Напоминание

календарно - тематическое планирование


Автор: Махмудова Дженет Умарпашаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Лада"
Населённый пункт: г. Новый - Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: календарно - тематическое планирование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативного развития детей 4 -5 лет
«Мультстудия Почемучка
» срок реализации программы: 1 год Составитель: Махмудова Д. У
г. Новый Уренгой

2016– 2017 учебный год

I.

Введение
Программа "Мультстудия Семицветик" предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания. Программа "Мультстудия Семицветик" направлена на профилактику трудностей в социально-коммуникативной сфере развития ребенка.
II. Пояснительная записка
В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети , зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за
плохое поведение. По мнению социального психолога Андреевой Г.М., социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом социализации является семья и все более распространенные детские дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок дошкольник приобретает первые социальный опыт. Согласно концепции Э.Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации. Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое н а п р а в л е н о н а у с в о е н и е н о р м и ц е н н о с т е й , п р и н я т ы х в обществе, включая моральные и нравственные ценно сти; р а з в и т и е общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В данной программе осуществляется социально-коммуникативное развитие дошкольника нестандартным педагогическим методом - методом активной мультипликации. Данная программа разработана на основе Мульттерапии – инновационной межрегиональной профессионально-волонтерской программы реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством коллективного создания мультфильмов. Мультстудия "Семицветик" ориентируется на детей, посещающих подготовительные группы детского сада и направлена на социально- коммуникативное развитие детей.
1.

Направленность программы
Данная программа при работе с детьми 4-5 лет направлена, в первую очередь, на социально-коммуникативное развитие нестандартным методом активной анимации. В то же время, безусловно, происходит развитие высших психических функций (память, внимание, воображение, мышление, восприятие), речи, творческих способностей, и что не маловажно мотивационной и личностной сфер психической деятельности.
2.

Цели программы
 Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации;  Формирование у дошкольников мотивации к деятельности;  Активизация творческих способностей воспитанников;  Формирование представлений об анимации и мультипликации.
3.

Задачи программы
 Социализация ребенка; воспитание усидчивости, целеустремленности;  Развитие вербальной и невербальной коммуникации;  Развитие наглядно-образного и логического мышления;  Развитие памяти, восприятия, устойчивости внимания;  Развитие воображения;  Развитие творческих способностей;
 Развитие монологической и диалогической речи;  Развитие навыков общения;  Обучение навыкам мультипликации.
4.

Отличительные особенности программы
Творческое самовыражение - дети проявляют себя в творческой деятельности, при этом обучаясь и воспитываясь. Равенство - дети с педагогом общаются на равных, отсутствуют любые коммуникативные барьеры. Свобода - план занятий всегда ориентировочный, примерный, в ходе занятия он может меняться, постоянными являются только темы, в рамках которых осуществляется творческая деятельность. Использование современных мультимедийных и технических средств для реализации деятельности - компьютер, фотоаппарат, интерактивная доска.
5.

Условия реализации программы
Программа реализуется с детьми 4-5 лет, с учетом их индивидуально-психологических особенностей:
Показатели

Индивидуально-психологические особенности
Ведущая потребность Потребность в общении. Ведущая функция Воображение, словесно-логическое мышление. Игровая деятельность Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью. Отношения со взрослыми В не ситуативно-личностные: взрослый - источник эмоциональной поддержки. Отношения со сверстниками В не ситуативно-деловые: собеседник, партнер по деятельности. Эмоции Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания. Способ познания Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми. Объект познания Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Восприятие Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. Внимание Интенсивное развитие произвольного внимания, удерживает внимание до 20 минут, объем внимания 6-8 предметов. Память Интенсивное развитие долговременной памяти, объем памяти 5-6 предметов из 8; 3-4 действий. Мышление Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно- образного; развитие элементов абстрактного мышления.
Воображение Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи). Условия успешности Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. Новообразования возраста 1. Обговаривание плана действий. 2.Развитие всех психических процессов. 3. Возникновение первой целостной картины миры. 4. Ведущим становится познавательный мотив. Для реализации программы используются следующее оснащение:  отдельный кабинет или свободное пространство помещений, оборудованный анимационным станком;  анимационный станок - фотоаппарат, штатив, лампы, стекла, компьютер;  материал для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная бумага, ткань, бросовый материал, и т.д.)
6.

