Теоретические основы процесса развития речи старших дошкольников
Автор: Шитова Юлия Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12 Населённый пункт: Никель, Мурманская область, Печенгский район Наименование материала: статья Тема: Теоретические основы процесса развития речи старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Теоретико-методологические основы процесса развития речи старших
дошкольников
Понятие «язык» и «речь» сложны и многообразны, поэтому существует
многоаспектность научного обоснования процесса развития речи.
Немаловажную роль в разработке теоретических основ играют смежные
науки, объектом изучения которых является язык, речь, познание, речевая
деятельность и речевая активность, языкознание, лингвистика, психология,
педагогика. Данные, полученные в этих исследованиях, позволяют
обосновать значение, место, принципы работы с детьми.
Методологической основой развития речи детей старшего дошкольного
возраста послужила философия материализма, ее понятие о языке, как о
продукте исторического и общественного развития человека, как средстве
взаимодействия между людьми, о связи мышления и языка. В этом подходе
нашло отражение определение языка как сложной деятельности, в результате
которой формируются умения и навыки, приобретаются новые знания,
происходит личностное развитие.
Знание методологических основ необходимо для понимания сущности
процесса развития речи, определения и создания необходимых условий при
выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного
образования в соответствии с действующими государственными
требованиями. Основополагающим понятием является то, что язык – продукт
общественного, исторического развития человечества. В нем находит
отражение история целых народов, система отношений и ценностей.
Речь возникла в деятельности, и наряду с языком, является одним из
важнейших условий существования человека. И как в продукте этой
деятельности, в языке отражены условие, содержание и результат.
Важнейший принцип методики развития речи детей- овладение
языковыми формами, развитие навыков общения происходит в деятельности.
Движущей силой выступает потребности в общении, возникающая в
процессе этой деятельности.
Следующей значимой с точки зрения методологии языковой
характеристикой является то, что язык является важнейшим средством
человеческого общения, взаимодействия. Во время общения ребёнок
является полноправным субъектом, не пассивно присваивает речевые модели,
и перенимает речь как часть общечеловеческой культуры.
Третья методологическая характеристика языка открывается в его
взаимосвязи с мышлением. Язык дает возможность планировать
интеллектуальную деятельность. Вместе с тем понятия «мышление» и
«язык» не являются тождественными. Мышление, по словам Р.С. Немова,
можно определить, как один из познавательных, высших психических
процессов человека. Цель его состоит в том, чтобы узнать о мире что-то
новое, недоступное непосредственному восприятию. Мышление является
процессом решения задач, опосредованного познания человеком
действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне
понятий. Под речью понимаются все возможные средства выражения
человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей, с
целью сообщения их другим людям. Благодаря соединению мышления и речи
в развитии человека происходят важные изменения: перестраиваются и
становятся произвольными все психические процессы, человек получает
возможность оперировать гораздо большим объёмом информации. Это
объединение дает возможность людям обмениваться мыслями друг с другом.
Благодаря интеллектуализации речи, соединению мышления с речью
происходит включение в мышление познавательных процессов, в которых
используется речь.
Указанные аспекты обоснования необходимы для решения общих и
частных методических задач. По мнению А. В. Текучева, объективность и
оправданность использования того или иного приема должна подтверждаться
психологически (учет психологических особенностей ребёнка,
сформированность навыка, особенность функционирования этого навыка),
лингвистически (соответствие по языковому материалу), дидактически
(соответствие общим дидактическим принципам).
Психологическую основу методики развития речи детей дошкольного
возраста составляет теория речи и речевой деятельности, по словам И. А.
Зимней, речевая деятельность не сто иное как активный процесс,
опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией. По сути-
процесс принятия и передачи информации. Психологическая природа
понятия «речь» раскрыта А, Н. Леонтьевым. Основными положениями
является то, что речевое развитие является центральным процессом в
психическом развитии человека, внутренне связано с мышлением и
развитием сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер, то
есть речи присущи коммуникативная (слово является средством общения),
интеллектуальная, индиктивная (слово является средством указания на
предмет), сигнативная функция (слово- носитель обобщения, понятия). Все
эти функции взаимосвязаны.
