Напоминание

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка


Автор: Пестерева Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Якутская городская национальная гимназия
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад





Пестерева Татьяна Васильевна

1. Наименование опыта.
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
2. Ведущая педагогическая идея.
Создание условий для развития орфографической зоркости учащихся. Совместно с учащимися выработать практический материал при работе над орфограммами на уроках русского языка .
3. Условия возникновения опыта.
«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь… Считаю, в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
4. Актуальность опыта.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном и среднем этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине. Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных и экзаменационных работ по русскому языку. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы. Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Цель
работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки, научить рассуждать и делать выводы. Из поставленной цели вытекают следующие
задачи:
- на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы; - изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; - изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирование орфографической зоркости у учащихся; - разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе; - разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма. «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Как и многих учителей меня волнует проблема безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы. • Как помочь учащимся писать грамотно? • Как развивать орфографическую зоркость? • Как добиться грамотного письма у детей? Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила –
орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Свидетельство тому – появление довольно большого количества книг о русской орфографии, и методике ее преподавания, как в средней, так и в начальной школе. Если со взрослыми, давно закончившими школу людьми, доведется разговориться о русском языке, то первое, что всплывает в памяти взрослого человека – это именно правило. Русский язык – значит правила. Сами себя по отношению к правилам взрослые делят на два «вида». Правила никогда не учил, но пишу правильно. Правила помню наизусть, но пишу с ошибками. Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании в более или менее определенные группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. Итак, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые применяются на уроках русского языка. Увидеть орфограмму. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи. Решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку. В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на тоже правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить рассуждать и делать выводы при письме. С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит. Буква – фонема – звук. Что их объединяет? Привычная формула: буква означает звук. Все здесь на первый взгляд кажется верным. Но на самом деле это не так. На самом деле буква в русском языке означает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Это не модное изобретение ученых, а закономерность русского языка. Буква означает фонему. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «дуп», и «сава». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии. Обычно ученик думает,
что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово «лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому, что второе пишется так, как слышится. «Ушная работа» вместо работы головой. Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих случаях. В наших учебниках нет термина фонема. Вместо него используется привычный и понятный ученику термин «звук». Для того, чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, нужно вводить термин «позиция». Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются. Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через: - углубление познавательных интересов; - чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ; - использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы; - повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе; - положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе; - введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений; - организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость
: 1.
Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. 2.
Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. 3.
Письмо с пропуском орфограмм
. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. 4.
Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. 5.
Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на уроках и дома самостоятельно, особенно во врем каникул: - Внимательно прочитай предложение. - Повтори его, не заглядывая в текст. - Подчеркни в предложении все орфограммы. - Прочитай предложение орфографически. - Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. - Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. - Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к
выборочному списыванию
могут быть следующие задания: 1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д. 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. 5. Спиши слова определённой части речи. 6. Выпиши словосочетания. 6 .
Составление собственного словаря.
Для него подойдёт любая тетрадка 18 - 20 листов или небольшой блокнотик. Правила работы со словарём. 1. В словарь записываются только те слова, в которых были допущены ошибки. 2. Если ошибка появилась второй раз, слово не пишется вновь, а подчеркивается цветным карандашом. 3. Если ошибка допущена в третий, четвертый, пятый и более раз, слово подчеркивается другими цветами, обводится в овал. С таким словом начинается особая работа: его пишут крупно и вывешивают на стену, преподаватель включает его в словарные диктанты. 4. Словарь пополняется после каждого диктанта без напоминаний. 7.
Развитие образной памяти
. Цель – не только научить ребёнка запоминать слова, но гораздо важнее - научить вспоминать, воспроизводить запомненное; уметь создавать ассоциативный образ, связанный с этими словами.
Метод Цицерона.
Стратегия орфографии (у каждого ученика). Запоминание – 1-2 мин. Звучит релаксационная музыка (Гармония души). - Слова разных частей речи перемешаны, будьте внимательны, постарайтесь запомнить, используя стратегию орфографии. Расставляйте слова в голове, как вам удобно, визуализируйте слово, буквы, требующие запоминания выделяйте любым цветом и размером, пользуйтесь памяткой «Стратегия орфографии».
Стратегия орфографии:
1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть. 2. Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово. 3. Поднимите глаза вверх, влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре. 4. Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. 5. Неясные буквы выделите, сделав их больше по сравнению с другими 6. Закрасьте слово своим любимым цветом. 7.Нарисуйте в воздухе пальцами силуэты букв, представляя в уме, что вы пишете. Затем два ученика выходят и воспроизводят слова на доске. Ошибки допускать нельзя ни в одном слове. 8.
Диктанты.
- Предупредительный диктант. - Объяснительный диктант. - Выборочный диктант. - Свободный диктант. - Самодиктант. - Зрительно-слуховой диктант. Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают. - Словарный диктант. 9.
Орфографические минутки.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Необходимо учитывать
факторы формирования орфографической зоркости
: 1 .
Зрительный