Режим занятий

Возрастная

группа

Продолжительность

занятия

Периодичность

в неделю

Количество

в месяц

Количество

в год
4-5 лет 20 минут 1 раз 4 36 Занятия в игровой форме проводятся в мини-группах (не более 4 человек).
7.

Прогнозируемые результаты
При разработке данной программы, ставятся следующие конечные цели: 1. У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации; воспитывается усидчивость, целеустремленность, желание довести начатое дело до конечного результата – получить творческий продукт своих стараний. 2. Повышается мотивационную активность дошкольников. 3. Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития. 4. У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), формируется их устойчивость. 5. Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной); 6. Активно развивается монологическая и диалогическая речь. 7. Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.
III.

Перспективно – тематический план
Всего программой предусмотрено 72 занятия. 9 из них являются вводными, на которых дети знакомятся с мультипликацией, ее особенностями, а педагог проводит диагностику личностной сферы психики детей. Следующие 63 занятия подразделяются на темы (всего 16 тем: на 15 тем отведено по 4 занятия, и на итоговую 16 тему - 3 занятия). В рамках каждой темы создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и снимают совместно с педагогом. В начале каждой темы проводится вводная беседа, в которых дети высказывают свое мнение по проблеме, обсуждают ее. Далее проводятся
игры и упражнения по теме занятия, дети могут выступать инициаторами данных игр. Затем происходит обсуждение сюжета, раскадровка, изготовление персонажей и декораций и съемка мультфильма, далее дети озвучивают мультфильм и смотрят его.
Комплексно-тематический план



