиц;
работа с картой;
составление
монологического
высказывания.
Презентация
материала через
слайдпоказ/видео-
ролик;
ввод новых
лексических еди-
ниц;
чтение
аутентичных
текстов
с пониманием
основного содер-
жания, с полным
пониманием
содержания, с
выборочным
положении
страны и сто-
лице страны с
опорой
на карту и
вербальную
опору (вопросы,
план, ключевые
слова).
1. Понимание
содержания
прочитанного
текста.
2.Монологи-
ческая речь с
помощью
вербальной
опоры (вопросы,
план, ключевые
слова).
3. Восприятие
аутентичного
текста на слух
(аудирование).
7.
8.
Законы
США.
Язык.
Смешные
и неожи-
данные
обычаи
США.
1
час
1
час
пониманием
нужной/интере-
сующей
информации;
учащиеся делают
краткие выписки
из текстов с целью
их
использования в
собственных
устных
высказываниях;
составляют план
(тезисы) устного
сообщения;
учатся
воспринимать на
слух
и понимать
основное содер-
жание несложных
аутентичных
текстов, понимать
нужную/
интересующую/-
запрашиваемую
информацию в
аутентичных
9.
Quiz
«How
well do
you
know
American
customs
and
traditi-
ons?»
Викто-
рина
«Как
хорошо
вы знаете
1
час
текстах,
содержащих как
изученные
языковые явления,
так и некоторое
количество
неизученных
языковых явле-
ний.
Учащиеся
работают в
командах,
выполняют
задания
страноведчес-
кого характера в
форме викторины
на основе
усвоенной
информации;
побеждает та
команда, которая
набирает
наибольшее
количество
1. Проведение
викторины.
амери-
каннские
обычаи и
тради-
ции?»
очков.
Unit
II. (Раздел II). Государственные праздники США (15 часов)
№
темы
Назва-
ние
темы
Кол-
во
ча-
сов
Основные виды
внеурочной
деятельности
Практичес-
кая
деятельность
При-
мер-
ные
сроки
1.
2.
New
Year’s
Day
(Новый
год).
Martin
Luther
King
Day
(День
Мартина
2
часа
2
часа
Презентация материала
через слайдпоказ
/видеоролик;
ввод новых лексических
единиц;
чтение аутентичных
текстов с пониманием
основного содержа-
ния, с выборочным
пониманием нужной/
интересующей
информации, с полным
1. Понимание
содержания
прочитанного
текста.
2. Диалогичес-
кая речь
(диалог-
расспрос о
каком-либо
празднике с
помощью
вербальной и
ноябрь-
февраль
3.
4.
5.
6.
Лютера
Кинга).
Preside-
nts’ Day
(День
Прези-
дента).
Memo-
rial Day
(День
Памяти)
Labor
Day
(День
Профсо-
юзов)
Columbus
Day
(День
2
часа
2
часа
1
час
2
часа
пониманием
содержания;
учащиеся учатся
воспринимать
на слух и понимать
основное содержание
несложных аутентич-
ных текстов, понимать
нужную/интересующую/
запрашиваемую
информацию в
аутентичных текстах,
содержащих как
изученные языковые
явления, так и некоторое
количество
неизученных языковых
явлений;
составляют диалог-
расспрос;
пишут письмо личного
характера.
зрительной
опор).
3.Письменная
речь учащихся
(личное
письмо в ответ
на письмо-
стимул с
употреблением
формул
речевого
этикета,
принятых в
стране
изучаемого
языка).
4. Восприятие
аутентичного
текста на слух
(аудирование).
7.
8.
Колумба)
Thanks-
giving
Day
(День
Благода-
рения).
Christmas
Day
(Рождест-
во).
2
часа
2
часа
Unit
III (Раздел III). Общенародные праздники США (10 часов).
№
тем
ы
Назва-
ние
темы
Кол-
во
ча-
сов
Основные виды
внеурочной
деятельности
Практическая
деятельность
Приме-
рные
сроки
1.
Mother’s
1
Презентация
1. Понимание
март-
Day
(День
Матери).
час
материала
через
слайдпоказ/видеоро-
лик;
ввод новых
лексических единиц;
чтение аутентичных
текстов с пониманием
основного
содержания, с
выборочным
пониманием
нужной/интересую-
щей информации, с
полным пониманием
содержания;
учащиеся учатся
воспринимать
на слух и понимать
основное содержание
несложных аутентич-
ных текстов, понимать
нужную/
интересующую/запра
шиваемую
информацию в
содержания
прочитанного
текста.
2. Монологи-
ческая речь
(рассказ об
одном из
праздников с
помощью
вербальной и
зрительной
опор).
3.Письменная
речь учащихся
( письмо,
оформленное
по правилам,
принятых в
стране
изучаемого
языка).
4. Восприятие
аутентичного
текста на слух
(аудирование).
май
аутентичных текстах,
содержащих как
изученные языковые
явления, так
некоторое количество
неизученных
языковых явлений;
составляют
монологическое
высказывание;
пишут письмо.
2.
3.
4.
Father’s
Day
(День
Отца).
Easter
(Пасха)
St.Valen-
tine’s
Day
(День
Св.
Валенти-
1
час
2
часа
1
час.
5.
6.
7.
на).
Hallo-
ween
(Хэлло-
уин)
St.Pat-
rick’s
Day
(День
Св.
Патрика)
Project
«Ameri-
can
Holi-
days»
(Проект
«Амери-
канские
празд-
ники»
1
час.
2
часа
2
часа
Учащиеся работают в
группах,
представляют и
защищают свои
творческие проекты
по теме « English
Holidays»;
в устной и
письменной формах
кратко излагают
результаты своей
проектной
деятельности
1.Проектная
деятельность
учащихся
(итоги).
(создание альбомов);
выбирают лучший
альбом, дают оценку
группе победителей,
награждают
победителей
небольшими призами
(книги по
страноведению,
иллюстрационные
открытки, магниты,
значки).
3.Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.
Министерство образования и науки РФ. Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2011;
3. Е.С.Савинов
Примерная основная образовательная программа образовательного учреж-
дения. Основная школа. Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2011;
4. Примерные программы по учебным предметам (иностранный язык – 5-9
классы). Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2010;
5.Основная образовательная программа, реализуемая в МБОУ СОШ № 118
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя. Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2011;
7. В.А.Горский
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2014;
8.В.П.Степанов
Воспитание и ВД в стандарте начального общего образования.
М, Центр «Педагогический поиск», 2011.