Условия и средства воспитания звуковой культуры речи детей.
Автор: Денисова Елена Геннадьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 35 Населённый пункт: Город Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Условия и средства воспитания звуковой культуры речи детей. Раздел: дошкольное образование
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Недостатки произношения звуков в словах у детей дошкольного
возраста являются естественной физиологической закономерностью, однако
условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие
звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагопри-
ятные задерживают.
Чтобы научиться правильно и чисто говорить на родном языке, дети
должны слышать вокруг себя правильную речь. Часто недостатки
произношения звуков и слов детьми являются следствием того, что
окружающие говорят неправильно, что в разговоре с детьми они
подделываются под детскую речь, начинают сюсюкать, картавить.
Копирование взрослыми детской речи совершенно недопустимо.
Одна из задач воспитания звуковой культуры речи детей – воспитание
выразительности речи как в разговоре с окружающими людьми, так и в
рассказывании, чтении стихов. Чтобы воспитать у детей выразительную речь,
правильный, спокойный тон, взрослые должны и в этом отношении быть
примером.
Подражание интонациям окружающих, с одной стороны, понимание
содержания и эмоциональная насыщенность – с другой, - вот что делает речь
ребенка выразительной.
Недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка:
поддразнивание или жалость, когда к ребенку относятся, как к больному. И
то и другое обижает ребенка, заставляет его замыкаться в себе, сторониться
окружающих и усугубляет переживания тех, кто имеет недостатки речи.
Необходимо охранять нервную систему и слух детей: нельзя допускать
постоянного резкого шума, стука, слишком громкого разговора, крика,
непрерывного звучания радиоприемника. Шум отрицательно влияет на
неокрепшую нервную систему детей; он не только возбуждает и утомляет их,
но и значительно снижает остроту слуха: ухо теряет чувствительность; при
длительном восприятии громких звуков дети не сразу реагируют даже на
громкое обращение взрослых.
Важно всегда относиться внимательно к тому, как говорит ребенок. Дети
должны приучаться говорить отчетливо, выразительно, не торопиться. В
повседневной жизни нужно прислушиваться к тому, каким тоном
разговаривает ребенок со своими сверстниками и взрослыми.
Денисова Е.Г.
Учитель-логопед МБДОУ № 35 г. Воронежа.