Напоминание

занятие по развитию речи у детей дошкольников


Автор: Силантьева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: п. Будогощь Киришского района Ленинградской области
Наименование материала: конспект
Тема: занятие по развитию речи у детей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 12». КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений В.Г. Сутеева


воспитатель

Силантьева Т.А.
п. Будогощь Киришский район Ленинградская область 1



Программное содержание:
1. Расширить знания детей об авторе, художнике-мультипликаторе В.Г.Сутееве. 2. Продолжать учить детей различать литературные жанры: сказка, рассказ; называть отличительные особенности сказки: волшебство, повторы (бежит - бежит не выбежит, тёчёт - течёт не вытечет), забавные прозвища (мышка-норушка, лягушка-квакушка), противопоставления (добро и зло, лень и трудолюбие, ум и глупость). 3. Обогащать словарь детей притяжательными прилагательными (игра «Чей, чья, чьё?»), и словами – признаками (какой, какая, какое): сообразительные, отзывчивые и т.д. 4. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. 5. Воспитывать интерес к произведениям В.Г. Сутеева.
Оборудование:
• Иллюстрации к произведениям В. Сутеева; • Книги данного автора: «Под грибком», «Мышка и карандаш», «Мешок яблок» и д.р. • Магнитофон; • Солнышко, портрет В.Г. Сутеева, Книга; • Костюмы: • Подборка музыкальных произведений:
Ход занятия:

1 часть.
Здравствуйте, дети. Наша встреча сегодня вдвойне радостная, оттого, что весна шествует по земле. Она несет солнечный свет и тепло, пробуждаются звери и растения. Золотое солнышко По небу катается, всем с утра улыбается, А улыбки – лучи нам на что-то указывают … Вы нигде не видите лучика? (находят книгу с лучом – закладкой). Солнечный Лучик указывает нам на книгу – 2
Из мира сказок книга к нам пришла, И луч с собою принесла. В луче есть сила волшебства - Он дарит людям чудеса. Страницы книг он оживит, Героев к жизни воскресит, вы лишь загадки отгадайте, Я помогу вам, точно знайте! - Здесь не только книга, но и портрет… - Вы узнаёте, кто на портрете? (Портрет В. Г. Сутеева) - Правильно, это портрет Владимира Григорьевича Сутеева. А что вы знаете о нём? - Правильно, Владимир Григорьевич, рос в семье врача. Когда был маленький, очень любил рисовать. Уже взрослым стал рисовать картинки к мультфильмам. Позже он стал писать сказки и к ним рисовать героев сказок. - Вы знаете, как надо обращаться с книгой (не загибать углы, не рисовать, не перегибать переплёт, не рвать страницы). Это мы с вами вспомнили. - Посмотрите, какая книга красивая. Как называются картинки, нарисованные в книгах? - Иллюстрации. Значит В. Сутеева можно назвать художником-иллюстратором. - Кого изображал Владимир Григорьевич в своих сказках? (животных) - А какие сказки В. Сутеева вы знаете? (дети перечисляют). - Как называются сказки, которые сочинил народ? (народные). - А сказки, которые написали писатели? (авторские). - Назовите, отличительные особенности всех сказок? В сказках есть волшебство (волшебная палочка, ковёр-самолёт и т.д.), забавные прозвища (мышка-норушка, лягушка-квакушка), повторы (бежит-бежит не выбежит, тёчёт-течёт не вытечет), счастливый конец (стали жить поживать и добра наживать). Обобщение ответов детей (прикрепляют лучики к солнышку)
2 часть.
Это правда, что же тут скрывать, Дети тоже любят, очень любят рисовать, На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне. Я предлагаю вам побыть художниками-иллюстраторами и принять участие в конкурсе на лучшую иллюстрацию к произведениям Сутеева. Рисовать мы будем, конечно, же, не на окнах трамвая, и даже не красками и не карандашами, а цветными ниточками. Подойдите к столам, будем работать парами. Обратите внимание, здесь уже лежат картины, но ЛУЧИК не успел их дорисовать. Ваша задача – отгадать сказку и дорисовать сюжет (персонажей). Слушайте внимательно, о чём говорится в загадке, постарайтесь узнать героев, из какой сказки они пришли к нам. Яблок он набрал для деток, но до дому не донёс. Всем раздал их по дороге, но когда пришёл домой 3
Сильно удивился: «Откуда из пустого мешка столько добра появилось?» - Молодцы, это сказка «Мешок яблок», главный герой Заяц. Что не дорисовал лучик? Дружно звери в лес ходили и колёса прикатили. И в умелых их руках все колёса пригодились. - Ребята, из какой сказки эти строки? Правильно, «Разные колёса». - Как можно назвать маленькое колесо? (колёсико). Что можно дорисовать на этой картине? (колёса разные по размеру). Подумайте, кому какое колесо будете рисовать. Рисовали ей картинки: домик с печкой, сад – гулять. Но капризная кисуля, увидав собаку вдруг, фыркнув, убежала. - Из какой сказки этот герой? Молодцы, это сказка «Капризная кошка». А что же сюда будем дорисовывать? На поляне возле ёлок вырос зонтик для зверей Друзей всех вместе он собрал, в обиду никого не дал. - Героев этой сказки вы, конечно, сразу узнали! Какие звери спрятались под грибком? Кого изобразим на этой картине?
Дети дорисовывают элементы картины цветными нитками.

