"Приобщение дошкольников к этнической культуре Крайнего Севера"
Автор: Ильина Вероника Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "ДС "Берёзка" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО Наименование материала: статья Тема: "Приобщение дошкольников к этнической культуре Крайнего Севера" Раздел: дошкольное образование
Цели:
- сформировать представление о погоде и ее элементах, причинах, влияющих
на ее изменение;
- сформировать понятие «климат»;
- дать представление о факторах его формирования;
- закрепить знание относительно причины неравномерного распределения
солнечного тепла и света на земной поверхности;
- развивать пространственное представление;
- воспитывать понимание важности знаний о климате;
- выявить отличия климата от погоды.
Оборудование: проектор, презентация, компьютер, скайп, учебник, атлас.
Методы обучения: работа с учебником, дополнительной литературой.
Тип урока: изучение нового материала
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Проверка знаний и умений по теме «Облака и атмосферные осадки».
III. Изучение нового материала:
Погода
Предсказание погоды
Климат
Климатообразующие факторы
IV. Подведение итогов
V. Домашние задание
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний и умений по теме «Облака и атмосферные осадки».
Игра "Волшебное табло"
Отгадайте загадку
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других не замечает.
(Ветер).
Что такое ветер?
Что такое муссон?
Что такое бриз?
С неба падает слезами,
По земле бежит ручьями.
(Дождь).
Ляжет покрывало,
Весной — как не бывало.
(Снег).
III. Изучение нового материала
Учитель: Каждому из нас знакомо слово «погода». Сообщение о ней
регулярно передаются по радио и телевидению. Ожидаемая погода
интересует всех, потому что она влияет на самочувствие людей и многие
виды их деятельности.
Причины изменения погоды
1.Изменение температуры воздуха
2.Перемещение воздушных масс
3.Облачность
4.Атмосфеные осадки
5.Ветер (2 слайд)
Например, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха и
уменьшается атмосферное давление.
1. Погода - это состояние тропосферы в данное время в данном месте.
Погоду характеризуют элементы погоды: температура воздуха, влажность,
атмосферное давление, облачность, атмосферные осадки, направление и
скорость ветра. (3 слайд)
Учитель: Как вы думаете, что может влиять на изменение погоды?
Другая причина изменения погоды перемещение воздушных масс с одной
территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной
поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над
Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над
тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над
океаном воздух, насыщенный водяным паром.
2. Предсказание погоды
В большинстве странах мира существуют специальные службы погоды.
Они занимаются предсказанием погоды, т.е. прогнозированием. На
метеорологических станциях с помощью приборов снимают сведения о
температуре воздуха, направлении ветра, осадках, атмосферном давлении.
(4 слайд)
Потом эти данные передают в метеорологические центры. Там
полученные данные особыми знаками наносят на карты. Эти карты
называются синоптическими (5 слайд) (рис.79, с.117)
Погоду также можно предсказывать по поведению животных и растений.
Тебе было дано задание - найти как животные и растения предсказывают
погоду (сообщение)
Например: ласточки, одуванчики, воробьи, пчелы и т. д .(6 слайд)
3. Климат
Видеовопрос (7 слайд)
Погода меняется постоянно, но наблюдая за ней, люди заметили, что в
ее изменениях в течение года существует определенный порядок, или режим.
Длительные многолетние наблюдения за погодой позволяют сделать выводы
о климате различных участков нашей планеты. Что же такое климат?
Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной
местности. ( 8 слайд)
На формирование климата оказывают влияние климатообразующие факторы.
(показ слайдов 9-18)
4.Климатообразующие факторы
(19 слайд)
Географическая широта
Рельеф
Абсолютная высота
Отдаленность от океана
Океанические течения
Подстилающая поверхность
5.Работа с климатической картой
(20 слайд)
Комментарии к слайдам
Главным из факторов, который обусловливает особенности развития
климатообразующих процессов, является географическая широта. От нее
зависит количество солнечной энергии, которая попадает на земную
поверхность. Поэтому климат в целом имеет хорошо выраженные широтные
отличия от экватора к полюсам.
Окружающий рельеф определяет особенности климатообразующих
процессов. Горные системы могут защищать равнинные территории от
проникновения холодного воздуха или не допускать к ним теплого.
Влияние абсолютной высоты как фактора климата проявляется в том, что в
горах температура с высотой уменьшается приблизительно на 6 ° С на
каждый километр, а на определенной высоте (высоте снеговой линии) даже
летом оказывается равной нулю. Выше этой линии начинается царство
снегов и льда.
Влияние отдаленности от океанов связано с тем, что способность воды
медленно нагреваться и отдавать тепло, постоянное ее перемешивание
обеспечивают нагромождения запасов тепла в океанах. Оно постепенно
поступает в атмосферу и воздушными потоками выносится на континенты.
Сформированные над океаном воздушные массы, насытившись влагой,
которая испаряющаяся из океана, отдают их суше, способствуя этим их
увлажнению.
Океанические течения охлаждают или делают теплее климат территорий,
около которых проходят, влияют на распределение атмосферных осадков
(теплые течения увеличивают, а холодные уменьшают). На западных
побережьях материков, которые омываются холодными течениями, осадков
часто так мало, что там образуются пустыни (Атакама, Намиб ).
Характер подстилающей поверхности влияет на величину отражения и
поглощения энергии, которую несут солнечные лучи.
Способность отражать солнечную энергию называется альбедо.
Снег – 85 %
Песок – 30 %
Зеленая трава – 26 %
Вода – 5 %
IV. Подведение итогов
Учитель: А сейчас давайте подведем итоги. Чем климат отличается от
погоды? А в чём их сходство
Таблица (21 слайд)
Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же время
они отличаются один от другого. Климат, как взрослый человек, имеет
постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных
неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет
высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, а летом следует ожидать
дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает
скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно
подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые
дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.
V. Домашние задание: параграф 51, сообщение «Особенности климата
Краснодарского края»
Пожелание и благодарность за урок. Звучит музыка «Погода в доме»