Автор: Махмудова Дженет Умарпашаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Лада" Населённый пункт: г. Новый - Уренгой Наименование материала: методическая разработка Тема: календарно - тематическое планирование Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа
дополнительного образования
социально-коммуникативного развития
детей 4 -5 лет
«Мультстудия Почемучка »
срок реализации программы: 1 год
Составитель: Махмудова Д. У
г. Новый Уренгой
2016– 2017 учебный год
I.
Введение
Программа "Мультстудия Семицветик" предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Метод активной мультипликации сравнительно
молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими
руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет
скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания.
Программа "Мультстудия Семицветик" направлена на профилактику трудностей в социально-коммуникативной сфере развития ребенка.
II. Пояснительная записка
В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети , зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми,
как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за
плохое поведение. По мнению социального психолога Андреевой Г.М., социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта
индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и
активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом социализации является семья и
все
более
распространенные
детские
дошкольные
учреждения.
Именно
в
дошкольном
учреждении
ребенок
дошкольник
приобретает
первые
социальный опыт.
Согласно концепции Э.Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние
на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно это нужно учитывать при работе с
детьми, особенно преследуя цель - социализации.
Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое
н а п р а в л е н о
н а
у с в о е н и е
н о р м
и
ц е н н о с т е й ,
п р и н я т ы х в обществе, включая моральные и
нравственные
ценно сти;
р а з в и т и е
общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В данной программе осуществляется социально-коммуникативное развитие дошкольника нестандартным педагогическим методом - методом
активной мультипликации.
Данная
программа
разработана
на
основе Мульттерапии –
инновационной
межрегиональной
профессионально-волонтерской
программы
реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством коллективного создания мультфильмов.
Мультстудия
"Семицветик"
ориентируется
на
детей,
посещающих
подготовительные
группы
детского
сада
и
направлена
на
социально-
коммуникативное развитие детей.
1.
Направленность программы
Данная программа при работе с детьми 4-5 лет направлена, в первую очередь, на социально-коммуникативное развитие нестандартным методом
активной анимации. В то же время, безусловно, происходит развитие высших психических функций (память, внимание, воображение, мышление,
восприятие), речи, творческих способностей, и что не маловажно мотивационной и личностной сфер психической деятельности.
2.
Цели программы
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации;
Формирование у дошкольников мотивации к деятельности;
Активизация творческих способностей воспитанников;
Формирование представлений об анимации и мультипликации.
3.
Задачи программы
Социализация ребенка; воспитание усидчивости, целеустремленности;
Развитие вербальной и невербальной коммуникации;
Развитие наглядно-образного и логического мышления;
Развитие памяти, восприятия, устойчивости внимания;
Развитие воображения;
Развитие творческих способностей;
Развитие монологической и диалогической речи;
Развитие навыков общения;
Обучение навыкам мультипликации.
4.
Отличительные особенности программы
Творческое самовыражение - дети проявляют себя в творческой деятельности, при этом обучаясь и воспитываясь.
Равенство - дети с педагогом общаются на равных, отсутствуют любые коммуникативные барьеры.
Свобода - план занятий всегда ориентировочный, примерный, в ходе занятия он может меняться, постоянными являются только темы, в рамках
которых осуществляется творческая деятельность.
Использование современных мультимедийных и технических средств для реализации деятельности - компьютер, фотоаппарат, интерактивная
доска.
5.
Условия реализации программы
Программа реализуется с детьми 4-5 лет, с учетом их индивидуально-психологических особенностей:
Показатели
Индивидуально-психологические особенности
Ведущая потребность
Потребность в общении.
Ведущая функция
Воображение, словесно-логическое мышление.
Игровая деятельность
Длительные
игровые
объединения,
умение
согласовывать
свое
поведение в соответствии с ролью.
Отношения со взрослыми
В не ситуативно-личностные: взрослый - источник эмоциональной
поддержки.
Отношения со
сверстниками
В не ситуативно-деловые: собеседник, партнер по деятельности.
