Напоминание

Проект в учебном процессе


Автор: Тыкоцкая Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №23
Населённый пункт: город Владимир, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Проект в учебном процессе
Раздел: полное образование





Назад





Урок

Презентация

проекта

Урок

Проект в учебном процессе
Проектное обучение – одна из технологических составляющих «обогащающей модели обучения», основное назначение которой – интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения индивидуального ментального опыта каждого ребенка в процессе обучения математики. Как рождается идея проекта? Какое место занимает проект в системе уроков? Рассмотрим схему: На одном из уроков по теме: «Действительные числа» (8 класс) проводилась лабораторно – графическая работа по построению отрезков длины √ n. Выполняя построение одним из способов, у ч - с я п о л у ч и л и п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь прямоугольных треугольников. Я предложила поговорить о треугольнике, который был хорошо известен в древнем мире под именем «Золотой треугольник». Рассматривая отношения его сторон, учащиеся познакомились с загадочным «золотым числом», вызывающим восторг художников, раздумье философов, любопытство ученых. Его можно встретить в самых разных ситуациях: в архитектуре, в живой природе, в геометрических фигурах. Оно хранит в себе секреты мировой гармонии, оно - драгоценный камень, найденный человечеством. В результате обсуждения было решено отправиться на поиск этого числа, возникла идея проекта. Для реализации проекта по желанию учащихся была сформирована рабочая группа. Центральная методическая идея этого проекта состоит в том, чтобы использовать эмоциональное начало в обучении математике, показать
Проект:
Инициатива, творчество, культура мышления, самообразование и самооценка, сотрудничество
возможности формирования сложных математических понятий на примерах великих творений архитектуры и искусства. - страницы истории, - золотое сечение в архитектуре, - золотое сечение в живописи, - золотое сечение в поэзии и музыке и двух практикумов: - иррациональные числа и золотое сечение, - решение задач на построение. Следует отметить, что при подборе задач практикумов проявились стилевые предпочтения учащихся. У каждого человека свои особенности познания нового: кто-то просто решает задачи, а кому-то любопытно только тогда, когда они имеют отношение к каким-то жизненным явлениям. Неожиданные связи математики с искусством, культурой, природной гармонией в задачах первого практикума. Второй практикум по решению задач на построение. Включение материала из журнала на последующих уроках позволяет не только обогатить гуманитарную составляющую урока, но и включить учащихся в разнообразные виды учебной деятельности. При этом неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научится при обычной «урочной» форме обучения. Осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. Связь между звеньями «проект – урок» является двусторонней: с одной стороны, материалы исследований включаются в урок, с другой – на уроках рождаются темы проектов: - «Золотая спираль», которая часто встречается в живой и неживой природе (при решении задачи “Золотой прямоугольник золотое число”) - “Металлические числа” (при решении задачи “Золотое сечение и непрерывные дроби”). Металлические числа являются решениями уравнений вида: x 2 – nx – 1 = 0. Среди них – золотое (n = 1), серебряное (n = 2), бронзовое (n = 3), медное, никелевое и др. числа - «Числа Фибоначчи» (при разложении в непрерывную дробь числа 2 1 5  ) и т.д. Кроме связей по знаниевому компоненту, взаимодействие этих звеньев идет в процессе формирования общеучебных умений: составление плана, анализ текста, конспектирование, приобретение недостающих знаний из разных источников, выделение главного, формулирование проблемы, развитие исследовательских навыков. На последних этапах проектирования учащиеся и учитель анализируют и оценивают результаты своей деятельности. Составляющие оценки: - листы рефлексии, в результате написания которых уч-ся могли поразмышлять, что дало выполнение этого учебного задания ему лично, с
какими сложностями столкнулись в процессе работы над проектом (недостаток литературы, навыков оформления результатов, обработки и анализа информации по выбранной теме недостаток времени и т.д.). Написать комментарий к отобранному материалу, сделать отметки вида «моя любимая статья, «моя любимая задача». Если были неудачи, то как избежать их в будущем. Ну а если все прошло успешно, то найти слагаемые успеха. - оценка объективной части: степень раскрытия вопроса, полнота и глубина знаний по теме, уровень самостоятельности, оформление работы, оценка защиты проекта: качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся и учителей, эрудиция. Работая в МПИ-проекте, для меня было важным, как обогащение интеллектуальных возможностей ученика содействует его развитию как личности, косвенно влияя на формирование его отношения к самому себе, к другим, т.е. проанализировать на сколько сформированы определенные интеллектуальные качества в виде КИТСУ. Метод проектов, основанный на постоянной рефлексии уч-ся к собственным действиям, их результатам; на привлечении собственного опыта, на высоком уровне мотивации познавательной деятельности; разрешает вопрос о том, как наряду с получением суммы знаний по предмету формировать интегральное мировосприятие, основанное на этих знаниях. Вследствие чего происходит воспитание таких характеристик, как личная ответственность, выдержка, продуктивность, стремление к самообразованию и способность воспринимать многосторонность событий.


В раздел образования