Напоминание

Модель деятельности МБУ ДО "ЦДТ" г. Заринска по социальной адаптации детей-инвалидов


Автор: Панчишных Валентина Валерьяновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: г. Заринск
Наименование материала: Статья
Тема: Модель деятельности МБУ ДО "ЦДТ" г. Заринска по социальной адаптации детей-инвалидов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Панчишных Валентина Валерьяновна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ» г. Заринска
Модель деятельности МБУ ДО «ЦДТ» г. Заринска по социальной

адаптации детей-инвалидов
(из опыта работы) Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья является весьма актуальной. Под социальной адаптацией мы понимаем не только комплекс методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, а особый путь поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, воспитания, обучения, социализации в силу возможностей каждого учащегося. Работники Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества» г. Заринска осуществляют педагогическое сопровождение детей-инвалидов, что ведет к благополучной социальной адаптации ребенка в обществе. Профессиональная деятельность команды специалистов МБУ ДО «ЦДТ» направлена на создание условий для успешного обучения, развития, воспитания и социализации каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. В Центре детского творчества создана уникальная среда, расширяющая жизненное пространство детей-инвалидов, способствующая их полноценному обучению, воспитанию, а также общению, как между собой, так и с другими детьми. 1. Дети-инвалиды погружаются в искусственно созданную развивающую среду, включающую в себя индивидуальные и групповые занятия, направленные на интеллектуальное и физическое развитие, экскурсии, посещение выставок и театров и т.д. 2. За каждым ребёнком-инвалидом закреплён ребёнок-волонтёр, сопровождающий его на всех этапах обучения и воспитания. Волонтёры отслеживают индивидуальную траекторию развития детей- инвалидов, фиксируя в дневниках наблюдения все видимые изменения, происходящие с детьми. При взаимодействии пары ребёнок-волонтёр ребёнок-инвалид происходит обмен социальным опытом и идёт
процесс взаимовоспитания. Кроме того у детей обеих групп формируется чувство ответственности, развиваются коммуникативные навыки и обогащается эмоционально-волевая сфера личности. Летнее время- это перспективный период продолжения общения детей- инвалидов с волонтёрами театра кукол «Аленький цветочек», родителями, педагогами. Работа волонтёрского отряда – большая помощь для тех родителей, у кого нет возможности отправить своего ребёнка в загородный лагерь. 3. Дети-инвалиды являются не только пассивными участниками образовательно-воспитательного процесса. Они становятся добровольными участниками благотворительных и природоохранных акций, конкурсов, театральных постановок; активно включаются в процесс самовоспитания и саморазвития. С чего начиналась работа с детьми-инвалидами в Центре детского творчества? На базе театра кукол «Аленький цветочек» были разработаны образовательные программы «Кукла-Доктор», «Неограниченные возможности за ширмой кукольного театра», «От сердца к сердцу». Эти программы дают возможность детям-инвалидам усваивать социальный опыт в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, устанавливать социальные связи, принимать ценности различных социальных групп и общества в целом, развиваться как личности, осваивать и принимать ценности, нравственные и моральные нормы общества, восполнять дефицит общения, развивать свой творческий потенциал. Развитие индивидуальных творческих способностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через следующие формы работы: учебное занятие, репетиции, концерты, конкурсы и т.д. Основная форма реализации образовательной программы с детьми – занятия, которые проводятся по следующим предметам: актёрское мастерство, сочинительство, музыка, рисование, общение. Занятия проходят два раза в неделю от 20 до 30 минут, индивидуальные и групповые (время занятий определяется состоянием здоровья ребёнка). Создаются условия для
совместной деятельности здоровых детей и детей-инвалидов, в том числе активно используется ситуация успеха на занятиях. С каждым ребёнком педагоги занимаются индивидуально по предметам, а волонтёры из обучающихся театра кукол «Аленький цветочек» включают и сопровождают детей в игровой и театральной деятельности. Взаимодействие педагогов, волонтёров театра кукол, детей-инвалидов, их родителей, даёт возможность детям с ОВЗ выступать в спектаклях, концертах, презентациях, конкурсах. Центр детского творчества активно поддерживает все творческие начинания и стремления детей с ОВЗ. В частности, на средства, вырученные с благотворительных концертов, был выпущен сборник стихов «Навстречу мечте» Чекряжева Вадима. На презентации сборника присутствовали поэты города. Артистами театра кукол было прочитано 24 стихотворения Вадима. Его творчество было отмечено дипломом 1 степени краевого конкурса «Ростки талантов» для детей с ОВЗ, в номинации «Литературное творчество». Следующей творческой работой Вадима стал созданный им сценарий для кукольного театра, по которому был поставлен спектакль «Смелый зонтик», в котором он сыграл главную роль. Совместная творческая работа артистов театра и детей-инвалидов получила диплом лауреата краевого конкурса «Театральная карета». В 2014 году ребёнок-инвалид Митрохина Марина получила высокую награду – президентскую премию, став победителем в Международном конкурсе «Детство без границ» среди детей и молодёжи, в т.ч. инвалидов, склонных к активной деятельности на благо ребят с ограниченными возможностями здоровья, представив свою творческую работу «Свой талант подари детям». Сидоркин Родион стал лауреатом Международного конкурса национальных культур «Синяя птица» в номинации «Художественное слово». Этот успех – результат большого совместного труда ребёнка-инвалида, педагога, родителей и волонтёра. Но самая главная победа заключается в том, что у этих «особенных» детей появилось огромное желание творить и быть понятым и принятым в обществе.