Эмоции
Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством
оценки
окружающих;
ребенок
начинает
осознавать
свои
переживания.
Способ познания
Самостоятельная
деятельность,
познавательное
общение
со
сверстниками, взрослыми.
Объект познания
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Восприятие
Знания
о
предметах
и
их
свойствах
расширяются
(восприятие
времени, пространства), организуются в систему и используются в
различных видах деятельности.
Внимание
Интенсивное
развитие
произвольного
внимания,
удерживает
внимание до 20 минут, объем внимания 6-8 предметов.
Память
Интенсивное развитие долговременной памяти, объем памяти 5-6
предметов из 8; 3-4 действий.
Мышление
Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно-
образного; развитие элементов абстрактного мышления.
Воображение
Переходит
во
внутреннюю
деятельность,
появляется
собственное
словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи).
Условия успешности
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.
Новообразования
возраста
1. Обговаривание плана действий.
2.Развитие всех психических процессов.
3. Возникновение первой целостной картины миры.
4. Ведущим становится познавательный мотив.
Для реализации программы используются следующее оснащение:
отдельный кабинет или свободное пространство помещений, оборудованный анимационным станком;
анимационный станок - фотоаппарат, штатив, лампы, стекла, компьютер;
материал для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная бумага, ткань, бросовый материал, и т.д.)
6.
Режим занятий
Возрастная
группа
Продолжительность
занятия
Периодичность
в неделю
Количество
в месяц
Количество
в год
4-5 лет
20 минут
1 раз
4
36
Занятия в игровой форме проводятся в мини-группах (не более 4 человек).
7.
Прогнозируемые результаты
При разработке данной программы, ставятся следующие конечные цели:
1.
У
детей
формируются
социально-коммуникативные
навыки
посредством
активной
мультипликации;
воспитывается
усидчивость,
целеустремленность, желание довести начатое дело до конечного результата – получить творческий продукт своих стараний.
2.
Повышается мотивационную активность дошкольников.
3.
Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.
4.
У
дошкольников
развиваются
высшие
психические
функции
(память,
внимание,
мышление,
воображение,
восприятие),
формируется
их
устойчивость.
5.
Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной);
6.
Активно развивается монологическая и диалогическая речь.
7.
Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.
III.
Перспективно – тематический план
Всего программой предусмотрено 72 занятия. 9 из них являются вводными, на которых дети знакомятся с мультипликацией, ее особенностями, а
педагог проводит диагностику личностной сферы психики детей. Следующие 63 занятия подразделяются на темы (всего 16 тем: на 15 тем отведено по 4
занятия, и на итоговую 16 тему - 3 занятия). В рамках каждой темы создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и снимают совместно с
педагогом. В начале каждой темы проводится вводная беседа, в которых дети высказывают свое мнение по проблеме, обсуждают ее. Далее проводятся
игры и упражнения по теме занятия, дети могут выступать инициаторами данных игр. Затем происходит обсуждение сюжета, раскадровка, изготовление
персонажей и декораций и съемка мультфильма, далее дети озвучивают мультфильм и смотрят его.
Комплексно-тематический план
№
Тема
Цели
План занятия
Номер и
коли-
чество
заня-тий
1
Что такое мульт-
фильм?
1. Формирование у детей
адекватного представления о
мультфильмах.
2. Формирование
представлений о
предстоящей деятельности.
3. Выявление
индивидуально-
типологических
особенностей ребенка.
-знакомство с мультстудией;
-обсуждение известных детских
мультфильмов;
-обсуждение роли мультфильма
в жизни ребенкая;
-"Автопортрет" - проективная
методика
№1
(1)
2
Обратная
сторона экрана
1. Формирование у детей
представления о процессе
создании мультфильма.
2. Формирование мотивации
к дальнейшей деятельности.
3. Диагностика
внутрисемейных отношений.