3 часть.

Выставка и представление детских работ.
Посмотрите, какая у нас замечательная выставка ваших иллюстраций. На них – сюжеты и герои произведений В.Г. Сутеева. Подойдите поближе, внимательно рассмотрите. Сейчас наши художники – иллюстраторы представят свои работы. 1. «Разные колёса» - К какой сказке ваша иллюстрация? Назовите главных героев. Какие по характеру звери в этой сказке? (сообразительные, дружные….) А почему их так можно назвать? 2. «Мешок яблок» - К какой сказке ваша иллюстрация? Назовите главных героев.Для кого собирал заяц яблоки?
Динамическая пауза к сказке «Мешок яблок»
Сейчас возьмите в руки мячик и повторяйте движения за мной: Мячик сильно я сжимаю, По столу его катаю. Из–под рук не выпускаю. Взад, вперёд его качу: Вправо, влево – как хочу. 4
Покатайте между ладонями, представьте, что это яблоко (катают). – Расскажите, какие бывают яблоки (красивые, красные, зелёные, вкусные, кислые, сладкие, ароматные). - Если подарю яблоко медведю, то чьё будет это яблоко?- медвежье, лисе – лисье, белке – беличье, козе – козье, волку - волчье, зайцу – заячье, вороне – воронье (дети называют притяжательные прилагательные и бросают мяч воспитателю или в корзину). 3. «Капризная кошка» - К какой сказке ваша иллюстрация? Назовите главных героев. (Девочка и кошка, для которой рисовала девочка). 4. «Под грибком» - К какой сказке ваша иллюстрация? Назовите главных героев. Давайте выберем самый интересный рисунок и перескажем его, но для этого нам надо превратиться в артистов. Посмотрите, какие маски лежат на столе, давайте наденем их. Влево вправо повернись и в артистов превратись. Вот мы и артисты. Одну простую сказку, А может и не сказку, а просто мы отрывок Хотим вам показать.
Инсценировка отрывка «Под грибом».
- Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? Дети: Пока шел дождь, гриб вырос. - Что помогло героем сказки? Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду. Звери дружные, всем места хватило. Можно много слов прекрасных о друзьях сказать! Никогда не стоит, дети, друга обижать. - Давайте вспомним пословицы о дружбе. - Тесноте, да не в обиде - Милости прошу к нашему шалашу. - Вместе жить - всё делить. На этом наша сказка не закончилась, я вам предлагаю поиграть. Встаньте в круг. Д.и. « Покажем друг другу ладошки». « У друга мягкая ладошка Погладим её немножко. (Поочерёдно гладят ладошки) А теперь погладим друг друга взглядом, Мягким взглядом. 5
Мы друг друга видеть рады! (улыбаются друг другу) - Рады мы друг друга видеть? -Очень рады!» Добрую сказку в душе сбереги, С добрых героев пример ты бери. Сам для других ты волшебником будь. Детство уйдет, но ты их не забудь. Лучику очень понравились герои произведений В.Г.Сутеева, но он не знает, как их можно позвать ласково. Научим его? Я бросаю мяч – называю зверя, а вы называете ласково и бросаете мне обратно
(
заяц- заюшка, медведь – медведюшко, лиса – лисонька, крот – кротик, белка – белочка, волк-волчишко, коза- козочка, ёж-ёжичек). Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает Зло!
Заключительная часть
- Ребята давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? -А помогут нам лучики подсказки. - Вспомните, о каком авторе мы сегодня говорили? ( В. Г. Сутеев). - Какие сказки В. Г.Сутеева вы знаете? - Какие бывают сказки (народные и авторские) . - Кто главные герой в его сказках? (животные). Какие герои понравились тебе? А тебе? Почему? - Какие они? (добрые, отзывчивые, весёлые, дружные). А что же мы с вами ещё сегодня делали (мы проиграли сказку, рисовали нитками). Молодцы, вы мне сегодня очень понравились. В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Золотое солнышко по группе катается И с ребятками прощается. Давайте гостям пожелаем всего доброго. 6


В раздел образования