Тема

Цели

План занятия

Номер и

коли-

чество

заня-тий
1 Что такое мульт- фильм? 1. Формирование у детей адекватного представления о мультфильмах. 2. Формирование представлений о предстоящей деятельности. 3. Выявление индивидуально- типологических особенностей ребенка. -знакомство с мультстудией; -обсуждение известных детских мультфильмов; -обсуждение роли мультфильма в жизни ребенкая; -"Автопортрет" - проективная методика №1 (1) 2 Обратная сторона экрана 1. Формирование у детей представления о процессе создании мультфильма. 2. Формирование мотивации к дальнейшей деятельности. 3. Диагностика внутрисемейных отношений. -знакомство детей с различными анимационными техниками; -знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм; -просмотр мультфильмов, созданных другими детьми; - "Рисунок семьи" - проективная методика №2 (1) 3 Шаг за шагом 1. Развитие познавательной активности, абстрактно- логического и наглядно- образного мышления. 2. Развитие воображения и креативности. 3. Оценка личности ребенка, уровня его развития, работоспособности и -знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; -обсуждение данных составляющих на примере мультфильма "Пластилиновая ворона" - "Дом-дерево-человек" - №3 (1)
интеграции; исследование сферы его взаимоотношений с окружающим миром. проективная методика 4 Персонаж - кто это? 1. Развитие воображения. 2.Развитие творческой активности. 3. Оценка склонностей и интересов ребенка. -знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения); -создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем); №4 (1) 5 Сюжет. Сказочная история 1. Развитие логического мышления. 2.Развитие связной речи. 3. Развитие воображения и креативности. -знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение); -упражнение "Составление рассказа по картинке" -создание сюжета совместно со всеми детьми, используя созданных ранее персонажей; -обучение технике раскадровки №5 (1) 6 Декорации. Построим волшебный мир. 1. Развитие пространственного восприятия. 2. Развитие воображения. 3. Развитие познавательной активности. -изучение способов изготовления декораций; -знакомство с различными материалами; -изготовлений декораций по придуманному сюжету №6 (1) 7 Камера - мотор! 1. Формирование у детей представлений о технических средствах, использующихся для создания мультфильма, и правил безопасности работы с ними. 2. Развитие воображения, абстрактно-логического, -знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма; -обучение технике безопасности в мультстудии; -съемка мультфильма по заранее написанному сюжету №7 (1)
наглядно-образного мышления. 3.Формирование у детей интереса к деятельности. 8 Говорим и показываем 1. Формирование навыков съемки мультфильма. 2. Развитие речи. 3. Развитие критичного мышления. -продолжение съемки мультфильма; -озвучивание и монтаж мультфильма; -просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы; №8 (1) 9 Фильм, фильм, фильм! 1. Повышение самооценки. 2. Формирование мотивации к дальнейшей деятельности путем ее одобрения. 3. Оценка усвоения знаний детей по пройденному материалу. -презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам; -обсуждение полученных результатов; -викторина для детей "Что мы знаем о мультфильме" №9 (1) 10 Тема 1. Наши эмоции. От улыбки станет всем светлей 1. Развитие эмоциональной сферы. 2. Формирование адекватного представления об эмоциональных состояниях людей. 3. Повышение эмоционального фона. -беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях; -работа с калейдоскопом эмоций; -работа перед зеркалом - изучение собственных эмоций; -изготовление персонажей со сменными эмоциями; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Наши эмоции" №10-13 (4) 11 Тема 2. Наша речь. Ласковое слово. 1. Развитие речи. 2. Формирование представлений об интонации, тембре, темпе речи у людей. 3. Развитие навыков вербального общения. -обсуждение с детьми речевых особенностей людей; -упражнения на развитие риторики; -изготовление персонажей со сменными артикуляциями; -разработка сюжета и съемка №14-17 (4)
