Автор: Котяева Янина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка д/с№ 127 Населённый пункт: Нижегородская область, г.Дзержинск Наименование материала: Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: Итоговое занятие "Морское приключение" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад №127
Город Дзержинск, Нижегородская область
Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
« Морское приключение»
Выполнила:
Воспитатель детского сада
Котяева Янина Никола
2016 год.
« Морское приключение»
Цель : развитие у детей элементарных математических способностей.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
1.Закреплять умение классифицировать предметы по величине, выстраивая
их от большего предмета к меньшему.
2.Закреплять навык измерения предмета меркой.
3.Совершенствовать навык устного счёта в пределах 7.
4.Закреплять умение последовательно называть части суток.
Развивающие задачи:
1.Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать
предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
2.Развивать пространственное мышление, глазомер.
3.Развивать познавательные и творческие способности.
4.Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать потребность работать сообща и в командах.
2.Воспитывать уважительное отношение друг к другу через игру и задания.
Методические приёмы:
1.Сюрпризный момент
2.Игровая ситуация
3.Художественное слово
4.Косвенные указания
5.Использование наглядности
6.Проблемная ситуация
7.Хоровые и индивидуальные ответы
8.Загадки
9.Поощрение активности и самостоятельности
Материал к занятию:
1.Видеопроектор и мультимедийный экран
2.Ноутбук
3.Презентация к занятию
4.Стульчики с цифрами (от1до5)по количеству детей, билеты с цифрами.
5. Раздаточный материал: карты с сериационным рядом предметов, карточки
к ним;
6.Магнитная доска, магнитные карточки фруктов (по 7шт. апельсин и ананас)
7.Мостик (гимнастическая дорожка)
8.Разноцветные следы и ладошки плоскостные
9.Перо попугая.
Ход занятия
Вопросы воспитателя
Ответы и действия детей
- Ребята! Сегодня утром ко мне пришло
видеописьмо, я его ещё не смотрела, вас ждала.
Давайте вместе его посмотрим.
Просмотр видеоролика с посланием от
попугая:
« Всем, всем, всем, кто меня увидит и
услышит! Мне нужна ваша помощь! Я улетел
от злого пирата и хочу попасть домой, на свой
родной остров. У меня есть карта, только в
ней не хватает частей, они потерялись на
других островах. Они найдутся, если
выполнить несколько испытаний. И тогда я
смогу попасть домой.»
- Ребята, поможем попугаю Кеше?
Путешествие долгое, отправляемся сейчас.
Только на чём же нам плыть по морю?
- А вот и корабль готов к отплытию. Занимайте
свои места согласно билетам. (раздаю билеты с
цифрами )...Поплыли!(звучит музыка)
- Да.
- На корабле!
Дети находят цифру на
стуле в соответствии с
цифрой на билете.
-Ряд картинок не полный.
1.Сериационный ряд.
- А вот и первый остров. На столе лежат
карточки, нарисованные персонажи расположены
по порядку, от большего к меньшему. Но что-то в
них не так?
- В тарелочках есть недостающие фигурки, надо
подобрать картинку нужной величины и
подставить в ряд….
- Молодцы!А вот и первый кусочек карты
появился! С этим испытание мы справились.
- Стрелочка на карте показывает на следующий
остров, занимайте свои места,пора отправляться.
2.Больше-меньше- поровну.
Ребята, нас встречают туземцы. Очень весёлый и
дружный народ, но они совсем не умеют считать,
поэтому очень часто огорчаются, никак не могут
поделить свой урожай поровну. Поможем им?
У нас две корзины , в одной апельсины, а в
другой ананасы, и чтобы поделить их между
двумя племенами, сначала нужно что сделать?
(Выкладываем на магнитной доске картинки с
апельсинами, потом- с ананасами).
- Давайте их посчитаем.
- Что можно сказать про апельсины и ананасы?
- На сколько апельсинов больше, чем ананасов?
- Что нужно сделать, чтобы фруктов было
поровну?
(Убираем и считаем. Добавляем и считаем).
- Молодцы! Наши туземцы нас благодарят и
приглашают на танец!