-знакомство детей с
различными анимационными
техниками;
-знакомство с материалами, из
которых можно изготовить
мультфильм;
-просмотр мультфильмов,
созданных другими детьми;
- "Рисунок семьи" -
проективная методика
№2
(1)
3
Шаг за шагом
1. Развитие познавательной
активности, абстрактно-
логического и наглядно-
образного мышления.
2. Развитие воображения и
креативности.
3. Оценка личности ребенка,
уровня его развития,
работоспособности и
-знакомство детей с важными
этапами создания мультфильма:
сюжет, персонажи, декорации,
озвучивание;
-обсуждение данных
составляющих на примере
мультфильма "Пластилиновая
ворона"
- "Дом-дерево-человек" -
№3
(1)
интеграции; исследование
сферы его взаимоотношений
с окружающим миром.
проективная методика
4
Персонаж - кто
это?
1. Развитие воображения.
2.Развитие творческой
активности.
3. Оценка склонностей и
интересов ребенка.
-знакомство детей с
характеристиками персонажа
(характер, мимика, жесты,
движения);
-создание собственного
персонажа (рисунок и рассказ о
нем);
№4
(1)
5
Сюжет.
Сказочная
история
1. Развитие логического
мышления.
2.Развитие связной речи.
3. Развитие воображения и
креативности.
-знакомство детей с правилами
составления сюжета (завязка,
развязка, заключение);
-упражнение "Составление
рассказа по картинке"
-создание сюжета совместно со
всеми детьми, используя
созданных ранее персонажей;
-обучение технике раскадровки
№5
(1)
6
Декорации.
Построим
волшебный мир.
1. Развитие
пространственного
восприятия.
2. Развитие воображения.
3. Развитие познавательной
активности.
-изучение способов
изготовления декораций;
-знакомство с различными
материалами;
-изготовлений декораций по
придуманному сюжету
№6
(1)
7
Камера - мотор!
1. Формирование у детей
представлений о
технических средствах,
использующихся для
создания мультфильма, и
правил безопасности работы
с ними.
2. Развитие воображения,
абстрактно-логического,
-знакомство детей с приборами,
необходимыми для съемки
мультфильма;
-обучение технике
безопасности в мультстудии;
-съемка мультфильма по
заранее написанному сюжету
№7
(1)
наглядно-образного
мышления.
3.Формирование у детей
интереса к деятельности.
8
Говорим и
показываем
1. Формирование навыков
съемки мультфильма.
2. Развитие речи.
3. Развитие критичного
мышления.
-продолжение съемки
мультфильма;
-озвучивание и монтаж
мультфильма;
-просмотр мультфильма,
обсуждение проделанной
работы;
№8
(1)
9
Фильм, фильм,
фильм!
1. Повышение самооценки.
2. Формирование мотивации
к дальнейшей деятельности
путем ее одобрения.
3. Оценка усвоения знаний
детей по пройденному
материалу.
-презентация готового
мультфильма родителям, детям
других групп, педагогам;
-обсуждение полученных
результатов;
-викторина для детей "Что мы
знаем о мультфильме"
№9
(1)
10
Тема 1.
Наши эмоции.
От улыбки
станет всем
светлей
1. Развитие эмоциональной
сферы.
2. Формирование
адекватного представления
об эмоциональных
состояниях людей.
3. Повышение
эмоционального фона.
-беседа на тему эмоциональных
проявлений людей в различных
ситуациях;
-работа с калейдоскопом
эмоций;
-работа перед зеркалом -
изучение собственных эмоций;
-изготовление персонажей со
сменными эмоциями;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Наши эмоции"
№10-13
(4)
11
Тема 2.
Наша речь.
Ласковое слово.
1. Развитие речи.
2. Формирование
представлений об интонации,
тембре, темпе речи у людей.
3. Развитие навыков
вербального общения.
-обсуждение с детьми речевых
особенностей людей;
-упражнения на развитие
риторики;
-изготовление персонажей со
сменными артикуляциями;
-разработка сюжета и съемка
№14-17
(4)
мультфильма "Ласковое слово"
12
Тема 3.
Движения и
жесты. Разговор
без слов.
