Автор: Фортун Ольга Владимировна Должность: учитель физики Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Запрудное" Населённый пункт: село Запрудное Наименование материала: статья Тема: Конфликты и пути их решения Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области»
______________________________________________________________________
Зам. дир. по УВР, учитель физики
Фортун Ольга Владимировна
«
Конфликты и пути их решения»
Цели:
1) Познавательные: учащиеся должны усвоить сущность понятий «конфликт» и
«конфликтная ситуация»; познакомиться с навыками, необходимыми в данной ситуации и
правилами предупреждения конфликтов.
2) Развивающие: развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и
самооценки.
3) Воспитательные: повышение сплочённости класса.
Оборудование:
магнитофон, кассеты с записями, 2 магнитные доски, наглядные материалы, гитара, текст
песни.
Ход работы:
Учитель приветствует учеников, предлагает ученикам поприветствовать друг друга,
пожать руки, улыбнуться друг другу и гостям.
Учитель:
Мы
живем
в
21
веке.
Конфликты
существовали
задолго
до
нашего
появления на Земле. Нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются
патологией.
Это
нормальное
явление
в
нашей
жизни.
Общество
без
конфликтов
невозможно, так как каждый человек индивидуален, свободен.
Сегодня мы поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного
часа «Конфликты в нашей жизни и …» В конце классного часа мы вместе с вами закончим
формулировку.
Что означает слово «конфликт»? Какие ассоциации вызывает? Давайте послушаем,
какое определение этого слова дано в словарях.
Сообщение ученика.
Учитель просит выйти к столу 2-х юношей.
Армреслинг.
Учитель: В результате этой игры мог произойти конфликт. Почему? При каких
условиях возникает конфликт?
Ученики отвечают.
Учитель: Для возникновения конфликта как минимум нужно 2 человека или 2 точки
зрения и предмет спора.
В классе был проведен тест «Конфликтная личность».
70 % учеников в нашем классе тактичны, не любят конфликтовать, стараются
избегать критических ситуаций. Вступая в спор, всегда учитывают, как это отразится на
дружеских отношениях.
30 % - в споре настойчиво отстаивают свое мнение, не смотря на то, как это
повлияет на личные отношения.
Что пишет о спорах известный оратор Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать
друзей и оказывать влияние на людей»?
Сообщение ученика.
Что
происходит,
если
спор
разрешается
неправильно?
Какие
чувства
у
вас
вызывают конфликты?
Звучит тревожная музыка. Каждая группа создает схему нарастания конфликта на
магнитной доске:
Несогласие
Недовольство
Противодействие
Унижение
Агрессия
Разрыв
Обсуждение по схеме.
Что происходит, если конфликт разрешается правильно?
Звучит веселая музыка и каждая группа создает схему правильного разрешения
конфликта:
Нежность
Юмор
Компромисс
Третейский суд
Анализ
Умение слушать
Понимание
Согласие
Учитель: Какие навыки необходимы человеку для разрешения конфликтов?
Ученики отвечают: умение слушать, хладнокровие, уверенность в себе, умение
владеть своими эмоциями.
Учитель: Человек – удивительное создание, обиды помнит дольше, чем добрые
дела. Казалось бы очень просто сказать «Прощаю тебя…» Но часто даже это волшебное
слово не способно снять тяжесть с души. А ведь обида может спровоцировать и очень
опасный шаг – месть. Месть во все времена была плохим помощником. Знаменитый граф
Монте- Кристо около 15 лет вынашивал план мести и еще 10 лет потратил на то, чтобы
воплотить свой замысел. Отомстив, он остался не менее несчастным, чем был до этого.
Энергия
ненависти
разрушительна.
Исцеляет
лишь
энергия
добра,
прощения,
любви. А зло имеет свойство бумерангом возвращаться к тому, кто его совершает.
Если обида и злость лежит тяжестью в вашем сердце, есть такой способ. Нужно
написать человеку, который вас обидел, 7 разных писем. Каждое письмо посвящено
разным чувствам: гнев, обида, страх, сожаление, прощение, благодарность и любовь.
Письма можно не отправлять. Главное – написать их именно в такой последовательности.
Звучит музыка, все пишут письма.
Учитель: Есть в календаре такой день – прощенное воскресенье. Он отмечается
перед великим постом, когда все люди просят прощения у своих друзей, знакомых за
совершенные обиды.
Как закончить тему нашего классного часа? Что нового и полезного вы узнали?
Избежать конфликта может каждый, это возможно в любой ситуации. Давайте
принимать людей такими какие они есть, не требуя невозможного.
Все поют песню «Этот мир»
Вывод:
На протяжении всего подросткового возраста потребность подростков заключается в том,
чтобы взрослые признавали их равноправными партнерами в общении. Но именно эта
потребность
часто
порождает
у
них
агрессивные
формы
поведения.
Чаще
всего
отмечаются грубость, упрямство, негативизм, вербальная агрессия, противопоставления
себя взрослым. Из-за несовпадения взглядов, интересов, установок и стремлений между
подростками и взрослыми возникают конфликты. Очень часто источником конфликтов
является неэффективный способ поведения взрослых с подростками. Чтобы изучить
поведение
педагогов
в
конфликтных
ситуациях
на
педагогическом
совете
прошло
исследование по методике К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях».