Напоминание

Семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей в современном обществе России


Автор: Огурцова Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ№7"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей в современном обществе России
Раздел: среднее образование





Назад





Семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных

ценностей в современном обществе России.
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом! Семья является первым и основным воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребенка. Политика государства, направленная на защиту прав современной семьи, защиту прав ребенка, заботу о его жизни, развитии, образовании и воспитании, отражается в следующих документах: Конвенции о правах ребенка, Семейном кодексе РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями), ФЗ «Об образовании в РФ». В вышеуказанных государственных документах ребенок рассматривается не только как объект, который требует специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Именно на родителей (законных представителей) несовершеннолетних возлагаются обязанности по воспитанию и образованию детей. Они обязаны заложить основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, обеспечить получение детьми общего образования.
Семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья призвана обеспечить ребенку благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботу и поддержку. Только в семье ребенок ощущает духовную связь и преемственность между поколениями, усваивает систему ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку и окружающим, выполнение семьей в полном объеме ее воспитательной и социализирующей функции. Чаще всего встречаются следующие типы семейного неблагополучия:  Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков);  Асоциально-аморальные (бродяжничество, тунеядство, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни);  Криминальные (семьи, в которых родители, другие члены семьи – отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы);  Конфликтные (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством);  Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу разных причин утратили свое влияние на детей); Существует много причин, приводящих к семейному неблагополучию:  социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений;  ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно
сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки.  педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, они могут быть единичными, могут быть комплексными, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, которая сталкивается с трудностями, становится неблагополучной. Признаки неблагополучия могут быть временными, большая часть семей справляется с этим самостоятельно либо обращается за помощью к специалистам. В нашем учебном заведении количество социально-неблагополучных семей, состоящих на учете в КДН и ЗП, за последние три года практически не меняется (все семьи поставлены на учет за употребление родителями спиртных напитков и невыполнение родительских обязанностей). На конец прошлого учебного года сняты с учета 4 семьи, но все же количество семей с различными признаками неблагополучия увеличивается: 1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки. 2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек. 3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение
строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозится развитие детей; эксплуатация детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни; отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход. 4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизации мальчиков и девочек. 5. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы. 6. Семья, умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи. № Категории семей 2013/2014 2014/2015 2015/2016 1 Малообеспеченные семьи 4 сем./5 детей 2 семьи/3 детей 3/5 2 Многодетные семьи 39 36 46 3 Семьи с одним ребенком 86 74 70 4 Неполные семьи 108 121 113 5 Одиноких матерей с детьми 99 89 86 6 Одиноких отцов с детьми 9 4 7 7 Социально- неблагополучные семьи 8(8) 4/4 5/5
8 Опекаемые /из них сироты 12/4 9/3 7/2 9 Семьи «группы риска» (ВШУ) 9 6 6 Занимаемое жилье 2012/2013 2013/2014 2014/2015 Деревянное 417 397 356 Капитальное 135 176 219 Учащимся из социально опасных семей выделяется материальная помощь по программе «Обеспечение общественной безопасности». По решению педсовета предоставляются льготы по питанию, оказывается помощь в организации летней занятости, трудоустройстве. Учащимся, воспитывающимся в таких семьях, необходим организованный досуг и отдых, этот вопрос стоит на особом контроле у социального педагога и классных руководителей. Каждому ребенку нужно найти интересное дело и занять его свободное время. Большую помощь в работе с данной категорией семей нашему образовательному учреждению оказывает ГКУ ЯНАО СРЦН «Садко». Мы много лет сотрудничаем с ним на договорной основе. Специалисты Центра помогают в работе с социально-неблагополучными семьями и семьями, находящимися в «группе риска». Учащиеся школы из данных категорий семей посещают дневное отделение Центра, родителям оказывается консультативная помощь (юридическая и психологическая), помощь в оформлении документов, помощь в устройстве на работу. Но результат нашей совместной работы зависит от родителей, их желания изменить свою жизнь и жизнь своих детей в лучшую сторону. Если результата нет, то неблагополучие становится фактором риска деформированной социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в совершении правонарушений, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Два учащихся данной категории состоят на учете в ОДН ОМВД за совершение общественно-опасного деяния и употребление спиртных напитков, но один из них снят по исправлению, он серьезно увлекся боксом, является кандидатом в мастера спорта.
