Автор: Балабанова Элла Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 7" Населённый пункт: Московская область г. Подольск Наименование материала: Конспект Тема: "Гласные звуки" Раздел: начальное образование
п е д а г о г а : помочь уяснить понятие «гласный
звук»; организовать работу (наблюдение, анализ) по выявлению особенности
гласных звуков – отсутствие при их произнесении преграды; научить выполнять
звуковой
анализ
слов,
обозначать
гласный
звук
красной
фишкой;
создать
условия для развития фонематического слуха и активизации словаря учащихся.
Познавательные:
выполнение
звукового
анализа
слов;
ознакомление
с
обозначением
гласных
звуков
в
модели
слова; логические
–
построение
рассуждений
о
значении
понятия
«гласный
звук»;
составление
слова
из
указанных звуков в других словах.
Р е г ул я т и в н ы е : принимать
и
сохранять
учебную
задачу;
адекватно
воспринимать
оценку
учителя
и
товарищей;
планировать
своё
действие;
понимать
возможность
различных
позиций
других
людей,
отличных
от
собственной,
и
ориентироваться
на
позицию
партнёра
в
общении
и
взаимодействии.
К о м м у н и к а т и в н ы е :
у м е т ь формировать
конструктивные
способы
взаимодействия с окружающими.
Ход
у р о к а
I. Организационный момент.
Прозвонил звонок
Начинается урок,
На меня все посмотрели
И красиво тихо сели.
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
–
Тысячи
разных
звуков
окружают
нас:
речевые
и
неречевые
звуки.
Представьте, вы оказались на животноводческой ферме. Выберите себе роль. С
помощью звуков покажите, кто вы. Вы на птичьем дворе. С помощью звуков
покажите, кто вы.
– Какие звуки вы услышали? (Неречевые звуки.)
– Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, проведём звуковой анализ
новых слов, узнаем, какие звуки называются гласными.
III. Открытие нового знания.
1. Интонационное выделение гласных звуков.
– В слове есть один звук, который можно очень громко крикнуть, пропеть.
Когда вы его произносите, ничто во рту вам не мешает – ни губы, ни зубы, ни
язычок. Угадайте, какой это звук? ([а].)
– Обозначьте его фишкой красного цвета.
Аналогичная работа проводится со словами «нос», «кит», «лук», «лес».
– Звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э] называются гласными. Их шесть.
– В старину голос так и называли: глас.
– Как вы думаете, при чём тут голос?
– Оказывается, гласные звуки образуются голосом. Давайте это проверим.
Поднесите ладонь к горлу, легко прижмите.
–
Произнесите
гласный
звук
[а].
Что
вы
почувствовали
под
ладонью?–
Произнесите другие гласные звуки.
Гласные в душе артисты,
Они очень голосисты.
Каждый спеть их очень рад,
Нет во рту для них преград.
2. Игра «Назови слово» (с гласным звуком).
Учитель называет гласный звук, ученики – слова, в которых есть этот звук.
– Ребята, чьи имена начинаются с гласного звука?
3. Работа по учебнику.
– Выложите фишками гласные звуки.
В садочке есть плод, он сладок, как мёд,
Румян, как калач, но не круглый, как мяч, –
Он под самой ножкой вытянут немножко.
(Груша.)
– Выделите последовательно каждый звук в слове.
– Какие гласные звуки есть в этом слове?
– Обозначьте гласные звуки красными фишками.
– «Прочитайте» слово «груша», соотнося произнесение с движением указки
по схеме.
4. Дифференцированная работа.
1 - я
г р у п п аработает с учителем.
– Отгадайте загадки. Если отгадка начинается на гласный звук, составьте
схему этого слова.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста.)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы.)
То назад, то вперёд ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе! Продырявит море!
(Утюг.)
2 - я
г р у п п аработаетсамостоятельно.
Как на нашей грядке выросли загадки:
Сочные да крупные, вот такие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют.
(Помидоры.)
В Полотняной стране по реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
(Утюг.)
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз.)
IV. Итог урока. Рефлексия.
– С какими звуками познакомились?
– Какие гласные звуки вы запомнили?
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поёт,
Звук получается… (гласный).