Речь является полиморфной деятельностью, так как может выступать и
как громкая коммуникация, и как внутренняя. Эти формы переходят одна в
другую. Также следует различать физическую (внешнюю) и семантическую.
сторону речи. Эти характеристики определяют необходимость особенного
внимания педагогов к содержательной стороне процесса развития речи детей
дошкольного возраста, к языку, как средства формирования и выражения
мыслей ребёнка.
Большое влияние на процесс развития речи, на методику оказывает
относительно новая наука психолингвистика, которая развивается на границе
языкознания и психологии. По мнению психолингвистов, речь- деятельность,
включенная в общую систему человеческой деятельности. И соответственно,
имеет мотив, цель, познавательные действия. Таким образом, детей следует с
стимулировать на возникновение речевой деятельности, правильно
определять определённые акты, действия, операции. Результатом будет
правильная автоматизация речевых навыков, коммуникативно- речевых
умений.
Исследователями в области психолингвистики был проведен
эксперимент, который подтвердил интегративный принцип овладения языком.
Другими словами, в основе усвоения языка лежит подражание. Активность
ребёнка в процессе речевого развития не что иное, как подражательная
активность. На самом деле, усвоение языка происходит не только путём
неоднократного повторения. Это процесс творческий, и необходима
организация творческого познания слова.
Для успешности процесса развития связной речи старших
дошкольников важно определение языковой способности ребёнка, от этого
зависит характер воздействия на речь. Л. С. Выготский рассматривает
языковую способность как отражение языка в сознании говорящего, речевой
опыт способствует появлению речевого механизма, речевой способности.
Речевая способность – совокупность речевых навыков, умений,
основанных на врожденных предпосылках. Речевой навык, как и любой
навык, является действием, доведённым до автоматизма, имеет определённое
оформление- внешнее (интонирование, произношение), и внутреннее
(используется падеж, число, род). В результате развития речевых навыков,
появляется особая способность – речевое умение. Навыки обладают
устойчивостью, и ребёнок сможет переносить их в новые условия. То есть,
речевые умения, по словам А. А. Леонтьева, речевые умения включают
комбинирование языковых единиц, использование их в любых ситуациях,
имеют творческий, продуктивный характер.
Существует четыре вида речевых умений: умение говорить, умение
аудировать, умение излагать свои мысли, умение читать. В процессе развития
речи старших дошкольников, получают развитие навыки и умения устной
речи.
Проблемы развития речи в дошкольном детстве освещались в трудах Л,
С. Выготского, С, Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. А, Леонтьева, Д, Б,
Эльконина, Н. Х. Швачкина, М. И, Лисиной, Ф. А, Сохина, и других. Эти
исследования позволяют понять специфику протекания у ребёнка
психических процессов, особенности овладения речью, выяснить
доступность и целесообразность содержания, методов и приёмов,
используемых в процессе развития речи старших дошкольников.
Таким образом, в результате становления методики развития речи,
произошло развитие от простого механического заимствования к переработке
и научному синтезу знаний. В настоящее время процесс развития речи
старших дошкольников имеет интегративный характер, основывающийся на
сведениях лингвистики, психофизиологии, психолингвистики и дидактики.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, и
ее основной характеристикой является понятность для собеседника. Связная
речь отражает все стороны своего предметного содержания. В методике
развития речи дошкольников этот термин употребляется в нескольких
значениях: ка процесс, собственно деятельность говорящего, как продукт
этой деятельности, как название раздела работы по развитию речи.
Высказывание- это речевая деятельность, и результат этой деятельности-
определенное произведение, большее, чем предложение. Его основой
является смысл (Т, А, Ладыженская, М. Р, Львов). Таким образом, связная
речь- это единое структурное и смысловое целое, включающее в себя
отдельные законченные отрезки, объединённые тематически. Основная
функция связной речи- коммуникативная т разделяется на монологическую и
диалогическую.
Диалогическая речь является первичной естественной формой языка,
классической формой речевого общения. Она отличается непроизвольностью
и реактивностью, типично использование шаблонов и клише, устойчивых
формул общения.