1. Развитие навыков
невербального общения.
2. Развитие пантомимики и
выразительности движений.
3. Развитие жестикуляции.
-беседа с детьми на тему
особенностей жестикуляций и
движений людей в разных
ситуациях;
-упражнения на развитие
выразительности движений и
пантомимики;
-изготовление персонажей,
способных к движению;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Разговор без
слов"
№18-21
(4)
13
Тема 4.
Кто я?
Я особенный. Я
среди других.
1. Развитие положительного
отношения к себе,
повышение самооценки.
2. Развитие умения выделять
в себе индивидуальные
качества.
3. Помощь в осознании
ребенком себя, как члена
общества.
-обсуждение с детьми
индивидуальных особенностей
каждого человека;
-игры на развитие
положительного отношение к
себе и повышение самооценки;
-изготовление персонажей,
отражающих особенности
детей, создающих их;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Я среди других"
№22-25
(4)
14
Тема 5.
Мое окружение.
Моя семья.
1. Формирование
уважительного отношения к
старшим.
2. Развитие у ребенка чувства
защищенности и
уверенности.
3. Развитие представлений о
гендерных различиях членов
семьи.
-беседа с детьми на тему "Мое
окружение", определение
позиции ребенка в семье и
отношений между
родственниками;
-упражнения на развитие
доброжелательного отношения
к родственникам;
-создание сюжета и съемка
мультфильма "Моя семья"
№26-29
(4)
15
Тема 6.
Мои друзья.
1. Формирование
принадлежности к группе.
-беседа на тему "Мои друзья",
определение положения
№30-33
(4)
Наши игры.
2. Развитие
доброжелательного
отношения к сверстникам.
3. Расширение
представлений об играх со
сверстниками.
ребенка в группе;
-упражнения и игры
направленные на формирование
положительного отношения к
сверстникам;
-создание сюжета и съемка
мультфильма "Наши игры"
16
Тема 7.
Мой дом - моя
крепость!
1. Развитие познавательной
активности.
2. Формирование чувства
защищенности.
3. Развитие
пространственных
представлений,
пространственного
восприятия и мышления.
-обсуждение с детьми их
отношения к своему дому,
изучение различных видов
жилья в разных странах и в
разное время;
-беседа о сохранении
безопасности в своем доме;
-изготовление декораций -
домов, и персонажей;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Мой дом - моя
крепость"
№34-37
(4)
17
Тема 8.
Все, что нас
окружает.
Обобщения.
1. Развитие мыслительной
операции обобщения.
2. Развитие воображения.
3. Формирование бережного
отношения к вещам.
-беседа на тему домашнего
быта;
-дидактические игры -
обобщения;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма в технике
"ожившие предметы"
№38-41
(4)
18
Тема 9.
Братья наши
меньшие.
Домашние
животные.
1. Развитие эмоциональной
сферы.
2. Формирование
доброжелательного
отношения к животным.
3. Развитие эмпатии.
-беседа о домашних животных,
их образе жизни, питании и
пользе;
-дидактические игры
"Животные"
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Братья наши
меньшие"
№42-45
(4)
19
Тема 10.
Мир вокруг нас.
1. Побуждение к бережному
отношению к природе.
-беседа о дикой природе, ее
сохранении, о диких животных,
№46-49
(4)
Охрана
природы.
Лесные соседи.
2. Развитие аккуратности и
ответственности.
3. Обучение общению с
дикими животными.
их отличиях от домашних;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Лесные соседи"
20
Тема 11.
Наша родина -
Россия!
1. Развитие патриотического
чувства.
2. Развитие мотивационной
сферы.
3. Развитие познавательной
активности.
-обсуждение понятий "Родина,
страна, гимн, флаг, герб";
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Наша родина -
Россия"
№50-53
(4)
21
Тема 12. Мечты.
На пути к
светлому
будущему!
1. Развитие мотивационной
сферы.
2. Развитие воображения и
творческого мышления.
3. Повышение уверенности в
себе.