В течение 12 лет Центр детского творчества и театр кукол «Аленький цветочек» проводят в нашем городе акцию «Подарю тебе мечту» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Во время акции работают две творческие группы воспитанников театра кукол. Первая группа готовит адресные поздравления детям, которые в силу различных заболеваний плохо передвигаются и не могут пойти на Новогодний утренник. Вторая творческая группа поздравляет детей, находящихся на лечении в городской больнице 28 декабря и 1 июня. И в течение года в рамках программы «Кукла – Доктор» коллектив театра проводит игры-уроки, показывает спектакли, проводит игровые программы для детей, находящихся на лечении в больнице, создавая, таким образом, положительную мотивацию к выздоровлению. Во время акции воспитанники театра проводят благотворительный концерт, денежные средства которого направляют на адресную помощь больному ребёнку. На сегодняшний день акция «Подарю тебе мечту» помогла пройти курс лечения 17 детям. Немаловажным является и тот факт, что в благотворительных концертах дети- инвалиды выступают на равных с артистами театра кукол. Результатом проделанной работы стало резкое увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, желающих заниматься в ЦДТ по разработанным программам. И как следствие – назрела острая необходимость в отдельном, специально оборудованном помещении для занятий с особенными детьми. Для этих целей привлекались спонсорские денежные средства, пожертвования родителей, физических и юридических лиц, средства, вырученные с благотворительных концертов. И к 2011 году в Центре детского творчества была открыта Комната коррекции здоровья. Теперь у детей-инвалидов, которые занимаются в кукольном театре, есть своё помещение, укомплектованное развивающими играми, специальной мебелью, тренажёрами. На данный момент в комнате коррекции здоровья работают семь педагогов, успешно реализовывающих свои программы «Мир вокруг нас», «Весёлая математика», «Волшебные пальчики», «Музыка», «Хореография», «От сердца к сердцу», «Наши неограниченные возможности за ширмой кукольного
театра». Всё это ещё больше мотивирует детей к саморазвитию, помогает наладить отношения с окружающими. В ходе реализации образовательных программ, кроме занятий с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, проводятся следующие мероприятия: 1. Городская акция «Подарю тебе мечту» для детей-инвалидов. 2. Благотворительные концерты, собранные средства от которых идут на оказание адресной помощи детям-инвалидам. 3. Праздники в комнате коррекции здоровья: «Здравствуй школа», «Праздник Осени», «Моя мама лучшая на свете», «Наши защитники», «Новогодняя сказка», «Последний звонок». 4. Экскурсии в природу и в театр. 5. Экологическая акция «Мой цветник», «Клумба с пандусом» для детей – инвалидов. Акция даёт возможность детям самим принять участие в выращивании цветочных растений. Держась за пандус, эти дети, при помощи волонтёров и родителей, могут поливать клумбу, пропалывать сорняки, наблюдать за процессом роста и цветения растений. 6. Здоровьесберегающие мероприятия включают в себя занятия на свежем воздухе. Успешно реализовываются социальные проекты с помощью волонтёров «Будь здоров, расти большой!», «Пловец-молодец» - где занятия с детьми-инвалидами проводят волонтёры в городском бассейне «Олимп», на уличной сенсорной дорожке. Один раз в неделю проводятся занятия в кабинете лечебной физкультуры в детской поликлинике города, где имеется всё необходимое оборудование и нужные специалисты. 7. Акция «Мой пернатый друг». Волонтёры, родители и дети-инвалиды делают кормушки для птиц, развешивают их на территории ЦДТ и в период зимнего времени подкармливают птиц. Совместные добрые дела творят чудеса. У многих детей меняется жизненная позиция: «Да, мне нелегко в этой жизни, но я готов отдать частичку собственных сил тому, кому также нелегко, а может быть ещё труднее».
8. Краевой конкурс «Ростки талантов» для д е т е й - и н ва л и д о в , Международный конкурс национальных культур «Синяя птица», Международный конкурс «Детство без границ». 9. Организация летнего отдыха для детей - инвалидов. Все перечисленные мероприятия направлены на достижение одной цели - формирование активной жизненной позиции детей-инвалидов, развитие их творческого потенциала, восполнение дефицита общения. В основе работы над мероприятиями лежат принципы сотрудничества, доверительного общения, милосердия, личностного подхода, сотворчества. При реализации программ используются следующие педагогические технологии: - технология обучения в сотрудничестве; -технология развивающего обучения; -технология разноуровневого обучения; -технология игрового моделирования; - здоровьесберегающие и проектные технологии. Особое место на занятиях отводится арт-терапии как эффективному способу развития творческих способностей и коррекции психологических трудностей детей. Все вышеперечисленные технологии взаимосвязаны и взаимопроникаемы, и поэтому используются как единое целое, так как работа с «особыми» детьми требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, и предполагает симбиоз различных педагогических наработок, их комплексное использование в образовательно- развивающем процессе. Результатом реализации программ в комнате коррекции здоровья служит: - расширение спектра и улучшение качества предлагаемых услуг по социализации детей-инвалидов в условиях дополнительного образования детей; -увеличение охвата детей-инвалидов дополнительным образованием; -увеличение количества педагогов, работающих с данной социальной категорией; - совершенствование программного обеспечения по предметам для работы с «особыми» детьми; - расширение волонтёрского движения; - диссеминация опыта по работе с данной категорией детей.
Кроме того, дети-инвалиды - получают опыт социализации; -осознают то, что они не одни, и имеют равные возможности со здоровыми детьми; - формируют элементарные коммуникативные навыки; -раскрывают свой творческий потенциал; - получают новые знания по предметам. Родители и семьи детей-инвалидов - получают улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях; - расширяют свои коммуникативные возможности. Здоровые дети, их родители и педагоги, занимающиеся с детьми- инвалидами - получают новый социальный опыт общения с «особыми» детьми и их родителями; - воспринимают инвалидов как равных себе людей Механизм отслеживания программ Базовой единицей соотношения целей и результатов программ являются «изменившиеся отношения растущей личности»: отношение к себе; отношение к другим; отношение к миру. Внешнюю результативность мы отслеживаем количественными показателями: стабильность посещения занятий, количество выступлений, количество наград. Внутреннюю результативность отслеживаем через траекторию развития личности, которая едина для всех воспитанников- участников программ. В коллективе внедрена процедура мониторинга, заполняется карта творческого роста. При этом различны методы диагностики: для детей с ограниченными возможностями - наблюдения; для волонтёров театра кукол – тестирование.
Изменение нравственной самооценки воспитанников, 2015 - 2016 г.

