Напоминание

Определенно-личные предложения


Автор: Баишева Татьяна Семеновна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20 с. Хатыстыр" МО "Алданский район"
Населённый пункт: село Хатыстыр Алданский район
Наименование материала: конспект урока для 8 класса
Тема: Определенно-личные предложения
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Определенно-личные предложения» с использованием национально-

регионального компонента

Учитель:
Баишева Татьяна Семёновна
Класс:
8
Тип урока:
урок изучения нового материала
№ урока по расписанию -
36
Основная технология:
системно-деятельностный подход, предполагающий включение учеников в самостоятельную учебную деятельность.
Тема урока
:
Определенно-личные предложения.

Лексическая тема: Иты и Одэ эвенков

Цель урока:
формирование понятия определенно-личного предложения
.

Задачи:
организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:
1)

предметные :
познакомить обучающихся с понятием «определенно-личные предложения», помочь уч-ся определить способ отличия определенно-личных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях; определить роль определенно-личные предложений в тексте;
2)

метапредметные:
побуждать обучающихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции : синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме( познавательные УУД).Помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию (регулятивные УУД). Вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли(коммуникативные УУД).

3)

Личностные:
воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления трудиться. Приобщить учащихся к культуре родного народа через введение на уроках работы с фольклорными текстами. развить художественный вкус школьников через анализ текстов; вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, нацционально- региональной литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов;
4)
Предложить ученикам использование полученного предметного знания в личных целях, например, в решении учебных задач на ОГЭ
Этап урока

Время

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

УУД

ФОУД
1. Организационный 1 мин. Организация пространства класса для работы групп. Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально- волевое состояние детей перед изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Подготовка рабочего места Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента. 2. Повторение раннее изученного Запись предложения и выполнение задания: Орфограммы в словах Выполняют задание, тренирующее Навык определения грамматических
Отработка материала к ОГЭ 5 мин Определить тип предложения по структуре и количеству основ, выписать из предложений словосочетания на три типа грамматической связи.
Вся жизнь эвенка ранее

регламентировалась

многочисленными запретами –

заповедями, которые назывались

ОДЁ
основ, грамматической связи в словосочетании (
предложение сложное, СПП, состоит

из двух частей. Грамматические

основы:жизньрегламентировалась,к

оторые назывались.

Жизнь эвенка – управление

Многочисленными запретами –

согласование

Ранее регламентировалась –

примыкание.)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 10 мин. Перед вами лежат листочки с заповедями, -Что такое заповеди? Перед вами 18 заповедей, которые когда –то маленький эвенк усваивал с пеленок. Это был неписаный свод правил, по которым жил каждый. В них отражен по-человечески разумный подход к жизни. Заповеди – это правила. Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. При возникновении затруднении обращаются к учебнику . (но отмечают про себя это) Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций. Результативные: контроль и выявления своих отклонений от знаний.
работаем прямо в печатных текстах. Тексты раздать на листочках НЕ ЗАПИСЫВАТЬ! На листке задание: 1.Объясните выделенные орфограммы 2.Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы. 3. какие предложения преобладают в заповедях? 4. Какие предложения называются односоставными? 5.Среди предложений найдите простое определенно-личное предложение. Можете ли вы выполнить это задание? Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? По окончании работы производят самоконтроль. Участвуют в обсуждении: кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных. Односоставные. Односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым или подлежащим. (Учащиеся обозначают проблему, формулируют цели и задачи к уроку.) Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности с учётом учебно- познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками.
3. Постановка проблемы, темы и цели урока 4 мин. Учитель организует первичное микроисследование полученных результатов. Примерные вопросы: Найдите предложения , где вместо подлежащего можно подставить местоимение Я и ТЫ Можно ли определить, кто будет соблюдать Иты и Одё эвенков? Т О, мы видим, что лицо определяется , но не называется. Анализируют данные исследования текста. Понимают, что есть вид односоставных предложений, им неизвестный . Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. Составляют план работы , связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть. Этот план перефразируется в задачи урока: научиться видеть О- Л предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять , зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в О-л предложениях Фронтальная Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека.
4.Построение проекта – выхода из затруднения – освоение нового материала 4 мин. Учитель продолжает микроисследование предложений, вид которых ученикам неизвестен. Посмотрим на схему, представленную на слайде, как может называться этот тип предложения? Используют алгоритм - способ действия, при помощи которого можно определить, что предложение – О-Л Фронтальная Индивидуальная Регулятивные: планирование,прогнозирование, волевая саморегуляция. Познавательные: моделирование,логическое решениепроблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств,выдвижение гипотез и их обоснование. 5. Первичное Закрепление нового материала 9 мин. Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в О-Л Класс списывает предложения в тетрадь, подчеркивает основы Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. Фронтальная Регулятивные: Самоконтроль, коррекция,Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем.
У доски 4 человек С первым делаем все вместе, остальные делают самостоятельно, класс потом записывает только О-Л предложение Задание: списать с карточки предложения, найти основу, определить, какое из предложений односоставное определенно- личное Ответы по очереди, класс проверяет
1.ДЛЯ ВСЕХ
с комментированием ВОПРОС : как вы понимаете 16 заповедь. 1.Двуногому ни в чём не уступай… 2.Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат. Что это за обычай Нимат? Какие предложения мы называем определенно-личными? Чем осложнены предложения? Познавательные :выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций.