Анализируя причины совершения правонарушений учащимися, мы пришли к выводу, что 8 учащихся из 11, состоящих на учете в ОДН, воспитываются в семьях, имеющих комплексные признаки неблагополучия, что послужило причиной совершения правонарушения. Пятеро учеников воспитываются одинокими матерями: два из них растут во вседозволенности, с постоянно растущими потребностями (драка и употребление ПАВ), а трое с низким материальным положением. Данные семьи находятся за чертой бедности ( дети из этих семей совершили кражи); 3 ученика проживают в полных семьях, с постоянно пьющим одним родителем (кража и употребление спиртных напитков); 5 учеников воспитываются в конфликтных семьях, из них 1 ребенок воспитывается отчимом. Совершение правонарушений данными учащимися стало следствием слабого родительского контроля, снижения их социальной активности, переноса функций воспитания на образовательное учреждение. Подводя итог, можно сказать, что основным фактором, вызывающим риск совершения правонарушений в детской и подростковой среде, является семейное неблагополучие, которое выражается в совокупном влиянии причин различного характера на процесс социализации и развития личности ребенка. Работа с неблагополучной семьей - одно из сложных направлений в работе педагогов: она не всегда приносит результаты, а если результат есть, то он отсроченный. В настоящее время много российских семей находится в кризисном состоянии: сказывается низкий жизненный уровень и педагогический потенциал семей, постоянно увеличивается количество разводов и семейных конфликтов. Достаточное количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями ОУ, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями. В одностороннем порядке для школы трудно наладить диалог, если семья к нему, либо не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения.
Для того чтобы решить ряд проблем в образовательной среде, необходимо организовать правильное взаимодействие родителей, учителей, учеников, основанное на принципах партнерства и равенства. Главной задачей в работе с родителями является включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Для активизации родителей недостаточно использовать традиционные формы взаимодействия, в которых главное место отводится сообщениям, докладам, приходиться их модернизировать и разнообразить, ориентируясь на особенности семейного воспитания, на потребности, запросы родителей, терпеливо приобщая их к делам школы и класса, сочетая коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия. Хочется обратить внимание на наиболее эффективные мероприятия с привлечением родительской общественности, проводимые педагогами нашей школы. Четыре года в школе активно работал «Клуб пап». Начиналось все с проекта «Папа может всё». Опыт нашей школы показывает, что при средней наполняемости класса – 20-25 человек, на родительские собрания приходят в основном матери учащихся. Общественная работа в школе тоже в основном на их плечах. Вот поэтому педагоги начальных классов С.В. Псарева и Л.Г. Емельянова решили обратиться к данной проблеме. Цель проекта: активизировать участие отцов в воспитательном процессе класса и школы. Папы справились с поставленной задачей. Проводили спортивные праздники, осенью и весной организовывали изготовление кормушек для птиц, устраивали велогонки в школе, проводили мастер-классы, организовывали экскурсии на свои предприятия. Участники проекта принимали участие в заседаниях Совета профилактики школы. Они настолько активизировались, что один из отцов возглавил Управляющий совет школы. «Дни открытых дверей» - это совместный праздник педагогов и семьи, которым традиционно завершается учебный год, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, награждаются дети, родители, педагоги в знак эффективной совместной работы.
Большой интерес у родителей и детей вызывает проект «Маршрут выходного дня» - инициатор учитель начальных классов Ковальчук Л.Г, целью проекта является гармонизация детско-родительских отношений, сплочение коллектива детей и взрослых, организация досуга в выходные дни. Родители с удовольствием откликнулись на предложение оторваться от телевизоров и провести выходной день всей семьей на природе, причем в каждую последующую поездку желающих становилось больше. Ежегодный праздник «Традиции народного воспитания в семье» представляет возможность всем желающим показать традиции и обычаи своего народа, национальное творчество, представить символ семьи, её родословную, национальную кухню. В конечном итоге цель взаимодействия семьи и школы – создание условий д л я формирования традиционных духовно-нравственных ценностей, развития всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции, с отклоняющимся поведением, слабоуспевающих, главное подготовить учащихся к жизни, научить их жить в мире и согласии с собой и окружающими. Поэтому мы стараемся донести до родителей слова А. С. Макаренко: “Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание-это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. Литература: 1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». Политиздат, 1985 г.
2. Дереклеева Н. И. «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г. 3. Кон И. С. «Ребёнок и общество». М., 1988 г. 4. 5. Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992. 6. Соловцова И. А. «Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии». Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — С. 49. 7. Панкова Т. А. «О становлении нравственных и гражданских позиций школьников. Социологические исследования» 2002 г. 8. Патрушева И. Н. «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности» Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, январь 2014 г. — СПб.: Заневская площадь, 2014. 9. Сухомлинский В. А. «Избранные педагогические сочинения. Педагогика». Том 1–3, 1981 г. 10. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения»: В 4-х томах. — М.: Генезис, 2003. 11. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996 г. 12. Хонекер М. «Семья как фактор формирования личности подростка». М., 1979 г. 13. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века.— М.: РИО МГТА, 2003.


В раздел образования