Влияние речи педагога на развитие культуры речевого общения с обучающихся
Автор: Кабитова Валентина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "школа № 2 г Йошкар -Ола " Населённый пункт: Республика Марий Эл Наименование материала: Влияние речи педагога на развитие культуры речевого общения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью Тема: Влияние речи педагога на развитие культуры речевого общения с обучающихся Раздел: начальное образование
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Причиной выбора данной темы стали низкая речевая культура
обучающихся
с
интеллектуальной
недостаточностью,
неумение
выбирать
нужные речевые средства, излагать свои мысли, строить высказывания. На
сегодняшний день одной из задач современной школы является воспитание
подлинно
культурных
людей,
а
культура,
как
известно,
невозможна
без
общечеловеческих правил речевого общения. Речь человека есть показатель
его
интеллекта
и
культуры.
Чем
речь
точнее
выражает
мысль,
тем
значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Одной из
важных
задач
педагога
коррекционной
школы
является
воспитание
гражданина, любящего свой язык, развитие его культуры речи.
Непременным условием для умственного развития ребенка является
его общение с взрослыми, а точнее, с педагогами. Взрослые – хранители
опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать
этот
опыт
можно
не
иначе
как
с
помощью
языка.
Язык
–
«важнейшее
средство человеческого общения». Среди многих важных задач воспитания и
обучения детей с нарушениями развития, обучение родному языку, развитие
речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача сопутствует
развитию
культуры
речевого
общения.
Культура
общения
обязательно
предполагает культуру
речи.
Один
из
аспектов
этого
широкого
вопроса
– воспитание
культуры
речевого
общения.Культура
речи
предполагает
наличие
у
обучающегося
достаточного
запаса
слов,
умение
говорить
лаконично, сохраняя спокойный тон.
Речевая культура в современном понимании – это область, которая
изучает
осознанную
речевую
деятельность
как
целенаправленную,
целесообразную и этически корректную. Речевая
культура – это основной
инструмент
культуры
в
целом.
Культурная
речь
является
обязательным
элементом
общей
культуры
человека.
Не
случайно
считается,
что
речь
человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно
человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении,
но
и
в
профессиональной
деятельности.
Особенно
актуально
данное
утверждение
по
отношению
к
речи
воспитателя
коррекционной
школы,
работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и
одновременно
образец
для
воспитанников. Культура
речи
педагога –
важнейшее
качество
его
профессиональной
педагогической
деятельности.
Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрастным
и психическим возможностям обучающихся с речевым недоразвитием, на
которых
она
направлена,
их
развитию,
запасу
представлений
об
окружающем,
опираться
на
их
опыт. Воспитатель
должен
помнить:
чем
богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем
точнее
и
выразительнее
речь.
Расширение
словарного
запаса
обогащает
педагога,
положительно
сказывается
на
его
деятельности,
в
частности,
педагогической.
Тогда
он
не
будет
испытывать
особых
затруднений
в
установлении речевых контактов с окружающими.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы,
необходимые для оказания соответствующего влияния на речь особых детей,
и уметь их применять во всех случаях общения с воспитанниками и другими
людьми. Педагог
должен
самокритично
относиться
к
своей
речи
и
при
наличии недочетов в ней, стремиться к их устранению. Общение с детьми
обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Дети учатся у
него правильно строить предложения, логически последовательно излагать
мысль. При появлении нового, не понятного для обучающихся слова, педагог
объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В
результате
у
воспитанников
обогащается
соответствующий
словарь,
расширяется
круг
представлений,
что
создает
возможность
свободно
общаться
с
взрослыми
и
сверстниками,
понимать
литературные
произведения, телепередачи и т.д.
Также необходимо ежедневно прививать детям речевой этикет,
используя различные методы и приемы на воспитательных мероприятиях.
Правила культурного речевого поведения регулируются речевым этикетом
сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых
в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения
-
приветствия,
прощания,
извинения,
благодарности,
поздравления,
пожелания,
сочувствия
и
соболезнования,
одобрения
и
комплимента,
приглашения, предложения, просьбы совета.
Речевой этикет охватывает
собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что
может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых
средств
даёт
возможность
выбрать
уместную
для
речевой
ситуации
и
благоприятную для адресата «ты или вы» - форму общения, установить
дружескую,
непринуждённую
или,
напротив,
официальную
тональность
разговора.
Обучающихся
следует
учить
говорить
спокойно,
без
крика,
отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь
терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение воспитатель должен
показывать
детям
своим
личным
примером
и
всегда
помнить
о
своей
гражданской ответственности перед обществом. Дети, общаясь с взрослыми
в
различных
видах
деятельности,
перенимают
не
только
все
тонкости
правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и
все несовершенства его речи. Речь взрослого (родителя, педагога), который
находится
постоянно
в
поле
зрения
детей,
в
общении
с
ними,
является
основным источником, из которого дети получают образец родного языка,
культурной
речи.