3. Традиции Иты, запреты – обереги

Одё, выполняя, живи. 4

Подберите синонимы к слову запрет
ВОПРОС спросить 2 человек 1 у доски -1 из класса Какие предложения мы называем определенно-личными? Запрет – запрещение, воспрещение, табу, вето. 6. Самостоятельная работа – самопроверка 9 мин. Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. -Предлагаю составить свой свод правил, по которым вы будете жить. Предлагается ответить на вопрос являются ли самостоятельно составленные предложения О-Л? Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку. Буду создавать только все полезное и нужное. Буду держать своё слово. Буду беречь природу. Регулятивные:самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того,что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма; умение устанавливать причинно- следственные связи.
7. Рефлексия Подведение итогов урока 2 -3 мин. Предлагает продолжить фразу Я узнал, что О-Л предложения - это… Я научился находить О-Л предложения, потому что… Я научился это делать, чтобы… Я узнал об Иты и Одё эвенков…. Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения. Выставление оценок за урок. Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление от тезисом или афоризмом. Отвечают на вопрос учителя. ( Мне понравилось.//Было интересно..) Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка. Домашнее задание На выбор:

КАРТОЧКА
Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений. Если Вид предложения определить трудно, ставить знак вопроса(?).
Эвенкийские заповеди - "Иты"
1. Земли и Неба благословлением живет человек. Небо – родитель дает, Небо – родитель кормит. Противного ему не задумывай, противного ему не делай. 2. Всех и все земля растит, человек тоже ее соринка. 3. Все, что даруется Небом – родителем, не жалей для людей. Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат. Еще ни один человек не умер оттого, что накормил сироту, поэтому Небо – родитель, благословляя, даст пищу тебе. 4. Жизнь прожить – не один горный перевал перевалить. Еще никто на свете, не испытав невзгод, не жил (досл.: еще никто, не переходя вброд бед, не жил). 5. Всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет. 6. Без женщины – матери как бы ты родился? Женщина семейство свое трудом рук своих содержит (досл.: пальцем своим растит). Матери, родителей и предков тропу торя, по следу их, идя, живи. 7. Как люди достойные живи (досл.: по следу человека иди), не обрубая тропы их. Сокровенные мысли друг друга, узнавая, душой внимая друг другу и понимая, люди жить должны. Свои прихоти во вред другим не убаюкивай, как младенца. Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай (т.е. слушай советы старших).
8. Ветвью самостоятельной у дерева став, «Сам себе хозяин», - говоря, не думай. Доброе из себя наружу выпускай, а плохое - подавляй. 9. Недобрыми мыслями далеко не уйдешь, дорога их коротка и обрывочна. Лишь благими мыслями дорогу удлинишь жизненную. Добром движимая мысль длинный и долгий путь проходит. 10. Желание и страсть унизить человека из всех грехов греховнее, невинному вину находить – самый тяжкий грех. И самый невзрачный из людей гордостью людей стать может. 11. Не радуйся плохому, даже если от этого тебе нечаянная польза выйдет: ведь только ногти и волосы радуются смерти человека, ибо неудержимо расти на мертвом теле начинают. 12. Грехи невидимо приходят к человеку, поэтому не возгордись: лицо к лицу свое же худо повстречаешь, сзади внезапно настигнут, будешь тем, что сам плохого сделал, ведь если захочешь под землей скрыться – земля тверда, если захочешь на небо улететь – небеса высоко слишком. 13. Доброе и справедливое слово вечно, от ребенка твоего к потомству шагать будет. Недоброе слово в пол-уха слушай, через другое выпускай, не оставляй в нутре своем. 14. Слов своих на землю не роняй, не разбрасывай. 15. Сам свой рот, кормя и воспитывая, живи. 16. День длинен, год долог, говоря, не живи. Срок человеческой жизни на земле знай. 17. Двуногому ни в чем не уступай (т.е. будь не хуже других людей), завистливому не подражай, безрассудного тропу не выбирай для своего пути, хорошего человека себе в напарники – друзья ищи. 18. Очаг свой разожги, ребенка роди, скотину расти – корнем человека будь. Традиции Иты, запреты – обереги Одё, выполняя, живи


В раздел образования