Напоминание

"Гласные звуки"


Автор: Балабанова Элла Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 7"
Населённый пункт: Московская область г. Подольск
Наименование материала: Конспект
Тема: "Гласные звуки"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока в 1 классе

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК».

ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА СХЕМЕ

Ц е л и

д е я т е л ь н о с т и

п е д а г о г а :
помочь уяснить понятие «гласный звук»; организовать работу (наблюдение, анализ) по выявлению особенности гласных звуков – отсутствие при их произнесении преграды; научить выполнять звуковой анализ слов, обозначать гласный звук красной фишкой; создать условия для развития фонематического слуха и активизации словаря учащихся. Познавательные: выполнение звукового анализа слов; ознакомление с обозначением гласных звуков в модели слова; логические – построение рассуждений о значении понятия «гласный звук»; составление слова из указанных звуков в других словах. Р е г ул я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. К о м м у н и к а т и в н ы е : у м е т ь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Ход

у р о к а

I. Организационный момент.
Прозвонил звонок Начинается урок, На меня все посмотрели И красиво тихо сели.
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Тысячи разных звуков окружают нас: речевые и неречевые звуки. Представьте, вы оказались на животноводческой ферме. Выберите себе роль. С помощью звуков покажите, кто вы. Вы на птичьем дворе. С помощью звуков покажите, кто вы. – Какие звуки вы услышали? (Неречевые звуки.) – Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, проведём звуковой анализ новых слов, узнаем, какие звуки называются гласными.
III. Открытие нового знания.


1. Интонационное выделение гласных звуков.
– В слове есть один звук, который можно очень громко крикнуть, пропеть. Когда вы его произносите, ничто во рту вам не мешает – ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадайте, какой это звук? ([а].) – Обозначьте его фишкой красного цвета. Аналогичная работа проводится со словами «нос», «кит», «лук», «лес». – Звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э] называются гласными. Их шесть. – В старину голос так и называли: глас. – Как вы думаете, при чём тут голос? – Оказывается, гласные звуки образуются голосом. Давайте это проверим. Поднесите ладонь к горлу, легко прижмите. – Произнесите гласный звук [а]. Что вы почувствовали под ладонью?– Произнесите другие гласные звуки. Гласные в душе артисты, Они очень голосисты. Каждый спеть их очень рад, Нет во рту для них преград.
2. Игра «Назови слово» (с гласным звуком).
Учитель называет гласный звук, ученики – слова, в которых есть этот звук. – Ребята, чьи имена начинаются с гласного звука?
3. Работа по учебнику.
– Выложите фишками гласные звуки. В садочке есть плод, он сладок, как мёд, Румян, как калач, но не круглый, как мяч, – Он под самой ножкой вытянут немножко. (Груша.) – Выделите последовательно каждый звук в слове. – Какие гласные звуки есть в этом слове? – Обозначьте гласные звуки красными фишками. – «Прочитайте» слово «груша», соотнося произнесение с движением указки по схеме.
4. Дифференцированная работа.
1 - я г р у п п аработает с учителем.
– Отгадайте загадки. Если отгадка начинается на гласный звук, составьте схему этого слова. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста.) К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. (Арбузы.) То назад, то вперёд ходит-бродит пароход. Остановишь – горе! Продырявит море! (Утюг.) 2 - я г р у п п аработаетсамостоятельно. Как на нашей грядке выросли загадки: Сочные да крупные, вот такие круглые, Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры.) В Полотняной стране по реке Простыне Плывёт пароход то назад, то вперёд. А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.) Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)
IV. Итог урока. Рефлексия.
– С какими звуками познакомились? – Какие гласные звуки вы запомнили? Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос поёт, Звук получается… (гласный).


В раздел образования