Она
должна
быть
не
только
правильной,
с
ясным
и
отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном
темпе,
громкости,
интонационно
выразительной,
правильно
оформленной
грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным
использованием словесных обозначений.
Основные требования, предъявляемые к речи педагога:
1.
Правильность
—
соответствие
речи
языковым
нормам.
В
общении
с
обучающимися воспитатель использует основные нормы русского языка -
правила
литературного
произношения,
а
также
нормы
образования
и
изменения слов.
2.
Точность
—
соответствие
смыслового
содержания
речи
и
информации,
которая лежит в ее основе. Воспитателю следует обращать особое внимание
на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей
навыков точности словоупотребления.
3.
Логичность
—
выражение
в
смысловых
связях
компонентов
речи
и
отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с
обучающимися учитывает, что в младшем школьном возрасте закладываются
представления
о
структурных
компонентах
связного
высказывания,
формируются
навыки
использования
различных
способов
связи
внутри
разговорных текстов.
4.
Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития обучающихся с
интеллектуальной
недостаточностью,
а
именно
подражание,
воспитатель
заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-
паразитов,
диалектных
и
жаргонных
слов. Слова-паразиты
–
это
слова-
связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в
его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные
слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, «режут слух». Слова-
паразиты
прицепляются
обычно
к
тому
человеку,
который
часто
делает
заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Сам человек,
имеющий в своей речи слова - паразиты, как правило, их не замечает. В
разговоре
с
детьми
следует
употреблять
слова
литературного
языка,
не
допуская грубых слов, избегая просторечий.
5.
Выразительность
—
особенность
речи,
захватывающая
внимание
и
создающая
атмосферу
эмоционального
сопереживания.
Выразительность
речи
воспитателя
является
мощным
орудием
воздействия
на
ребенка.
Владеющий
различными
средствами
выразительности
речи
воспитатель,
способствует
не
только
формированию
произвольности
выразительности
речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого,
формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6.
Богатство
—
умение
использовать
все
языковые
единицы
с
целью
оптимального
выражения
информации.
Богатая
лексика
воспитателя
способствует расширению словарного запаса обучающихся. Она помогает
сформировать
у
них
навыки
точности
употребления
разных
слов
и
словосочетаний, выразительности и образности речи.
7.
Уместность — употребление в речи слов, соответствующих ситуации и
условиям
общения.
Уместность
речи
воспитателя
предполагает,
прежде
всего,
обладание
чувством
стиля,
то
есть
культуры
общения
Специфика
работы в коррекционных школах нацеливает педагога на формирование у
обучающихся культуры речевого поведения, а именно, навыков общения,
умения
пользоваться
разнообразными
формами
речевого
этикета,
ориентироваться на ситуацию общения, на собеседника.
Таким образом, в своей работе по развитию культуры речи
обучающихся
с
интеллектуальной
недостаточностью,
воспитатель должен
обратить внимание на следующее:
1.
Правильно
произносить
все
звуки
родного
языка,
устранять
имеющиеся дефекты речи.
2.
Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
3.
Использовать в своей речи литературное произношение.
4.
Ст р е м и т ь с я использовать
в
речи
интонационные
средства
выразительности.
5.
В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа,
умеренной громкостью голоса.
6.
Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с
возрастом детей.
7.
Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона,
грубых выражений.
8.
Устранить из своей повседневной речи нелитературные, жаргонные,
вульгарные, иностранные слова, употребляемые без особой необходимости.
Задача воспитателя - следить за чистотой своей речи, подмечать собственные
речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, а также учить детей
на
лучших
образцах
родного
языка
-
произведениях
художественной
литературы и фольклора.
Итак, чтобы добиться от детей хорошей, правильной речи, которая
способствует культуре общения с окружающими, воспитателю следует не
только давать речевой образец воспитанникам, но и проверять, как они им
овладели. С этой целью можно использовать различные игровые упражнения
для
повторения
и
закрепления.
Также
необходимо
воспитывать
у
детей
интерес к умению правильно говорить, применяя поощрения, пример хорошо
говорящих
детей.
Нужно
в
обязательной
форме
систематически
контролировать
речь
детей
с
интеллектуальной
недостаточностью,
прислушиваться,
как
они
говорят,
вовремя
исправлять
ошибки.
Следовательно, к у л ь т у р а
р е ч е в о г о
о б щ е н и я
о б у ч а ю щ и х с я
с
интеллектуальной
недостаточностью
целиком
и
полностью
зависит
от
культуры речи педагогов, работающих с ними.