-обсуждение качеств,
необходимых для достижения
своей мечты;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "На пути к
светлому будущему!"
№54-57
(4)
22
Тема 13.
Человеческий
труд.
1. Формирование у детей
представлений о труде и
положительного к нему
отношения.
2. Повышение мотивации к
деятельности.
3. Развитие познавательной
активности.
-беседа на тему "Труд
человека", о пользе человека в
различных сферах
деятельности;
-объяснение пословиц и
поговорок о труде;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Человеческий
труд"
№58-61
(4)
23
Тема 14.
Великие люди
планеты!
1. Развитие мотивационной
сферы.
2. Формирование
представлений о великих
открытиях и подвигах людей
нашей планеты.
3. Развитие познавательной
сферы.
-беседа о великих людях
планеты, обсуждение
известных личностей, знакомых
детям и их пользы для людей;
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Великие люди
планеты!"
№62-65
(4)
24
Тема 15. Дружба
народов.
1. Развитие
доброжелательного
- беседа на ему "Народы ", их
отличиях и сходстве, обычаях;
№66-69
(4)
отношения к окружающим.
2. Формирование
представлений о различных
народах и их обычаях.
3. Обучение взаимопомощи и
взаимовыручке.
-изучение нарядов разных
народов;
-методика "Рисунок семьи"
-разработка сюжета и съемка
мультфильма "Дружба народов"
23
Тема 16.
Мы вместе!
Подведение
итогов
проделанной
работы.
1. Формирование критичного
мышления.
2. Развитие мотивационной
сферы.
3. Повышение самооценки и
уверенности в себе, развитие
рефлексии.
-просмотр мультфильмов,
снятых за время занятий;
-обмен впечатлениями,
подведение итогов;
-игры на развитие уверенности
в себе;
-упражнения на рефлексию;
-методика "Дом-дерево-
человек"
№70-72
(3)
IV.
Содержание программы
Как
уже
говорилось
выше,
мульттерапия –
инновационная
межрегиональная
профессионально-волонтерская
программа
реабилитации
и
творческой
социализации
детей,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации,
посредством
коллективного
создания
мультфильмов.
Мульттетрапия является
синтезом
деятельностного
педагогического
подхода,
психологических
методик
групповой
работы,
арт-терапии
и
анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект. Инфраструктурный социальный проект «Мульттерапия» задуман в 2008
году. Автор идеи — Михаил Сафронов и его коллеги из студии детской анимации «ДА» г. Санкт-Петербург. Научную поддержку проекта осуществляет
Федеральный институт развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки Российской Федерации. На основе этой программы,
используя опыт ее реализации в работе с детьми, разрабатывалась программа работы Мультстудии "Семицветик". Изначально проект Мульттерапия
задумывался как реабилитационный, но используя опыт педагогов, работающих над данным проектом, можно сделать вывод, что у здоровых детей
также наблюдается положительный развивающий, обучающий и воспитывающий эффект от данной деятельности.
Мультипликация всегда остается для детей чем-то сказочным, волшебным, и на наш взгляд актуально использовать данный метод для работы с
детьми. Важнейшими условиями для реализации работы является формирование следующих психических функций: произвольного внимания и памяти,
речи, начало развития абстрактно-логического мышления, воображения, восприятия пространства и времени. Безусловно, все они еще нуждаются в
развитии, но при таких условиях уже можно развивать и другие сферы психики, а именно социально-коммуникативную. С помощью данного метода
дети учатся работать в команде, помогать друг другу, планировать свои действия. Темы занятий разработаны таким образом, что затрагивают основные
социальные
моменты,
активизируют
мотивационную
и
познавательную
активность.
Используя
особенности
данной
программы
-
свободу,
самостоятельность, творческое самовыражение и равенство дети открываются и с большим энтузиазмом приступают к деятельности. Еще одни не
маловажным аспектом является повышение уверенности в себе и самооценки в процессе анимационной деятельности, что дает хорошие результаты при
работе с застенчивыми и стеснительными детьми. В процессе работы дети не только приобретают социальные и коммуникативные навыки, но также
усваивают элементарные представления о мультипликации.