Физкультминутка Чунга - чанга
-Дети выбирают нужные
по величине картинки,
проговаривают свои
действия, советуются.
-На экране появляется
часть карты и дети
рассматривают его,
радуясь успеху.
- Да! Поможем!
-Сосчитать фрукты.
- Апельсинов –семь, а
ананасов – пять.
- Апельсинов больше,
чем ананасов.
-На два апельсина
больше.
-Убрать два апельсина.
-Добавить два ананаса.
Наклоны из стороны в
сторону, руки согнуты
Руки вверх с
полуприсядом
Хлопки
Покружились.
Чунга-чанга, синий небосвод,
Чунга-чанга, лето круглый год,
чунга-чанга, весело живём,
Чунга –чанга, песенки поём…
До свидания весёлый остров!
Ребята, ещё часть карты появилась, наше
путешествие продолжается.
3. Измеряем в мерках.
Нам до следующего острова рукой подать, только
мостик перейти. А чтобы было весело шагать,
будем мостик измерять..Мальчики , предлагаю
вам измерять мостик в следах , а девочкам в
ладошках. (раздаю плоскостные изображения)
Мальчики, сколько следов у вас уместилось на
мостике?
Девочки, а у вас сколько ладошек?
Интересно, как так получилось? Мостик один,
его длинна- одинаковая, а количество следов и
ладошек разное. Почему?
-Верно! Чем больше мерка, тем меньшее её
количество уместится в отрезке. Чем можно ещё
измерить мостик?
-Молодцы!
-А у нас ещё один фрагмент карты появился, пора
отправляться в путь, пройдём по мостику друг за
другом на следующий остров.
4. Нас ждёт необычный конверт, что же на нём
написано? Сейчас прочитаем:
« Хоть вы уже и не малы,
Придётся вам немного потрудиться,
И отгадать загадки вы конечно сможете,
Стоит лишь немного постараться! Попугай.»
Ну что, отгадаем загадки?
Достаю из конверта карточки с загадками :
На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
Дети выкладывают на
мостике красочные
следы и ладошки.
-Пять!
-Восемь!
-Следы большие, а
ладошки маленькие,
поэтому их на мостике
уместилось больше.
-Ответы детей.
-Дети идут друг за
другом по
гимнастической дорожке.
-Да!
-Дети отгадывают
загадки.
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать.
(Утро)
Свет струится и струится,
Звуками земля полна.
Занята делами птица,
Да и птахам не до сна.
(День)
Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют,
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну.
(Вечер)
Звезды пляшут и резвятся,
Шепчут что-то фонари,
Чудеса ребятам снятся.
Что продлится до зари?
(Ночь)
Молодцы ребята!
Знаете, ребята, если сложить карточки в
правильной последовательности , то мы узнаем ,
что же хотел нам сказать попугай
Кеша .
Складываем карточки в круг в
последовательности
утро- день-вечер-ночь, проговариваем.
На экране появляется попугай ,прощается с
детьми и улетает, он рад оказаться дома. А нам
остаётся его пёрышко.
6.Рефлексия.
Вот и подошло наше путешествие к концу.
Ребята, понравилось вам наше путешествие? О
чём вам захочется рассказать друзьям? Какое
задание вам понравилось больше всего? А какое
испытание вам было трудно выполнять? Вам
было весело?
А нам пора, отправляемся в обратный путь, и
поможет нам пёрышко ! Взмахиваю пёрышком со
словами : «Раз-два- повернись, снова в садике
окажись!»
-Дети последовательно
складывают карточки,
обсуждают .
-Дети прощаются с
персонажем.
-Ответы детей
-Дети поворачиваются
вокруг себя, повторяя
слова.
-Дети прощаются .
Вот мы с вами снова в детском саду.
Спасибо вам ребята за увлекательное
путешествие! До свидания!
Используемая литература:
1.«Раз – ступенька, два – ступенька…» авт. Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина.
Издательство Ювента, Москва 2014г.
2. «Формирование элементарных математических представлений старшая
группа» авт. И.А.Помораева, В.А.Позина
Издательство Мозайка-Синтез, Москва 2014г.
3. интернет –ресурсы.