Монологичная речь – логически последовательное связное
высказывание, протекающее определенное время, выражает мысль одного
человека. Необходимы подготовка, предварительное обдумывание,
сконцентрированность на главном. Важны неречевые средства, такие как
жесты, интонация, мимика. Для монолога характерны- развернутость
высказывания, законченность, литературная лексика, логическая
завершенность, развернутая система связующих элементов.
Эти две формы связной речи отличаются и мотивами. Монолог
стимулируется внутренними мотивами, его средства и содержание выбирает
сам говорящий. Диалог стимулируется не только внутренним, но и внешними
мотивами, например, ситуацией.
Следовательно, монологическая речь является более сложным
процессом, более организованным и требует специального речевого
воспитания (Л. В. Щерба, А. А, Леонтьев) .
Взаимосвязь диалога и монолога особенно важно учитывать в процессе
знакомства детей с родным языком, с народной культурой. Очевидно, навыки
диалогической речи являются основой овладения молоногом. Развитие обеих
форм связной речи играет определяющую роль в процессе речевого развития
ребенка. Развитие связной речи можно рассматривать и как цель и как
средство практического овладения языком. Психологи подчеркивают, что в
этом случае отчетливо выступает тесная связь умственного и речевого
развития детей. Развитие связной речи оказывает влияние и на эстетическое
воспитание. Пересказы произведений устного народного творчества,
самостоятельное сочинение малых фольклорных форм развивают образность
и выразительность речи, обогащают художественно- речевой опыт
дошкольника .
На основе понимания, в какой –то степени примитивного, начинает
развиваться активный словарь ребенка. В раннем возрасте, по словам Ф. А
Сохина, малыш звуками и звукоподражанием привлекает внимание
взрослого. Появляется намеренность голосовой реакции, адресованность
другому человеку. К концу первого года жизни появляются первые слова, а во
второй половине второго года- обозначение словами предметов. Речь на этом
этапе выступает как средство познания окружающей действительности. В три
года усложняется структура предложений, увеличивается словарный запас.
Появляется диалогическая речь, которая на данном периоде тесно связана с
практической деятельностью ребёнка. В младшем дошкольном возрасте речь
носит ситуативный характер. В процессе развития, речь отделяется от
практического опыта. Возникает планирующая функция речи. С появлением
ролевой игры, возникают и новые виды речи: сообщение, инструктаж,
поручение, повествование о впечатлениях. К четырем –пяти годам появляется
контекстная речь. Это напрямую связано с освоением словарного запаса и
грамматического строя родного языка, с развитием умения использовать
средства языка. Наряду с монологической речью продолжает развиваться
диалогическая речь. В средней группе детского сада дети активно вступают в
разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки. Но
связная речь их еще несовершенна- часто копируют образец, предложения
могут быть несвязанные или связаны формально.
В старшем дошкольном возрасте способны активно участвовать в
беседе, полно и развернуто отвечать на вопросы. Совершенствуется и
монологическая речь: дети осваивают описание, повествование, начальные
формы рассуждения. Усложняется синтаксическая структура детских
высказываний, увеличивается употребление сложных предложений. Большее
внимание уделяется произвольности и преднамеренности высказываний.
Дети сами анализируют и оценивают рассказы, учитывая содержание,
связность.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы
русского языка. В это время совершенствуется грамматическая структура и
звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
С самого начала, овладение грамматическим строем языка носит
творческий характер, опирается на самостоятельную поисковую активность
ребенка в окружающем мире и слове, на языковые обобщения,
экспериментирование со словом, игры. Освоение форм и правил языка,
логики языка в дошкольном детстве осуществляется уже в недрах
инициативной продуктивной речи, речевого и словесного творчества.
Управление речевым развитием детей педагог реализует, прежде всего,
посредством совместной деятельности, общения, как с самим ребенком, так и
детьми между собой. В зависимости от возраста меняются и формы общения.
В старшем дошкольном возрасте происходит отделение речи от
непосредственного практического опыта.
Таким образом, умение связно говорить развивается при
целенаправленном взаимодействии педагога и ребёнка.
- поэтапная работа по обучению детей рассказыванию в процессе
непосредственно образовательной и в свободной деятельности в
соответствии с возрастными особенностями;
-использование воспитателем разнообразных методов и приемов
обучения позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать
связную речь у детей старшего возраста.