мультфильма "Ласковое слово" 12 Тема 3. Движения и жесты. Разговор без слов. 1. Развитие навыков невербального общения. 2. Развитие пантомимики и выразительности движений. 3. Развитие жестикуляции. -беседа с детьми на тему особенностей жестикуляций и движений людей в разных ситуациях; -упражнения на развитие выразительности движений и пантомимики; -изготовление персонажей, способных к движению; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Разговор без слов" №18-21 (4) 13 Тема 4. Кто я? Я особенный. Я среди других. 1. Развитие положительного отношения к себе, повышение самооценки. 2. Развитие умения выделять в себе индивидуальные качества. 3. Помощь в осознании ребенком себя, как члена общества. -обсуждение с детьми индивидуальных особенностей каждого человека; -игры на развитие положительного отношение к себе и повышение самооценки; -изготовление персонажей, отражающих особенности детей, создающих их; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Я среди других" №22-25 (4) 14 Тема 5. Мое окружение. Моя семья. 1. Формирование уважительного отношения к старшим. 2. Развитие у ребенка чувства защищенности и уверенности. 3. Развитие представлений о гендерных различиях членов семьи. -беседа с детьми на тему "Мое окружение", определение позиции ребенка в семье и отношений между родственниками; -упражнения на развитие доброжелательного отношения к родственникам; -создание сюжета и съемка мультфильма "Моя семья" №26-29 (4) 15 Тема 6. Мои друзья. 1. Формирование принадлежности к группе. -беседа на тему "Мои друзья", определение положения №30-33 (4)
Наши игры. 2. Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. 3. Расширение представлений об играх со сверстниками. ребенка в группе; -упражнения и игры направленные на формирование положительного отношения к сверстникам; -создание сюжета и съемка мультфильма "Наши игры" 16 Тема 7. Мой дом - моя крепость! 1. Развитие познавательной активности. 2. Формирование чувства защищенности. 3. Развитие пространственных представлений, пространственного восприятия и мышления. -обсуждение с детьми их отношения к своему дому, изучение различных видов жилья в разных странах и в разное время; -беседа о сохранении безопасности в своем доме; -изготовление декораций - домов, и персонажей; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Мой дом - моя крепость" №34-37 (4) 17 Тема 8. Все, что нас окружает. Обобщения. 1. Развитие мыслительной операции обобщения. 2. Развитие воображения. 3. Формирование бережного отношения к вещам. -беседа на тему домашнего быта; -дидактические игры - обобщения; -разработка сюжета и съемка мультфильма в технике "ожившие предметы" №38-41 (4) 18 Тема 9. Братья наши меньшие. Домашние животные. 1. Развитие эмоциональной сферы. 2. Формирование доброжелательного отношения к животным. 3. Развитие эмпатии. -беседа о домашних животных, их образе жизни, питании и пользе; -дидактические игры "Животные" -разработка сюжета и съемка мультфильма "Братья наши меньшие" №42-45 (4) 19 Тема 10. Мир вокруг нас. 1. Побуждение к бережному отношению к природе. -беседа о дикой природе, ее сохранении, о диких животных, №46-49 (4)
Охрана природы. Лесные соседи. 2. Развитие аккуратности и ответственности. 3. Обучение общению с дикими животными. их отличиях от домашних; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Лесные соседи" 20 Тема 11. Наша родина - Россия! 1. Развитие патриотического чувства. 2. Развитие мотивационной сферы. 3. Развитие познавательной активности. -обсуждение понятий "Родина, страна, гимн, флаг, герб"; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Наша родина - Россия" №50-53 (4) 21 Тема 12. Мечты. На пути к светлому будущему! 1. Развитие мотивационной сферы. 2. Развитие воображения и творческого мышления. 3. Повышение уверенности в себе. -обсуждение качеств, необходимых для достижения своей мечты; -разработка сюжета и съемка мультфильма "На пути к светлому будущему!" №54-57 (4) 22 Тема 13. Человеческий труд. 1. Формирование у детей представлений о труде и положительного к нему отношения. 2. Повышение мотивации к деятельности. 3. Развитие познавательной активности. -беседа на тему "Труд человека", о пользе человека в различных сферах деятельности; -объяснение пословиц и поговорок о труде; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Человеческий труд" №58-61 (4) 23 Тема 14. Великие люди планеты! 1. Развитие мотивационной сферы. 2. Формирование представлений о великих открытиях и подвигах людей нашей планеты. 3. Развитие познавательной сферы. -беседа о великих людях планеты, обсуждение известных личностей, знакомых детям и их пользы для людей; -разработка сюжета и съемка мультфильма "Великие люди планеты!" №62-65 (4) 24 Тема 15. Дружба народов. 1. Развитие доброжелательного - беседа на ему "Народы ", их отличиях и сходстве, обычаях; №66-69 (4)
отношения к окружающим. 2. Формирование представлений о различных народах и их обычаях. 3. Обучение взаимопомощи и взаимовыручке. -изучение нарядов разных народов; -методика "Рисунок семьи" -разработка сюжета и съемка мультфильма "Дружба народов" 23 Тема 16. Мы вместе! Подведение итогов проделанной работы. 1. Формирование критичного мышления. 2. Развитие мотивационной сферы. 3. Повышение самооценки и уверенности в себе, развитие рефлексии. -просмотр мультфильмов, снятых за время занятий; -обмен впечатлениями, подведение итогов; -игры на развитие уверенности в себе; -упражнения на рефлексию; -методика "Дом-дерево- человек" №70-72 (3)
IV.