фактор
срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. 2 .
Слуховой

фактор.
Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3.
Проговаривание.
Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать. 4 .
Рукодвигательный

фактор
. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу. Проверяю такого рода работы выставлением оценок в диагностические ведомости (Приложение 1), где отслеживаются результаты, как усваивается тема учащимися. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Для успешного развития орфографической зоркости школьников необходимы следующие условия: Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип. Целенаправленное обучение по обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Он просто не научился распознавать признак наличия ошибкоопасности, причину, лежащую в необходимости применять способ действия. Ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, уметь анализировать их, дать их четкие признаки, показать механизм решения орфографических задач. Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Поэтому самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции: 1) безударные гласные (земля, окно); 2) парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (дуб, рыбка); 3) гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, чищу, куча, роща); 4) непроизносимые согласные (грустный); 5) правописание ь и ъ (ручьи, подъезд); 6) имена собственные (Юля, Москва, Волга, Иванова и другие);
7) сочетания чк, чн, нщ (почка, ночной, барабанщик); 8) приставки и предлоги (подбежал к дому); 9) ь после шипящих (дочь, грач); 10) падежные окончания существительных (к деревне, из деревни); 11) родовые и падежные окончания прилагательных (в зимнее утро, осенним утром, на дальнем поле); 12) личные окончания глаголов (знаешь, видит, думаем); 13) правописание – не с глаголами (не читал).
Дети должны запомнить:
До того, как написать слово: 1. Ставим слово под ударение. 2. Мысленно разбираем его по составу. 3. Определяем «ошибкоопасные» места. 4. Вспоминаем правило. 5. Подбираем, если есть проверочное слово. Только после этого можно записать слово В 9 классе, когда идет подготовка к ОГЭ особое внимание уделяется темам, которые вызывают у учащихся затруднения. Это прежде всего недостаточное знание правил орфографии, пунктуации, недостаточное развитые навыки аналитической работы, не позволяющие применить то или иное правило на практике. Поэтому отрабатываем правила орфографии и пунктуации в тренировочных упражнениях. Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи.
10. Выполнение внеурочных индивидуальных и групповых заданий.
1. Собирать коллекции фотографий слов и текстов. Пройти по городу и пофотографировать вывески, рекламные щиты и т.п. Каждая группа готовит презентацию или стенгазету с фотографиями слов на определённые правила. После выполнения нескольких таких заданий
ученики будут обращать внимание на правописание всех

слов
, которые встретятся в городе, и, уверена, запомнят много нужного. 2. Выписать из текстов с современной лексикой те слова, которые возникли недавно, а из старых текстов – устаревшие слова. 3. Подчёркивать в газетах или распечатках новостных статей из интернета слова, в которых можно допустить ошибки. При этом обязательно уточнять значение незнакомых слов. 4. Разбирать употребление топонимических названий в газетах и статьях, типа Поехали в Намцы (в Нам), Состоится в Сунтарах (в Сунтаре).


В раздел образования