Отношение к жизненным ценностям, 2015-2016г.

Работа в данном направлении позволила нам накопить достаточный опыт по использованию возможностей дополнительного образования в вопросах социализации детей-инвалидов. При организации этой деятельности нам пришлось столкнуться с рядом проблем, требующих безотлагательного решения: это и специальная подготовка педагогов, и работа с социальными партёрами, и межведомственное сотрудничество, и оборудование помещения, и методическое обеспечение программ. Кроме того, часто возникали вопросы по организации участия таких детей в выездных конкурсах. Поэтому мы хотели бы обратить внимание на факторы риска, неизбежно возникающие при организации работы с детьми-инвалидами: 1. Недостаточная подготовленность контингента здоровых детей к общению с детьми- инвалидами. 2. Неготовность родителей к изменению своей позиции «мне должны» на позицию «я могу»; неготовность изменить гиперопеку над своим ребёнком на отношения сотрудничества. 3. Недостаточные знания педагогов об особенностях детей-инвалидов с разными видами заболеваний, формах и методах работы с ними. 4. Материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение программ.
Изменение нравственной мотивации воспитанников, 2015-2016г.

Список используемой литературы 1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М., 1989. 2. Гончарова Г.В. Об особенностях обучения изобразительному искусству детей с ограниченными возможностями.// Дополнительное образование и воспитание - №12 – 2008. 3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. Л., 1977. 4. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н.Д. Шматко. М., 1997 5. Монтессори М., Значение среды в воспитании: Пер. с итал. К. Памфиловой// Частная школа. – 1995.-№4.С. 6. Неверова Е.Ф. Обучение, творчество и понимание как синонимы.// Дополнительное образование и воспитание - №9 – 2008. 7. Финк А. Кондуктивная педагогика А.Петё. М., 2003.


В раздел образования