Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Катюша»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАФЕ
«В гостях у
волшебницы Зимы»
Подготовила: педагог дополнительного образования
– Аксенова Т.А.
ЯНАО
г. Лабытнанги
Цель .
Развивать
чувство
эмпатии
к
окружающему
нас
миру,
закрепить
представление
детей
о
характерных
особенностях
зимнего
времени
года,
развивать интеллектуальные способности в области естествознания, развивать
исследовательскую
активность
детей
в
процессе
экспериментирования,
формировать навыки экологически грамотного поведения.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Рада вас видеть в гостях в нашем
экологическом
кафе.
В
какое
время
года
мы
сегодня
отправимся
путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает? (Зимой)
-
Зима - это удивительная сказка, которой все восхищаются: поэты дарят ей
прекрасные
строки,
художники
пишут
о
ней
замечательные
картины,
музыканты посвящают произведения.
А мы с вами сейчас сочиним свою
зимнюю сказку. Мы постараемся выполнить интересные задания, и
может
быть, нам откроются те странички зимы, которые мы и не замечаем.
Меню реализации проекта:
1. «Научные размышлялки»
- Сейчас я попрошу вас отгадать следующие загадки:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает к нам с тобой… (Снег)
Побелело за ночь всюду.
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез -
Там волшебный вырос лес! (Морозный узор)
- А теперь научно докажите, как образуются эти явления. А помогут вам в этом,
вот этот ноутбук и интерактивный стол.
Информация
1. Пришла
зима.
С
севера
подул
студеный
ветер,
и
с
неба
посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее
другой. Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами; вот
тончайшая пластинка с шестью гранями! Побывали ученые в облаках при
снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными
хлопьями
падал
снег,
а
высоко-высоко
в
небе
всюду
мелькали
крохотные
кристаллики
льда.
Как
только
льдинки
опускались
в
тучу,
они
сразу
становились легкими нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком
небе
–
это
замерзший
водяной
пар.
Он
есть
повсюду
в
окружающем
нас
воздушном океане. Крошечные частички воды замерзают в облаках. Снег идет
тогда, когда температура воздух вокруг облаков ниже ноля градусов.
Информация 2.
Зима. За окном мороз, а в комнате тепло. В воздухе всегда есть пар – невидимка.
Он тоже приблизился к оконному стеклу и примерз к нему. Произошло еще
одно необыкновенное чудо – пар превратился в льдинки! Вода газообразная
превратилась в воду твердую.
2. «Научная лаборатория»
Опыт №1. «Волшебный чудо - снег!»
Материал.Емкость для снега, мерная ложка, холодная вода, перчатки, карточка
ОБЖ, мелкие игрушки зверей.
Выполнение: Положим 1 ложку специального «снежного» порошка в емкость, и
нальем холодной воды. Все хорошенько размешаем. Снег готов!
Вывод. Специальные химические вещества из которых сделан этот порошок
вступают во взаимодействие (реакцию) с водой,
порошок увеличивается в
размерах, и получается вот такой пушистый снег!
Опыт №2 «Украшение зимнего пейзажа»
Материал. Для создания этого волшебства потребуется: тарелка или блюдо с
небольшим углублением, молоко (2% или выше), пищевой краситель, средство
для мытья посуды.
Выполнение: наливаем в тарелочку тонкий слой молока, затем капаем пищевой
краситель, после, добавляем несколько капель средства для мытья посуды в
центр пищевого красителя.
Вывод. На молоке образуется
- поверхностное натяжение (тонкая пленка из
жира). Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого
пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности
молока.
Но
самое
главное,
что
моющее
средство
вступает
в
реакцию
с
молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
3. «Юные синоптики»
- Если вы отгадаете правильно следующею загадку, то узнаете, с каким
природным явлением сейчас встретитесь.
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Снег поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)
- Что такое ветер?(Воздух, который движется).
- Правильно, воздух вокруг нас постоянно движется. Ветер возникает из-за
изменений в температуре воздуха или атмосферном давлении.
- Вспомните, когда бывает ветер? (Когда теплый воздух поднимается вверх,
холодный ветер передвигается, чтобы занять место теплого ветра).
- Или потоки воздух двигаются из зон высокого давления в зоны низкого
давления.
Ветер может двигаться с разной силой и скоростью. Есть специальный прибор
для измерения скорости ветра, как он называется? (Анемометр).
- Сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент и постараемся создать
сами ветер и измерим с помощью анемометра его силу).
Материал. Фен, воздушный шар, трубочки, перчатки.
Выполнение. С помощью разных предметов приводим в движение лопасти
анемометр и с помощью таблицы определяем, какой из предметов сильнее всего
воздействовал на анемометр.
- Как вы думаете, для чего нужно измерять силу и скорость ветра
4. «Экологическая разминка»
Объясните поговорки:
Зима не лето: в шубу одета.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Много снега – много хлеба.
5. Игра «Следопыты
Кто оставил следы на снегу? (Интерактивный
стол – провести линии от
животного к следам).
6. « Юные волонтеры»
Ответьте на вопросы:
Как помочь зимующим птицам?(Делать кормушки)
Как помочь диким зверям?(Подкармливать)
Как помочь деревьям? (Не обламывать ветки, не стряхивать снег, не обдирать
кору на деревьях).
Игра
«Помоги
зайцам
и
мышкам
спрятаться
от
лисы»
(Карточки
с
лабиринтами,
картинки
зайцев,
мышек
с
прикрепленными
скрепками,
магниты.)
«Научная лаборатория.»
Как помочь людям в гололед?
Материал. Песок, почва, вода, соль.
Выполнение.
Выбрать из находящихся перед вами предметов те, которые
помогут людям не скользить по льду, объясните свой выбор.
7. «Живые картины»
Каждому
участнику
предлагается
с
помощью
пластики,
мимики,
жестов
изобразить какое-либо зимующее животное или птицу.
Источники.
Елкина Н.В. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать.- Я.:
Академия развития, 1997.
Леонтьев
Д.В.
Юный
биолог:
Практическое
руководство
-
захватывающие
эксперименты.
Потапова Л.М. Детям о природе: Экология в играх. – Я. Академия развития,
2002.
Шипунова
Т.Я.
Экологическое
воспитание
детей
дошкольного
и
младшего
школьного возраста» - Новосибирск, 1994.
ЮшковаС.М.
и
др.
Методическое
пособие
для
учителей
по
курсу:
Наша
окружающая среда.- Екатеринбург.: УралЭкоЦентр. 1997.