Рассмотрение каждой темы программы строится на основе одной общей схемы:
1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих мыслей, своего мнения.
2. Игры и упражнения по теме занятия. Детям предоставляется возможность самим выбрать игру, которую они считают наиболее подходящей к данной
теме (это могут быть различные настольный игры, психологические и словесные игры и т.д.), педагог заранее готовит для детей возможные варианты.
Главной задачей в данном случае является обучение детей делать выбор, проявлять инициативу, развитие ответственности и умения договариваться друг
с другом.
3.
Далее
происходит
обсуждение
сюжета
будущего
мультфильма.
Педагог
с
детьми
обсуждают
главных
героев,
их
действия,
главную
мысль
мультфильма. Рисуется раскадровка - дети совместно выстраивают логическую цепочку сюжета и зарисовывают ее. Выбираются материалы и техника
для создания мультфильма (дети могут сами выбрать, педагог направляет, советует, рассказывает о возможных вариантах). Техники, использующиеся в
работе с дошкольниками, могут быть следующие: перекладка, рисованная анимация, сыпучая анимация, ожившие предметы. Материалами в данных
случаях служат: пластилин, цветной картон и бумага, различные подручные средства, манка, песок, крупы, карандаши, краски и т.д.
4. Съемка мультфильма производится цифровым фотоаппаратом под руководством педагога. Каждое действие и движение персонажа соответствует
запланированному сюжету, и фиксируются на отдельном кадре.
5. Монтаж мультфильма выполняет педагог, в специальной компьютерной программе для создания видеороликов, дети наблюдают за «соединением»
всех отснятых ими кадров.
6. Озвучивание мультфильма выполняется детьми, согласно сюжету. Важно дать детям возможность самим придумать реплики и интонацию голоса.
Педагог советует и направляет, производит аудиозапись звуковых дорожек (треков) на компьютерном оборудовании через микрофон или с помощью
цифрового диктофона.
7. Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всей группой, можно с привлечением родителей и педагогов, обсуждение результатов
работы.
Как было сказано выше, на каждую тему отводится по 4 занятия, то есть все описанные этапы делятся на несколько дней, в зависимости от
работоспособности детей. Дети действуют неспешно, подходя к работе с большим энтузиазмом.
После всего курса, на итоговых занятиях, дети демонстрируют работы родителям и педагогам и получают памятные грамоты и дипломы, что
повышает уверенность в себе и самооценку, а также положительно влияет на мотивационную сферу.
V.
Методическое обеспечение
Методические пособия:
Максимова С.В. Методическое пособие по применению мульт-терапии для детей с нарушениями речи, 2011.
Медведева
Е.А.
Формирование
личности
ребенка
с
проблемами
психического
развития
средствами
искусства
в
артпедагогическом
и
арттерапевтическом пространстве, М. 2009.
Светланова И.А. Психологические игры для детей. – Ростов н/Д: Фенис, 2013.
Дидактический материал:
Материалы для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, цветные и простые карандаши, восковые
мелки; вата, манка, песок и др.)
Дидактические игры по темам занятий.
Детская художественная литература и иллюстрациями.
Характеристика средств:
1Материально-технические условия:
Кабинет, оборудованный анимационным станком или свободное пространство помещений, стол, стулья по количеству детей:
o
Фотоаппарат,
o
Штатив,
Осветительные приборы,
o
Безопасные стекла,
o
Компьютер с программой для съемки и монтажа.
2.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998.
2.Максимова С.В. Методическое пособие по применению мульт-терапии для детей с нарушениями речи, 2011.
3.Медведева
Е.А.
Формирование
личности
ребенка
с
проблемами
психического
развития
средствами
искусства
в
артпедагогическом
и
арттерапевтическом пространстве, М. 2009.
4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005.
5. Смирнова И.А., Верховкина М.Е., Атарова М.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. - М.: Каро, 2014.
6. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб, 1997.