Содержание программы
Как уже говорилось выше, мульттерапия – инновационная межрегиональная профессионально-волонтерская программа реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством коллективного создания мультфильмов.
Мульттетрапия
является синтезом деятельностного педагогического подхода, психологических методик групповой работы, арт-терапии и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект. Инфраструктурный социальный проект «Мульттерапия» задуман в 2008 году. Автор идеи — Михаил Сафронов и его коллеги из студии детской анимации «ДА» г. Санкт-Петербург. Научную поддержку проекта осуществляет Федеральный институт развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки Российской Федерации. На основе этой программы, используя опыт ее реализации в работе с детьми, разрабатывалась программа работы Мультстудии "Семицветик". Изначально проект Мульттерапия задумывался как реабилитационный, но используя опыт педагогов, работающих над данным проектом, можно сделать вывод, что у здоровых детей также наблюдается положительный развивающий, обучающий и воспитывающий эффект от данной деятельности. Мультипликация всегда остается для детей чем-то сказочным, волшебным, и на наш взгляд актуально использовать данный метод для работы с детьми. Важнейшими условиями для реализации работы является формирование следующих психических функций: произвольного внимания и памяти, речи, начало развития абстрактно-логического мышления, воображения, восприятия пространства и времени. Безусловно, все они еще нуждаются в развитии, но при таких условиях уже можно развивать и другие сферы психики, а именно социально-коммуникативную. С помощью данного метода дети учатся работать в команде, помогать друг другу, планировать свои действия. Темы занятий разработаны таким образом, что затрагивают основные социальные моменты, активизируют мотивационную и познавательную активность. Используя особенности данной программы - свободу, самостоятельность, творческое самовыражение и равенство дети открываются и с большим энтузиазмом приступают к деятельности. Еще одни не маловажным аспектом является повышение уверенности в себе и самооценки в процессе анимационной деятельности, что дает хорошие результаты при работе с застенчивыми и стеснительными детьми. В процессе работы дети не только приобретают социальные и коммуникативные навыки, но также усваивают элементарные представления о мультипликации.
Рассмотрение каждой темы программы строится на основе одной общей схемы: 1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих мыслей, своего мнения. 2. Игры и упражнения по теме занятия. Детям предоставляется возможность самим выбрать игру, которую они считают наиболее подходящей к данной теме (это могут быть различные настольный игры, психологические и словесные игры и т.д.), педагог заранее готовит для детей возможные варианты. Главной задачей в данном случае является обучение детей делать выбор, проявлять инициативу, развитие ответственности и умения договариваться друг с другом. 3. Далее происходит обсуждение сюжета будущего мультфильма. Педагог с детьми обсуждают главных героев, их действия, главную мысль мультфильма. Рисуется раскадровка - дети совместно выстраивают логическую цепочку сюжета и зарисовывают ее. Выбираются материалы и техника для создания мультфильма (дети могут сами выбрать, педагог направляет, советует, рассказывает о возможных вариантах). Техники, использующиеся в работе с дошкольниками, могут быть следующие: перекладка, рисованная анимация, сыпучая анимация, ожившие предметы. Материалами в данных случаях служат: пластилин, цветной картон и бумага, различные подручные средства, манка, песок, крупы, карандаши, краски и т.д. 4. Съемка мультфильма производится цифровым фотоаппаратом под руководством педагога. Каждое действие и движение персонажа соответствует запланированному сюжету, и фиксируются на отдельном кадре. 5. Монтаж мультфильма выполняет педагог, в специальной компьютерной программе для создания видеороликов, дети наблюдают за «соединением» всех отснятых ими кадров. 6. Озвучивание мультфильма выполняется детьми, согласно сюжету. Важно дать детям возможность самим придумать реплики и интонацию голоса. Педагог советует и направляет, производит аудиозапись звуковых дорожек (треков) на компьютерном оборудовании через микрофон или с помощью цифрового диктофона. 7. Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всей группой, можно с привлечением родителей и педагогов, обсуждение результатов работы. Как было сказано выше, на каждую тему отводится по 4 занятия, то есть все описанные этапы делятся на несколько дней, в зависимости от работоспособности детей. Дети действуют неспешно, подходя к работе с большим энтузиазмом. После всего курса, на итоговых занятиях, дети демонстрируют работы родителям и педагогам и получают памятные грамоты и дипломы, что повышает уверенность в себе и самооценку, а также положительно влияет на мотивационную сферу.
V.

Методическое обеспечение

Методические пособия:
 Максимова С.В. Методическое пособие по применению мульт-терапии для детей с нарушениями речи, 2011.  Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве, М. 2009.  Светланова И.А. Психологические игры для детей. – Ростов н/Д: Фенис, 2013.
Дидактический материал:
 Материалы для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, цветные и простые карандаши, восковые мелки; вата, манка, песок и др.)  Дидактические игры по темам занятий.  Детская художественная литература и иллюстрациями.

Характеристика средств:

1Материально-технические условия:
Кабинет, оборудованный анимационным станком или свободное пространство помещений, стол, стулья по количеству детей: o Фотоаппарат, o Штатив, Осветительные приборы, o Безопасные стекла, o Компьютер с программой для съемки и монтажа.
2.

Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. 2.Максимова С.В. Методическое пособие по применению мульт-терапии для детей с нарушениями речи, 2011. 3.Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве, М. 2009. 4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. 5. Смирнова И.А., Верховкина М.Е., Атарова М.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. - М.: Каро, 2014. 6. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб, 1997.


В раздел образования